Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей ( 5 фото )

Это интересно



Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей
Кадр из сериала «Морозко», реж. Юлия Лысова, 2024

В Okko вышли уже четыре эпизода терапевтического драмеди «Морозко», в котором главная героиня Рита узнает о раннем климаксе, а потому родить должна сейчас или никогда. За последние несколько лет фразы в духе «часики тикают» или «не рожала — не женщина» стали употребляться в кино не иначе как в ироничном ключе. Однако тема продолжения рода как одной из «обязанностей» женщин до сих пор остается в удручающе большом количестве проектов, из-за чего фильмы и сериалы, осмеливающиеся говорить о потенциальном родительстве в непривычном ракурсе, часто становятся триггерными для аудитории и вызывают споры. Рассказываем о репрезентации некоторых сложных тем, связанных с материнством, в отечественных сериалах.

Нежелательная беременность

Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей
Кадр из сериала «Ира», реж. Алим Бесчоков, 2023

Тема незапланированной беременности остается табуированной в обществе, а женщины, столкнувшиеся с ней, часто становятся мишенью для травли, непрошеных советов и нездорового внимания, к чему добавляются личные переживания и страхи. Поговорить об этом с экрана уже пробовали с разных точек зрения: например, в сериале «Чики» будущей мамой стала секс-работница, а в «Трудных подростках» — старшеклассница Лена из неблагополучной семьи. В российских сериалах героини, попавшие в подобную ситуацию, чаще всего сохраняют беременность и остаются один на один со своим решением, не рассчитывая на чью-то безусловную поддержку.

Смелее и ярче многих других проектов о нежелательной беременности заговорил прошлой осенью сериал «Ира» с Ингрид Олеринской в главной роли. Ира встречает зрителей в довольно печальном состоянии: похмелье в 30 уже не такое, как в 18, посетители МФЦ, где она работает, вызывают практически физическое отторжение, бойфренд-зануда бесит, родители ведут себя как дети, да и в целом всё как-то не так. Вот почему первым же желанием Иры, получившей стопку положительных тестов на беременность, было сделать аборт. Масла в огонь подлил карикатурный гинеколог, не постеснявшийся дать пациентке грубые советы. Без нетактичных вопросов, конечно, тоже не обошлось. Изменила Ира свое решение только на операционном столе за секунду до действия наркоза. С этого и начался ее путь к родительству и миссия под кодовым названием «понять, кто отец».

Чем закончится эта история, пока можно только догадываться, поскольку первый сезон не дает ответов на многие вопросы, намекая на продолжение. Но и уже вышедших серий достаточно, чтобы проникнуться проблемами героини и ее ироничным (а иногда — печально-саркастическим) отношением к жизни. В сериале происходит слом четвертой стены, Ира напрямую обращается к зрителям, глядя прямо в камеру, и честно говорит всё, что приходит ей в голову. Аудитория становится союзником и свидетелем приключений девушки.

Несмотря на комедийную подачу истории, сериал говорит о глобальной проблеме: незамужняя женщина, столкнувшаяся с незапланированной беременностью, остается одна и не может рассчитывать на чью-либо поддержку, зато может столкнуться с осуждением со стороны общества. В случае Иры одиночество не буквально: у нее есть семья, причем довольно большая (хоть и странная), есть бойфренд (тоже не без странностей), есть подруга, недавно ставшая мамой. Но ни на кого из них нельзя положиться, даже получить должного внимания от большинства из них невозможно, из-за чего Ира не надеется на кого-то, кроме себя самой.

Репродуктивное давление

Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей
Кадр из сериала «Ева, рожай!», реж. Никита Грамматиков, 2022

Родственники на застолье, вопрошающие: «Когда же детки?», врачи с тикающими часиками и коучи, продавливающие идею женского предназначения как жены и матери, уже стали мемами, но от этого не исчезли из нашей повседневности. В российских реалиях девочек с самого детства начинают готовить к тому, что в вопросах материнства не может быть никаких «стоит ли?», разве что «сколько?» и «может, еще?». Поэтому с наступлением детородного возраста мало кому удается избежать вопросов о появлении детей. Завести ребенка, забыв обо всех трудностях и внутренних противоречиях, призывают Яну из «Бывших», Веру из «Женщины в состоянии развода» и многих других героинь.

Увидеть многогранность и влияние репродуктивного давления на жизнь женщины проще всего в сериале «Ева, рожай!», который в комедийном ключе предлагает разобраться, что не так с желанием причинить всем добро в виде родительства. 38-летняя self-made независимая преподавательница танцев Ева (Елена Подкаминская) со всех сторон слышит, что без ребенка она как человек в целом не очень-то и состоялась. На работе ее вынуждают подменять всех, кто уходит в декрет или на больничный с ребенком (ведь у нее никого нет, куда ей спешить вечерами), мама и бабушка советуют родить «для себя», брат и подруга без стеснения злоупотребляют ее готовностью сидеть с их младшенькими. Героиня долго стояла на своем, не желая заполнять колесо жизненного баланса чем-то, кроме работы, но кое-что заставило ее передумать. Некогда возлюбленный, который заявлял, что не готов к серьезным отношениям, женился и стал постить фото с младенцем. Это натолкнуло Еву на мысль во что бы то ни стало завести ребенка, а предварительно — найти ему достойного отца.

