Почему Шурочка из «Служебного романа» боялась ходить в школу к сыну, и Что осталось за кадром комедии Рязанова ( 5 фото )

Это интересно




В рейтинге самых популярных советских фильмов "Служебный роман" занимает девятнадцатую строчку. В год выпуска (1977) он стал настоящим хитом, привлекшим внимание более 58 миллионов зрителей. Журнал "Советский экран" провел опрос, по результатам которого эта картина была признана лучшей в 1977 году, а исполнители главных ролей, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, получили титулы лучших актеров года. Этот фильм долгое время пользовался широкой популярностью не только на родине, но и за ее пределами.

Как все начиналось: неудачная телеверсия как катализатор


Рязанову не нравилась телеверсия «Сослуживцев» и он решил, что нужно снимать художественный фильм.

В марте 1971 года состоялось знаменательное событие, положившее начало истории создания легендарного фильма. Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, два друга и коллеги, решили объединить свои таланты для написания комедийной пьесы, которая должна была принести им дополнительный заработок. Однако, увлекшись творческим процессом, они забыли о финансовой мотивации и написали пьесу всего за 20 дней. Герои пьесы "Сослуживцы» как будто стали самостоятельными личностями, определяющими ход событий.

Три месяца спустя в московском театре им. Маяковского состоялась дебютная постановка пьесы, которую осуществил молодой режиссер Борис Кондратьев. Зрители смеялись над похождениями доброго, но не слишком сообразительного Новосельцева и хитрой Калугиной. Пьеса оказалась настолько популярной, что была принята в постоянный репертуар более 150 театров по всему СССР.

В 1973 году сотрудники Центрального телевидения СССР заинтересовались пьесой и решили снять свою версию с участием тех же актеров. Однако, результат телевизионного «переложения» не удовлетворил авторов, особенно Рязанова, который был недоволен примитивной реализацией и отсутствием качественного монтажа. Эльдар Александрович выражал свое негативное мнение о телевизионной версии каждый раз, когда она демонстрировалась в эфире. Оставался только один выход — создать собственную полноценную экранизацию пьесы.

Как Алиса Фрейндлих жила в поездах


Эльдар Рязанов не представлял никого, кроме Фрейндлих в роди Мымры.

Одним из главных мотивов создания фильма был давний интерес Рязанова к сотрудничеству с Алисой Фрейндлих. Режиссёр считал её идеальной актрисой для роли Людмилы Прокофьевны и был твёрдо убеждён, что с ней фильм будет успешным. Рязанов отправился в Ленинград, чтобы встретиться с Фрейндлих, которая в то время работала в театре имени Ленсовета. После переговоров с руководством театра, Рязанову удалось уговорить их отпустить актрису для участия в съёмках.

Фрейндлих с радостью согласилась сниматься, но при условии, что Рязанов будет разрешать ей регулярно возвращаться в Ленинград для участия в репетициях и спектаклях. Рязанов дал слово. Когда начались съёмки, Фрейндлих пришлось постоянно разрываться между работой в театре и съёмками. Единственным местом, где она могла отдохнуть, был поезд, в котором она путешествовала между Ленинградом и Москвой. Рязанов всячески заботился о своей любимице, позволяя ей отдыхать во время перерывов между дублями и обеспечивая ей комфортные условия для работы. Гримёры также прилагали усилия, чтобы Фрейндлих выглядела свежей и отдохнувшей, накладывая ей тонизирующие маски и примочки перед съемками.

Как появилась Мымра, а Рязанов написал английские стихи


Многие актеры были утверждены без проб.

В конце весны 1976 года руководство киностудии "Мосфильм" утвердило сценарий фильма "Сослуживцы" без каких-либо изменений. Первоначально проект имел рабочее название "Сказка о руководящей Золушке". "Служебный роман" стал первым фильмом в истории отечественного кино, где режиссёр определился с исполнителями главных ролей ещё до написания сценария. Актёрский состав был подобран заранее и включал в себя таких талантливых актёров, как Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, Андрей Мягков и Лия Ахеджакова.

Режиссёр также рассмотрел Людмилу Иванову на роль общественницы Шуры, которая была «выдвинута», и которую «забыли задвинуть». Иванову знали как председателя театрального месткома, и она была идеальной кандидатурой для этой роли. Кроме того, она была хорошо знакома с общественной работой, что позволило ей внести свой энтузиазм в образ Шуры.

Однако оставалась одна проблема — найти подходящий образ Мымры. Не каждая актриса согласилась бы на роль, которая требовала от неё выглядеть некрасиво в кадре. Но Алиса Фрейндлих, великая актриса, согласилась на эту роль. Она полностью преобразилась, перекрасив свои волосы в тёмный цвет, зализав их, надев ужасный коричневый костюм и уродливые башмаки. Оператор-постановщик Владимир Нахабцев довершил образ, принеся из дома старые роговые очки своего отца. Когда Фрейндлих надела их, все поняли, что Мымра готова появиться на съёмочной площадке.

В начале сентября 1976 года начались съёмки. Чтобы создать основную сцену действий, киногруппе пришлось построить Статистическое учреждение, где происходила большая часть событий картины. Первым снятым эпизодом стал разговор в столовой, где Новосельцев узнает от Шуры, что она читала письма Рыжовой, и отсылает ее в бухгалтерию.

20 сентября случилось неожиданное — выпал ранний снег. Режиссёр Рязанов отменил съёмки с актёрами и вместе с оператором и ассистентом отправился снимать лирические зарисовки зимнего города. В этот момент Рязанов вспомнил английскую поговорку "Нет плохой погоды, есть плохая одежда" и придумал стихи, которые позже стали песней в фильме. Он подправил их и отнес композитору Андрею Петрову, который написал музыку и создал знаменитую песню. Интересно, что режиссер выдал свое стихотворение за произведение поэта Уильяма Блейка. И никому и в голову не пришло, что англичанин тут не причем.

Как Верочка мужа лишилась, а Людмила Иванова не смогла спеть песню


Во время съемок актерам было разрешено импровизировать.

Во время съёмок Рязанов любил импровизации и не всегда следовал сценарию. Однажды он увидел, как его жена и подруга-костюмерша красились перед началом рабочего дня, и решил добавить этот момент в фильм. Перед началом съёмок режиссёр Эльдар Рязанов попросил женскую массовку подготовиться к сцене. "Наведите красоту, девушки!" — услышали они от него. Массовка немедленно занялась макияжем и причёсками, не подозревая, что операторы снимают их с помощью скрытых камер. Этот эпизод вошёл в картину.

Он также любил использовать реальные ситуации в своих сценах. Например, когда Людмила Иванова, играющая Шуру, закричала, чтобы все сдавали по 50 копеек, Андрей Мягков, игравший Новосельцева, сморщился и сказал, что у нее ужасный голос. Этот кадр вошел в фильм. Но вот спеть в фильме именно по этой причине Ивановой не удалось. Многие знаменитые фразы из фильма родились импровизацией на съёмочной площадке. Одним из примеров является реплика Верочки, секретарши: "Да на тебе пахать надо", обращённая к активистке Шуре. Эта фраза была придумана самой Людмилой Ивановой и подарена Лие Ахеджаковой.

Во время работы над фильмом "Служебный роман" создателям пришлось задуматься над тем, как создать правильную обстановку для актеров. Для этого была проделана колоссальная работа по подбору декораций и реквизита. Ассистент по реквизиту Евгений Цимбал обошел множество представительств зарубежных компаний и собрал коллекцию реквизита, включая знаменитую четырехцветную шариковую ручку, которая стала сувениром для Мымры-Калугиной.

Еще до завершения съемок режиссер Эльдар Рязанов понял, что фильм не вписывается в запланированный хронометраж. Пришлось принимать непростое решение, то есть сокращать отснятый материал. Рязанов с болью урезал интересные сцены, приходилось жертвовать некоторыми персонажами.

Рязанов также сократил одну из самых смешных сцен фильма — "Похороны Бубликова". Первоначально она должна была заканчиваться тем, что общественница Шура убегает от разгневанного Бубликова и прячется в лифте. Но во время репетиции Рязанов решил поменять сценарий и попросил Людмилу Иванову крикнуть: "Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!". Актриса блистательно справилась с этой задачей, но, к сожалению, эта сцена также была вырезана.

Была упразднена роль мужа секретарши Верочки. Комик Михаил Светин снимался в этой роли, но режиссер решил, что его исполнение слишком комично для лирической комедии. Вместо него был приглашен Александр Фатюшин, но тот внезапно заболел и оказался в больнице. Рязанов терпеливо ждал выздоровления Фатюшина, но в итоге решил сократить и его роль, оставив только голос по телефону. Интересно, что в этом качестве выступил не Фатюшин, а Олег Басилашвили.

Одним из неожиданных "героев" фильма стал конь с крыльями — большая и красивая настольная статуя, копия знаменитой скульптуры "Персей и пегас" французского скульптора Эмиля-Луи Пико. Эта статуя стала своеобразной "звездой" советского кино, снявшись в нескольких знаменитых фильмах, включая "Бриллиантовую руку" Гайдая, "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой и "Мой ласковый и нежный зверь". Съемочная группа "Мосфильма" даже прозвала ее "любимой лошадью" студии. В "Служебном романе" статуя появляется в одной из сцен, где Новосельцев падает вместе с ней на пол.

Съемки "Служебного романа" завершились в январе 1977 года, а премьера состоялась в октябре того же года. Фильм сразу же завоевал сердца зрителей - за три месяца его посмотрели более 60 миллионов человек. Всеми любимыми стали и главные герои, включая отрицательных персонажей. Однако близкие родственники Людмилы Ивановой столкнулись с неприятными последствиями. Сын актрисы попросил ее не появляться в школе, так как ее образ стал слишком известным, и его одноклассники ее "держали за ненормальную".

Интересно, что Алиса Фрейндлих в юности долго не могла решить, поступать в театральный институт или же в консерваторию.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация