Зияющее отсутствие прекрасного далёка ( 8 фото )
- 26.05.2024
- 13 173
Иеремиады совкофилов и совкофобов имеют всегда один и тот же недостаток: отсутствие конкретики. Они хныкают по поводу украденной у них «мечты о светлом будущем» или, наоборот, проклинают Империю Зла, но всё это всегда очень абстрактно. Они сами не знают (и, между прочим, не желают знать) никаких фактов, ибо факты не имеют ничего общего с их инфантильными фантазиями.
К примеру, вздыхая по «солнечному оптимизму советской фантастики», они как бы не помнят, что со второй половины 70-х годов «оптимистическую НФ» в СССР просто не печатали. И поэтому её не писали – зачем писать то, что заведомо не будет опубликовано? Оставалось всего несколько мастодонтов ушедшей эпохи – я рассказывал о некоторых, таких, как Войскуновский с Лукодьяновым и Шалимов, но массовый поток советской НФ был мутен и мрачен. Действие почти всегда происходило на «загнивающем Западе», а если и среди родных осин, то почти исключительно в специально оговорённых выгородках, типа космических станций или закрытых институтов. Социального оптимизма в позднесоветской НФ не было. Сюжеты сочинялись так, чтобы их без труда можно было импортировать в западные декорации и поместить рядом с текстами Бен Бовы или Майкла Крайтона.
Чтобы убедиться, что я прав, достаточно открыть любой «знаниевский» собрник НФ или, скажем, лениздатовскую серию, в которой были «Талисман», «Незримый мост», «Созвездие», «Белый камень Эрдени» и «Меньше-Больше». Там есть хорошая фантастика и средняя и даже плохая (совсем немного), но социальный оптимизм редок, как осётр в Волге.
Когда жалуются на отсутствие кинофантастики в СССР, тоже, в общем-то, расходятся с реальностью. Был период, когда советской кинофантастики было особенно много. Впрочем, закончился этот период довольно быстро.
Началось всё, разумеется, в 1977 году. Всемирную кассу кинопроката сорвали «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, но этот фильм почти никто из советских кинематографистов не видел, да и околокиношная публика не заинтересовалась. В принципе, этот фильм мог быть показан на «информационном сеансе» в Доме Кино, но никому и в голову не пришло организовать что-то такое. В принципе, советские кинематографисты могли увидеть фильм во время своих командировок хотя бы и в социалистические страны, но, вероятно, они предпочитали бегать по магазинам или распивать виски в отеле в компании прикреплённого к группе гбшника. То есть, «Звёздные войны» никто не видел и видеть не хотел, но, тем не менее, в 1977 году произошло крышесрывающее фант-событие, взволновавшее всех советских фильмоделов, от Андрея Тарковского до Якова Сегеля: польский кинохалтурщик Марек Пестрак на Таллинфильм сделал «Дознание пилота Пиркса».
И всем захотелось соорудить свого пилота-пиркса, с блекджком и шлюхами.
Вообще, фильм Пестрака далёк от совершенства. Пиркс в фильмы выглядит, как хотелось бы выглядеть Пирксу из рассказов Станислава Лема – жёсткие скулы, твёрдый подбородок, стальной пронзительный взгляд... но пан Станислав описывал Пиркса так, что его, по идее, должен был сыграть Виктор Павлов, антигероичный герой. К тому же, сюжет фильма опровергает сюжет повести и обессмысливает основную коллизию. В повести Пиркс выигрывает именно потому что не понимает, что происходит, колеблется, не желая принимать решение вслепую и тем самым подыгрывать манипулятору. «Нас спасла, а его погубила человеческая порядочность, которую он так презирал» - поясняет Пиркс в финале. В фильме ничего подобного нет, Пиркс не колеблется ни секунды и действует неуклонно. Почему андроид проигрывает, так и остаётся непонятным. Кроме этих мотивационных несуразиц, в фильм сунули погони и перестрелки в духе итальянских параноидальных триллеров, просто ради оживляжа.
Но дизайн фильма был выполнен на хорошем интернациональном уровне. Это, конечно, не «Космическая Одиссея» и не «Звёздные войны», однако интерьеры космолёта смотрятся убедительно, а натурные эпизоды вполне адекватны среднему представлению о ближайшем будущем. Так что фильм имел успех.
И по следам Пиркса ринулись советские кинорежиссёры... И всё заверте... однако в ненужную сторону. Вы помните эти фильмы? «Акванавты», «Звёздный инспектор», «Через тернии к звёздам», «Петля Ориона», «Инопланетянка», «Звездная командировка», «Уникум», «Сталкер»... Впрочем, «Сталкер», вы, наверно, помните... Ладно, идём дальше... «Семь стихий», «Лунная Радуга», «Отель у Погибшего Альпиниста», «Комета», «День Гнева», наконец, «Конец Вечности», который в 1987 году стал своеобразным завершением позорной НФ-серии.
Все эти фильмы отличались чрезвычайно слабыми сценариями, ибо, даже если они ставились по хорошей, читабельной фантастике, всё равно режиссёры вносили в кино «своё видение» (с ударением на первое «и»), тем самым полностью разрушая зрительский интерес. В отличие от Марека Пестрака, советские режиссёры «самовыражались», а не пытались развлекать.
Режиссёры, решившие залудить что-нибудь этакое, фантастическое, но не имея ни малейшего представления о НФ, обращались за консультацией в профильное издательство «Молодая Гвардия», где их встречали с распростёртыми объятиями и предлагали экранизировать В.Щербакова, Ю.Медведева или С.Павлова.
К тому же, дизайнеры Мосфильма оказались в сравнении с эстонцами (и даже в сравнении с дизайнерами Мосфильма десятилетней давности) совсем жопорукими и не сумели выстроить ни одной мало-мальски приемлемой декорации. Даже современная Москва в дизайнерской обработке мосфильмовских раздолбаев выглядела неубедительно и картонно, а уж что там говорить про пейзажи далёких планет и интерьеры орбитальных станций.
Однако обо всём этом не стоило бы говорить, если бы не интересный образ «прекрасного далёка», рисуемый во всех этих фильмах: никакого счастливого будущего. «Мир завтрашнего дня» во всех без исключения советских НФ-фильмах этой волны выглядит точно так же, как советская жизнь рубежа 70-80-х. Будущее, в точности как в советской НФ сталинского периода, выглядит тем же самым «бесконечным сегодня», тусклым, бедным и скучным. Да, в этих фильмах космолёты бороздят просторы Вселенной, но астронавты и космонавты ничем не отличаются от МНСов и «сотрудников первого отдела» бесчисленных советских предприятий. Они скучно решают поставленные перед ними скучные административные задачи и отличить персонажей «Звёздного инспектора» или «Через тернии к звёздам» от героев производственного фильма «Коней на переправе не менять» довольно трудно.
Почему так получилось? Как раз потому, что тогдашняя советская культура не предлагала пользователю образ привлекательного будущего. «Прекрасное далёко» полностью отсустствовало в масскульте, и потому совколюбы, ноющие об «утрате идеала», страдают по тому, чего никогда не было.
К примеру, вздыхая по «солнечному оптимизму советской фантастики», они как бы не помнят, что со второй половины 70-х годов «оптимистическую НФ» в СССР просто не печатали. И поэтому её не писали – зачем писать то, что заведомо не будет опубликовано? Оставалось всего несколько мастодонтов ушедшей эпохи – я рассказывал о некоторых, таких, как Войскуновский с Лукодьяновым и Шалимов, но массовый поток советской НФ был мутен и мрачен. Действие почти всегда происходило на «загнивающем Западе», а если и среди родных осин, то почти исключительно в специально оговорённых выгородках, типа космических станций или закрытых институтов. Социального оптимизма в позднесоветской НФ не было. Сюжеты сочинялись так, чтобы их без труда можно было импортировать в западные декорации и поместить рядом с текстами Бен Бовы или Майкла Крайтона.
Чтобы убедиться, что я прав, достаточно открыть любой «знаниевский» собрник НФ или, скажем, лениздатовскую серию, в которой были «Талисман», «Незримый мост», «Созвездие», «Белый камень Эрдени» и «Меньше-Больше». Там есть хорошая фантастика и средняя и даже плохая (совсем немного), но социальный оптимизм редок, как осётр в Волге.
Когда жалуются на отсутствие кинофантастики в СССР, тоже, в общем-то, расходятся с реальностью. Был период, когда советской кинофантастики было особенно много. Впрочем, закончился этот период довольно быстро.
Началось всё, разумеется, в 1977 году. Всемирную кассу кинопроката сорвали «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, но этот фильм почти никто из советских кинематографистов не видел, да и околокиношная публика не заинтересовалась. В принципе, этот фильм мог быть показан на «информационном сеансе» в Доме Кино, но никому и в голову не пришло организовать что-то такое. В принципе, советские кинематографисты могли увидеть фильм во время своих командировок хотя бы и в социалистические страны, но, вероятно, они предпочитали бегать по магазинам или распивать виски в отеле в компании прикреплённого к группе гбшника. То есть, «Звёздные войны» никто не видел и видеть не хотел, но, тем не менее, в 1977 году произошло крышесрывающее фант-событие, взволновавшее всех советских фильмоделов, от Андрея Тарковского до Якова Сегеля: польский кинохалтурщик Марек Пестрак на Таллинфильм сделал «Дознание пилота Пиркса».
И всем захотелось соорудить свого пилота-пиркса, с блекджком и шлюхами.
Вообще, фильм Пестрака далёк от совершенства. Пиркс в фильмы выглядит, как хотелось бы выглядеть Пирксу из рассказов Станислава Лема – жёсткие скулы, твёрдый подбородок, стальной пронзительный взгляд... но пан Станислав описывал Пиркса так, что его, по идее, должен был сыграть Виктор Павлов, антигероичный герой. К тому же, сюжет фильма опровергает сюжет повести и обессмысливает основную коллизию. В повести Пиркс выигрывает именно потому что не понимает, что происходит, колеблется, не желая принимать решение вслепую и тем самым подыгрывать манипулятору. «Нас спасла, а его погубила человеческая порядочность, которую он так презирал» - поясняет Пиркс в финале. В фильме ничего подобного нет, Пиркс не колеблется ни секунды и действует неуклонно. Почему андроид проигрывает, так и остаётся непонятным. Кроме этих мотивационных несуразиц, в фильм сунули погони и перестрелки в духе итальянских параноидальных триллеров, просто ради оживляжа.
Но дизайн фильма был выполнен на хорошем интернациональном уровне. Это, конечно, не «Космическая Одиссея» и не «Звёздные войны», однако интерьеры космолёта смотрятся убедительно, а натурные эпизоды вполне адекватны среднему представлению о ближайшем будущем. Так что фильм имел успех.
И по следам Пиркса ринулись советские кинорежиссёры... И всё заверте... однако в ненужную сторону. Вы помните эти фильмы? «Акванавты», «Звёздный инспектор», «Через тернии к звёздам», «Петля Ориона», «Инопланетянка», «Звездная командировка», «Уникум», «Сталкер»... Впрочем, «Сталкер», вы, наверно, помните... Ладно, идём дальше... «Семь стихий», «Лунная Радуга», «Отель у Погибшего Альпиниста», «Комета», «День Гнева», наконец, «Конец Вечности», который в 1987 году стал своеобразным завершением позорной НФ-серии.
Все эти фильмы отличались чрезвычайно слабыми сценариями, ибо, даже если они ставились по хорошей, читабельной фантастике, всё равно режиссёры вносили в кино «своё видение» (с ударением на первое «и»), тем самым полностью разрушая зрительский интерес. В отличие от Марека Пестрака, советские режиссёры «самовыражались», а не пытались развлекать.
Режиссёры, решившие залудить что-нибудь этакое, фантастическое, но не имея ни малейшего представления о НФ, обращались за консультацией в профильное издательство «Молодая Гвардия», где их встречали с распростёртыми объятиями и предлагали экранизировать В.Щербакова, Ю.Медведева или С.Павлова.
К тому же, дизайнеры Мосфильма оказались в сравнении с эстонцами (и даже в сравнении с дизайнерами Мосфильма десятилетней давности) совсем жопорукими и не сумели выстроить ни одной мало-мальски приемлемой декорации. Даже современная Москва в дизайнерской обработке мосфильмовских раздолбаев выглядела неубедительно и картонно, а уж что там говорить про пейзажи далёких планет и интерьеры орбитальных станций.
Однако обо всём этом не стоило бы говорить, если бы не интересный образ «прекрасного далёка», рисуемый во всех этих фильмах: никакого счастливого будущего. «Мир завтрашнего дня» во всех без исключения советских НФ-фильмах этой волны выглядит точно так же, как советская жизнь рубежа 70-80-х. Будущее, в точности как в советской НФ сталинского периода, выглядит тем же самым «бесконечным сегодня», тусклым, бедным и скучным. Да, в этих фильмах космолёты бороздят просторы Вселенной, но астронавты и космонавты ничем не отличаются от МНСов и «сотрудников первого отдела» бесчисленных советских предприятий. Они скучно решают поставленные перед ними скучные административные задачи и отличить персонажей «Звёздного инспектора» или «Через тернии к звёздам» от героев производственного фильма «Коней на переправе не менять» довольно трудно.
Почему так получилось? Как раз потому, что тогдашняя советская культура не предлагала пользователю образ привлекательного будущего. «Прекрасное далёко» полностью отсустствовало в масскульте, и потому совколюбы, ноющие об «утрате идеала», страдают по тому, чего никогда не было.
Материал взят: Тут