Несколько слов о харакири... Часть 1 ( 8 фото )
- 04.09.2024
- 10 412
«…освободиться от своей личности для того, чтобы погрузиться
во что-то другое, что он считал своей настоящей сущностью».
Хасуда Дзэммей
Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время неазд в очередной раз в одной беседе я своему собеседнику немного рассказывал о японской культуре и упомянул термин сэппуку. На меня смотрели с нелоумением,, пока я сказал, что имею ввиду харакири. Так стало более понятно. Вот я и решил постик написать – мало ли, кому интересно будет :-)
Хочу отметить сразу, что я в принципе дилетант. Я далек от уровня знаний и мастерства специалистов (некоторые из них есть и у нас в жж), однако я всегда интересовался Страной Восходящего Ростка (ну или Восходящего Солнца, если вам угодно) и конечно же никак не мог обойти тему ритуальные самоубийства. Возможно мой пост, и принесет какие-то новые знания. Если же вы увидите у меня какие-то фактические ошибки – не стесняйтесь – пишите в комментариях. Конструктивной (это надо подчеркнуть) критике я всегда рад – она делает нас лучше.
Итак...
Итак, начнем с самого термина. Как все-таки правильно говорить – сэппуку или харакири. Считается, что верно и так и так, просто первый термин письменный, а второй устный – ну и написание его разными иероглифами. Но я все-же рискну не согласится с такой трактовкой. Все-таки харакири - это некое упрощение, узкая направленность системы ритуального самоубийства. Буквальное прочтение 腹切り. Ведь слово кэри – можно перевести как резать, а хара – это живот. Если вспомнить о видах ритуальных самоубийств, то взрезание живота отнюдь не единственный способ добровольно и красиво (по японским меркам) уйти из жизни (об этом мы поговорим чуть позже).
С другой стороны, хара – это для японца центр телесной жизни, магическая точка энергии тандэн, а главное – сосредоточение души. И, по большому счету, сделать харакири можно перевести как выпустить душу, освободить внутреннюю энергию из плена бренного тела. Кстати, в очередной раз убедился в том, что несмотря на всю непохожесть японцев на нас, у нас немало и общего. Если вы посмотрите былины и сказания древнерусские, то наверняка вспомните, что слово жизнь у нас произошла от слова живот. «Не пожалеть живота своего» - сиречь своей жизни. Так что…
Точка Тандэн
Но мы немного отвлеклись. Как бы там не было, я редко применяю термин харакири по причине того, что считаю, что он все-таки описывает конечную стадию одного из вида ритуального самоубийства. А все самое интересное, сам ритуал этот термин не затрагивает. Ритуал как раз правильнее называть сэппуку 切腹. Хотя если Вы обратите внимание, то один иероглиф, обозначающий живот и жизнь 腹, в обоих терминах совпадает. Но все равно, ИМХО правильно говорить сэппуку.
разбойник Хакамадарэ Ясусукэ
Почему-то считается, что сэппуку или харакири – это привилегия исключительно самураев, но это вовсе не так. Начнем с того, что моду на подобные самоубийства ввел в 988 году Хакамадарэ Ясусукэ, который ну ни разу самураем не был, а был обычным разбойником. Его окружили враги, и он решил уйти из жизни достойно, вспоров живот. Умирал, кстати, долго и болезненно, но новый тренд придумал. А одним из последних ритуальное самоубийство совершил Юкио Мисима (настоящее имя Киматакэ Хираока) после неудачной попытки инициировать военный бунт в 1970 году. Мисима был конечно яркий писатель и ооооочень странный человек (ну очень странный, да и вряд-ли можно по другому называть человека гордящегося густотой и цветом волос на своей груди :-)), однако никаким самураем не был в принципе. Хотя бы потому, что сословие самураев было отменено после революции Мэйдзи в конце 19 столетия.
Так что говорить, что сие исключительно самурайская фича, я бы не стал – это неверно. Другой вопрос, что именно возвышенная смерть видных представителей самурайских родов, сделала харакири крайне популярной и возвышенной смертью, и оказала огромное влияние на формирования обряда (этого самого сэппуку), при котором сама смерть стала просто финальной точкой долгого и сложного процесса. И это не удивляет. Ведь подобное ритуальное самоубийство совершили такие интересные и яркие исторические личности, чьи имена известны даже людям очень мало знакомым с японской темой, как герой битвы при Удзи Минамото-но Ёримаса,
идеал самурая и великий скиталец Минамото-но Ёсицунэ,
герой голливудского «Последнего самурая» Сайго Такамори,
и даже сам Ода Нобунага.
Вообще же японцам так пришлась по вкусу подобная возвышенная смерть (не надо анализировать и пытаться понять – почему. Это трудно, учитывая наше европейский менталитет и христианские корни. Просто примите как данность), что начали появляться различные фольклорные произведения, восторгающиеся героями. Вы наверняка что-то читали, ну или может быть смотрели неудачный фильм о 47 ронинах. Вот из этого ряда.
Причем, популярность подобного была настолько велика, что случались просто ужасающие события. Вспомнить можно хотя бы гибель рода Ходзё в 14 столетии, когда за один день лишили себя жизни около 6000 самураев, проигравшего войну этого рода.
Мон (упрощенно говоря, герб) рода Ходзё
Или еще хуже, если вспомнить остров Сейпан в 1944 году. Японцы потерпели поражение и допустили высадку американского десанта на этот остров Марианского архипелага и получили приказ совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности тэнно (императору). Большинство выполнили приказ, в том числе, взрезав себе живот. Из около 30 000 солдат и офицеров, в плен удалось взять меньше тысячи. По предварительным данным, самоубийство совершило более 10 000 человек.
Вот такие они японцы.
Казалось бы, что в смерти может быть возвышенного и красивого, спросите Вы. А давайте рассмотрим сам ритуал, и возможно будет какое-то иное понимание.
Продолжение следует…
во что-то другое, что он считал своей настоящей сущностью».
Хасуда Дзэммей
Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время неазд в очередной раз в одной беседе я своему собеседнику немного рассказывал о японской культуре и упомянул термин сэппуку. На меня смотрели с нелоумением,, пока я сказал, что имею ввиду харакири. Так стало более понятно. Вот я и решил постик написать – мало ли, кому интересно будет :-)
Хочу отметить сразу, что я в принципе дилетант. Я далек от уровня знаний и мастерства специалистов (некоторые из них есть и у нас в жж), однако я всегда интересовался Страной Восходящего Ростка (ну или Восходящего Солнца, если вам угодно) и конечно же никак не мог обойти тему ритуальные самоубийства. Возможно мой пост, и принесет какие-то новые знания. Если же вы увидите у меня какие-то фактические ошибки – не стесняйтесь – пишите в комментариях. Конструктивной (это надо подчеркнуть) критике я всегда рад – она делает нас лучше.
Итак...
Итак, начнем с самого термина. Как все-таки правильно говорить – сэппуку или харакири. Считается, что верно и так и так, просто первый термин письменный, а второй устный – ну и написание его разными иероглифами. Но я все-же рискну не согласится с такой трактовкой. Все-таки харакири - это некое упрощение, узкая направленность системы ритуального самоубийства. Буквальное прочтение 腹切り. Ведь слово кэри – можно перевести как резать, а хара – это живот. Если вспомнить о видах ритуальных самоубийств, то взрезание живота отнюдь не единственный способ добровольно и красиво (по японским меркам) уйти из жизни (об этом мы поговорим чуть позже).
С другой стороны, хара – это для японца центр телесной жизни, магическая точка энергии тандэн, а главное – сосредоточение души. И, по большому счету, сделать харакири можно перевести как выпустить душу, освободить внутреннюю энергию из плена бренного тела. Кстати, в очередной раз убедился в том, что несмотря на всю непохожесть японцев на нас, у нас немало и общего. Если вы посмотрите былины и сказания древнерусские, то наверняка вспомните, что слово жизнь у нас произошла от слова живот. «Не пожалеть живота своего» - сиречь своей жизни. Так что…
Точка Тандэн
Но мы немного отвлеклись. Как бы там не было, я редко применяю термин харакири по причине того, что считаю, что он все-таки описывает конечную стадию одного из вида ритуального самоубийства. А все самое интересное, сам ритуал этот термин не затрагивает. Ритуал как раз правильнее называть сэппуку 切腹. Хотя если Вы обратите внимание, то один иероглиф, обозначающий живот и жизнь 腹, в обоих терминах совпадает. Но все равно, ИМХО правильно говорить сэппуку.
разбойник Хакамадарэ Ясусукэ
Почему-то считается, что сэппуку или харакири – это привилегия исключительно самураев, но это вовсе не так. Начнем с того, что моду на подобные самоубийства ввел в 988 году Хакамадарэ Ясусукэ, который ну ни разу самураем не был, а был обычным разбойником. Его окружили враги, и он решил уйти из жизни достойно, вспоров живот. Умирал, кстати, долго и болезненно, но новый тренд придумал. А одним из последних ритуальное самоубийство совершил Юкио Мисима (настоящее имя Киматакэ Хираока) после неудачной попытки инициировать военный бунт в 1970 году. Мисима был конечно яркий писатель и ооооочень странный человек (ну очень странный, да и вряд-ли можно по другому называть человека гордящегося густотой и цветом волос на своей груди :-)), однако никаким самураем не был в принципе. Хотя бы потому, что сословие самураев было отменено после революции Мэйдзи в конце 19 столетия.
Так что говорить, что сие исключительно самурайская фича, я бы не стал – это неверно. Другой вопрос, что именно возвышенная смерть видных представителей самурайских родов, сделала харакири крайне популярной и возвышенной смертью, и оказала огромное влияние на формирования обряда (этого самого сэппуку), при котором сама смерть стала просто финальной точкой долгого и сложного процесса. И это не удивляет. Ведь подобное ритуальное самоубийство совершили такие интересные и яркие исторические личности, чьи имена известны даже людям очень мало знакомым с японской темой, как герой битвы при Удзи Минамото-но Ёримаса,
идеал самурая и великий скиталец Минамото-но Ёсицунэ,
герой голливудского «Последнего самурая» Сайго Такамори,
и даже сам Ода Нобунага.
Вообще же японцам так пришлась по вкусу подобная возвышенная смерть (не надо анализировать и пытаться понять – почему. Это трудно, учитывая наше европейский менталитет и христианские корни. Просто примите как данность), что начали появляться различные фольклорные произведения, восторгающиеся героями. Вы наверняка что-то читали, ну или может быть смотрели неудачный фильм о 47 ронинах. Вот из этого ряда.
Причем, популярность подобного была настолько велика, что случались просто ужасающие события. Вспомнить можно хотя бы гибель рода Ходзё в 14 столетии, когда за один день лишили себя жизни около 6000 самураев, проигравшего войну этого рода.
Мон (упрощенно говоря, герб) рода Ходзё
Или еще хуже, если вспомнить остров Сейпан в 1944 году. Японцы потерпели поражение и допустили высадку американского десанта на этот остров Марианского архипелага и получили приказ совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности тэнно (императору). Большинство выполнили приказ, в том числе, взрезав себе живот. Из около 30 000 солдат и офицеров, в плен удалось взять меньше тысячи. По предварительным данным, самоубийство совершило более 10 000 человек.
Вот такие они японцы.
Казалось бы, что в смерти может быть возвышенного и красивого, спросите Вы. А давайте рассмотрим сам ритуал, и возможно будет какое-то иное понимание.
Продолжение следует…
Материал взят: Тут