Великий герой Америки ( 1 фото )

Это интересно

Поводом к этим размышлением стал эпизод из фильма Стэнли Кубрика «Сияние». В своё время он вызвал у меня недоумение, и я счёл его «сюрреализмом», виньеткой, введёной в строго структурированный фильм ради чистого абсурда. Вы помните, вероятно, что Дик Хэллоран внезапно называет Дэнни «Док», а на недоумённый вопрос Венди отвечает, что ему показалось, что Дэнни похож на Багза Банни, кролика из популярной серии мультфильмов Уорнер Бразерс.


Эта сцена как-то странно сидела на общем течение фильма. Я недоумевал. Но недавно (об этом я уже писал) я прочитал книгу о работе Кубрика над «Сиянием», где, помимо прочего, сообщалось, что, по первоначальной версии, Хэллоран активно работает на «отель», а Дэнни в финале инфицирован «отелем». То есть, в отличие от романа, сюжет фильма неявно строился таким образом: Джек Торранс «всегда был в отеле», но не сознавал этого, и смыслом его существования было женится на Венди, обладавшей слабым «сиянием» (в романе наоборот, у Джека «сияние» есть, хоть и слабое, а у Венди нет ничего), родить от неё ребёнка с более мощным потенциалом и привезти ребёнка в «отель», то есть, «домой». Хэллоран же должен проверить мощность «сияния» мальчика, не более того – именно поэтому он не предупреждает Дэнни об опасности, более того, успокаивает, говоря, что «всё это не настоящее, как картинка в книжке» (что, как мы понимает с течением фильма, прямая ложь). Другая деталь, разрушающая позитивный образ Хэллорана, тоже была для меня странной лишь до прочтения вышепомянутой книги о Кубрике – во Флориде Хэллоран, как выключенный робот, пассивно лежит в безликой нежилой комнате, увешанной порнографическими фотографиями, пока не получает сигнал, побуждающий его к действию. Мы, невнимательные зрители, думаем, что Хэллоран спешит на помощь Дэнни (тем более, что именно это заявляет Грэйди в разговоре с Торрансом), но такое понимание эпизода вовсе необязательно, поскольку в первом варианте сценария именно Хэллоран убивает семью Джека, который так и не решается на убийство. Хэллорана вызвал не Дэнни, а «отель», настоящий хозяин Хэллорана.

Но всё-таки, почему Дэнни – Док? Почему в том разговоре всплывает именно Багз Банни? На самом деле, это не виньетка, а важная деталь.

Мне кажется чрезвычайно важным воспитание детей. Как детей воспитывают, такими они и вырастают потом. То есть, часовая мина, заложенная, например, в 2009 году, взрывается в 2024, когда дети вырастают. Те, кто понимают это, работают навырост. Остальные сюсюкают и пускают пузыри.

Обработка сознания американских детей проводилась очень профессионально и последовательно. Цели обработки, разумеется, менялись со временем и менялись направления обработки, без изменения методики.

Мастером манипуляции подобного рода был Уолт Дисней, гений, без преувеличения. Его разработки были использованы и другими виртуозами.

Долгое время центральным персонажем американской мультвселенной был Микки Маус. Он был типичный американец среднего класса. У него был дом, некий средний уровень комфорта, который с годами повышался, подруга Минни, друзья, с которыми он общался, которым он помогал и которые помогали ему. Это была модель «американского образа жизни» - ставить цель и добиваться её. И быть частью социума.

Но в 60-х популярность Микки стала падать. Он превратился в своего рода «священную корову», которую все уважают, но никто не кормит. На первый план выдвинулась фигура элегантного кролика Багза Банни, произносящего фразу «What’s up, doc?». Он весьма сильно отличается от Микки. Во-первых, он живёт в норе, скрытой от нашего взгляда (в отличие от гостеприимного домика Микки), и каждый раз появляется как бы ниоткуда. Во-вторых, у него нет друзей, только конкуренты и враги. Багз Банни никого не любит и никто из мультперсонажей не любит его – Багзу Банни это просто не нужно. В-третьих (и в главных) он не ставит перед собой цель и ничего не добивается. Всё, что он получает, он получает само собой, без усилий, просто потому что он счастливчик. Он ничего не боится, даже ружья, направленного ему прямо в нос, потому что он знает – случай на его стороне, и проблема разрешится сама собой, главное – не терять присутствия духа. Интересно, что первых сериях Багз Банни был не просто самоуверен, но и глуп, настолько, что не понимал, какая опасность ему угрожает – и достаточно часто проигрывал. Однако к 60-м годам этот персонаж превратился в абсолютного удачника. Он перестал проигрывать. Во всей Вселенной не существует ничего, что могло бы ему повредить или хотя бы помешать.

Именно Багза Банни стали продвигать в качестве идеала для американских малышей. Поэтому в 1980 году (время действия «Сияния») Денни воспринимает как комплимент, когда его называют похожим на Багза Банни. Если бы его сравнили с Микки Маусом, он покривился бы.

Странно ли, что дети, выросшие на мультфильмах с Багзом Банни, став взрослыми, проголосовали за Рональда Рейгана? Нет, не странно.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация