Пообедать с Пушкиным ( 1 фото )

Присланное

Пушкин – наше все не только в поэзии, но даже в кухне. Человек своего яркого и противоречивого века, он любил и простые деревенские блюда, и произведения высокой гастрономии лучших петербургских ресторанов. Говорят, что из произведений Александра Сергеевича можно выбрать цитаты на любую тему. В советские времена даже строка «Октябрь уж наступил» была подтверждением бунтарского характер поэта, его предчувствия октябрьской революции.


Наша же задача была проще и понятнее: составить меню из любимых блюд Пушкина. О некоторых он писал сам - с любовью и чувством вкуса. О других мы можем узнать из воспоминаний его друзей и современников. Обо всем этом в нашей с Ольгой Сюткиной статье для журнала Marie Claire.

Варенец

«Мы попросили варенца и моченых яблок. Это были любимые кушанья поэта», - писала Вера Нащокина, хорошая знакомая Пушкина. Варенец – это перетопленное с пенками (их замешивали во время топления) молоко, которое после остывания заквашивали сметаной. Насколько изящен был варенец можно судить по свидетельствам XIX века. Его подавали, скажем, на приеме, который давала вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) в Павловске для офицеров в 1822 году. При этом варенец мог появиться как в начала трапезы, так и в виде десерта, с корицей и сахаром.

Ботвинья

«Обедаю сегодня дома, заказав Степану ботвинью и beefsteaks», - пишет поэт жене 17 апреля 1834 года, а через два дня снова — «подают на стол славную ботвинью». Ботвинья не случайно полюбилась Пушкину. Это блюдо, которое могли подать и в крестьянской избе, и за императорским столом. Отварная рыба (кому окунь, а кому и осетрина), мелко покрошенные огурцы, зелень, свекольная ботва, плюс раковые шейки – все это заливалось кислыми щами (похожим на квас шипучим напитком). Ботвинью любил император Александр I и даже рекомендовал ее английскому послу. Который, впрочем, не оценил русского вкуса.

Пожарские котлеты с картофелем а-ля Пушкин

«Забыл я тебе сказать, что в Яропольце (виноват: в Торжке) толстая M-lle Pojarsky, та самая, которая варит славный квас и жарит славные котлеты, провожая меня до ворот своего трактира, отвечала мне на мои нежности», - в шутку писал поэт своей супруге Наталье Николаевне в августе 1833 года. Пожарские котлеты навсегда оставили своей след в сердце поэта. Но какие котлеты без гарнира? Им, несомненно, выступит картофель а-ля Пушкин – обжаренный отварной картофель. Название это появилось уже после смерти поэта. Но, несомненно, отражает его гастрономические пристрастия.

Блины со свекольным соком

"Я любила обедать у Пушкина, - вспоминала фрейлина Александра Смирнова-Россет. - Представьте себе, что блины бывают гречневые, потом с начинкой из рубленых яиц, потом крупчатые блины со снетками, потом крупчатые розовые. Об розовых я и понятия не имею. Как их делали розовыми? Со свеклой. Пушкин съедал их 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке". Действительно, Александр Сергеевич очень любил эти особенные блины, сделанные с добавлением в тесто свекольного сока.

Белое крыжовенное варенье или варенье из меда

А подать свекольные блины можно с белым крыжовенным вареньем, которое по воспоминаниям А.Смирновой-Россет, всегда было в жару на столе у поэта вместе с графином воды и льдом. Или еще одним кулинарным выбором Пушкина, который он упоминает в «Капитанской дочке»: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки». Это старинный рецепт. Ведь раньше сахар был дорог, а сладкий вкус обеспечивал мед. Так что до конца XVIII века наше варенье на меде. Светлом - акациевом, липовом, луговом.

Гоголь-моголь

А это блюдо – воспоминание о детстве поэта. «Мы, то есть, я, Малиновский и Пушкин затеяли выпить гогель-могелю, - писал в воспоминаниях о Лицее друг поэта Иван Пущин. - Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа, у кипящего самовара… Гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот, после ужина, всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались спросы, розыски». Наказанный вместе со своими друзьями, Пушкин тем не менее всегда испытывал привязанность к этому лакомству.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация