Свобода слова по-итальянски или как в средние века в Риме появились говорящие статуи ( 9 фото )
- 05.08.2024
- 18 211
В течение нескольких столетий жители Рима выражали своё недовольство политикой властей весьма эксцентричным способом. Они сочиняли сатирические пасквили, высмеивающие монархов, дворян и даже Папу, а потом размещали их на статуях, которые украшали улицы города. Очень часто такие анонимные послания выходили за рамки обсуждаемой темы, люди начинали использовать переписку на статуях в качестве общения и как банальную доску объявлений. Скульптуры получили известность во всём мире, как «говорящие статуи Рима» или Конгрегация остроумия.
Как появился первый пасквиль
Одним из первых, кто подвергся критике, был папа Николай V. Он являлся главой католической церкви с 1447 по 1455 год. Сказать, что он был таким уж плохим руководителем — это неправда. По сей день этого понтифика считают ключевой фигурой римского Возрождения. Он сыграл чрезвычайно важную роль в том, чтобы великий город Рим стал центром искусства и литературы.
Кроме того, он внёс значительный вклад в развитие инфраструктуры города и его преображение. Он укрепил стены, восстановил акведуки и реконструировал множество церквей. Также именно Николай заказал проект здания, которое в итоге стало базиликой Святого Петра. Ещё этот папа приложил свою руку к созданию библиотеки Ватикана. Он спас тысячи бесценных древних рукописей от уничтожения, когда турки завоевали Константинополь.
К сожалению, простой народ не оценил труд понтифика и против него в итоге был составлен заговор, чтобы свергнуть. Папе удалось заговор раскрыть и схватить преступников. Он приказал их повесить. Это решение подверглось яростной критике, а результатом стал издевательский пасквиль: «Николай и папа, и убийца, в Риме льются реки крови, а вина нет совсем».
Говорящие статуи Рима
Из шести говорящих статуй в Риме самой знаменитой является довольно потрёпанная скульптура в эллинистическом стиле. Она датируется 3 веком до нашей эры и называется Паскуино. Её обнаружили в римском районе под названием Парионе в 15 веке и установили на углу Палаццо Браски.
Статуя Паскуино в доме кардинала Урсино, Николя Беатризе (1515–1565).
Каждый год в день Святого Марка кардинал организовывал своего рода латинский литературный конкурс. Конкурсные стихотворения вывешивали на статуе. Иногда люди размещали там свои произведения и вне конкурса. Таким образом, со временем Паскуино стал первой говорящей статуей Рима.
Паскуино.
Обычно листовки оставляли ночью под покровом темноты. Утром там традиционно собирался народ, чтобы прочитать новинки, прежде чем их убирали по приказу властей. Папа Адриан VI (1522-23) однажды даже пригрозил выбросить несчастную статую в Тибр, чтобы положить конец этому безобразию. Потом понтифик испугался, что так сделает только хуже, его поднимут в народе на смех за то, что он воюет со статуей. Вместе этого он ужесточил наказание за размещение несанкционированных сообщений, а скульптуру взяли под наблюдение.
Сообщения на статуе.
Это привело к весьма неожиданным последствиям — люди обратились к другим скульптурам, украшавшим улицы Рима. Величественный монумент речного бога, называемого Марфорио и расположенный у подножия Капитолийского холма, стал первой жертвой. Потом последовали другие. «Говорящих» статуй становилось всё больше.
Марфорио, изваяние I века, изображает лежащего бородатого речного бога, который в прошлом идентифицировался как изображение Юпитера, Нептуна или Тибра.
Потом они даже стали «общаться» между собой. Марфорио однажды «спросил»: «Паскуино, почему нефть так подорожала?», на что Паскуино «ответил»: «Потому что Наполеону она нужна, чтобы жарить республики и помазывать королей». Чуть позже статуи стали высмеивать Камиллу, сестру папы Сикста V. Она происходила из крестьянского рода, но начала слишком задирать нос и строить из себя особу голубых кровей. На этот раз Марфорио «спросил»: «Эй, Паскуино, почему твоя рубашка такая грязная? Ты похож на торговца углём!» Паскуино же «ответил» ему: «Что я могу сделать? Моя прачка стала принцессой!»
Ещё одна говорящая статуя - фонтан Бабуино, изображает Силена, божество, которое было наполовину человеком, наполовину сатиром. Жители Рима называли эту фигуру «бабуино», потому что считали её уродливой и похожей на обезьяну.
Один из самых знаменитых сатирических пасквилей был посвящён папе Урбану VIII Барберини (1623–44). Он приказал расплавить бронзу из Пантеона, чтобы использовать её при строительстве собора Святого Петра. Марфорио тогда «сказал»: «То, что не удалось в своё время варварам, с успехом удалось Барберини». В рамках борьбы с этим безобразием и под предлогом сохранения великолепной античной скульптуры, в 1679 году Марфорио перенесли во двор Палаццо Нуово. Там он скучает по сей день.
«Фонтан Портера», был создан в конце 16 века и изображает человека, продающего воду.
Актуально и сегодня
Паскуино и сегодня используют для размещения сатирических пасквилей о власть имущих. В 2011 году, когда вспыхнул целый ряд неприличных скандалов вокруг фигуры тогдашнего премьер-министра Италии, Сильвио Берлускони, пасквили вновь начали появляться. Их приклеивали к статуе на небольших стикерах. Таким образом Берлускони высмеивали довольно долго. Когда Паскуино решили отреставрировать, его завернули в ткань. На неё какой-то остряк приклеил тут же записку: «Вы можете спрятать Паскуино, но вы никогда не сможете заставить его замолчать».
Одна из шести говорящих статуй, бюст Мадам Лукреции.
Появился даже специальный термин - «Pasquinade». Он означает буквально памфлет или сатиру, демонстрируемые в общественном месте. Его используют не только в Италии, но и во всём мире.
Скульптуру мужчины без головы, который держит в своих руках свиток, сегодня называют последней говорящей статуей Рима. Имя ему дали в честь одного священника, который служил в церкви неподалёку и был поразительно на него похож — аббат Луиджи. Постамент статуи украшает ироничная надпись: «Некогда я был гражданином великого Рима. Теперь меня называют аббатом Луиджи. Вместе с Марфорио и Паскуино я увековечиваю городскую сатиру. Меня оскорбляли и унижали, казнили и погребли, но ныне я возродился в славе и пребываю наконец в абсолютной безопасности».
Эта безголовая статуя человека, держащего свиток, вероятно, римского магистрата или оратора, из поздней имперской эпохи, была прозвана Аббатом Луиджи.
Материал взят: Тут