Комедийный сериал не пытается заставить ориентироваться на мнение общества или дискредитировать образ самостоятельных женщин, как может показаться по беглому просмотру трейлера и анонсов. Авторы проекта понемногу, из серии в серию раскручивают клубок неприятностей, появившихся в жизни героини не по ее вине, предлагая с улыбкой и без излишней назидательности отрефлексировать, что же с ней происходит. У протагонистки есть много травм, начиная от обиды на не участвовавшего в ее жизни отца, заканчивая пренебрежительным отношением со стороны близких, которые считают себя вправе помыкать взрослым человеком. В рождении ребенка Ева видит спасение от ярлыка «неправильной» женщины, о котором ей постоянно напоминают окружающие, а также надежду на лучшее отношение. Но может ли человек, не нашедший опору в себе, спастись за счет появления новой жизни, ответственность за которую всецело ляжет на его плечи?

Суррогатное материнство

Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей
Кадр из сериала «Контейнер», реж. Максим Свешников, Алексей Ляпичев, 2021

Вынашивание чужого ребенка — этически сложный процесс как для суррогатной матери, так и для биологических родителей, а в каком-то смысле и для всего общества, допускающего или не допускающего подобную практику. Неслучайно в ряде стран, например во Франции, Германии или Норвегии, суррогатное материнство запрещено, и по всему миру есть тысячи активистов, выступающих за недопустимость процедуры.

С российскими зрителями всерьез обсудить деликатную тему вызвался сериал «Контейнер», который, в отличие от многих других проектов о трудностях материнства, не заворачивает серьезный разговор в комедийную обертку. Проект демонстрирует систему суррогатного материнства в России на примере одной отдельно взятой семьи. Впрочем, сериал нельзя считать достоверным исследованием сферы, поскольку отображение работы суррогатных мам в нем подчинено условностям сюжета, но некоторые психологические аспекты отображены в достаточной степени.

Мечтающая о лучшей жизни 27-летняя Саша (Оксана Акиньшина) решает заработать, заключив контракт с клиникой на вынашивание чужого ребенка. От нее требуется выносить и родить здорового ребенка, чтобы затем передать его в семью, обратившуюся в медучреждение. Одно из важных условий контракта — суррогатная мама не должна видеться с заказчиками. Однако будущая мама ребенка, которого вынашивает Саша, уговаривает ее переехать жить в их с мужем роскошный особняк. Оказываясь в доме богатых заказчиков, девушка превращается в часть их богатого интерьера — становится новой игрушкой для пары, которая видит в живом человеке лишь контейнер.

Сериал задает сложные вопросы, с которыми вынуждена сталкиваться каждая суррогатная мама. Один из них вынесен в качестве слогана проекта: «Сколько стоит новая жизнь?» Его хочется дополнить и другим вопросом: «Сколько стоит жизнь того, кто даст новую жизнь?» Героиня Акиньшиной сталкивается с тотальной объективацией, когда заказчики начинают относиться к ней как к собственности, некоему механизму, который выполняет заданную ими программу, но при этом лишен субъектности и не может противиться заданным условиям. У девушки хватает своих тайн и скелетов в шкафу, которые делают ее положение еще более уязвимым, доводя ситуацию до критического момента.

Медицинские ограничения

Чего тебе стоит? Как в российских сериалах освещается тема репродуктивных трудностей
Кадр из сериала «Морозко», реж. Юлия Лысова, 2024

Для реализации желания должны быть возможности. Одна из самых частых причин обращения к только что рассмотренному суррогатному материнству кроется в физических ограничениях родителей. С бесплодием сталкивается почти каждый шестой человек в мире. Однако не все готовы поступать так, как герои «Контейнера», поэтому борьба за репродуктивные возможности становится широкой темой, где каждый пытается прийти к своему решению вопроса. Карине Штерн из «Содержанок» врач советует искать проблему бездетности в партнере, Вера из «Последователей» выбирает обратиться к высшим силам, а Даша из «Никто не узнает» — сделать ЭКО по настоянию мужа.

Самым свежим высказыванием на тему стал сериал «Морозко», который Юлия Лысова сняла на основе личной истории. 33-летняя Рита (Аглая Тарасова) узнает о раннем климаксе: врач объясняет, что у нее есть буквально несколько дней для того, чтобы зачать ребенка и сохранить возможность стать мамой. В планах у Риты, снимающей телесюжеты про звездные скандалы и предпочитающей свободное время проводить в компании хорька и бутылки вина, не было рождения ребенка, но идея насовсем попрощаться с опцией быть мамой ее пугает. При этом процедура ЭКО для Риты не вариант: она предусмотрительно хочет, чтобы у ребенка был отец, к которому в будущем он сможет предъявлять претензии за все детские травмы. Кстати, у самой героини их тоже немало, только обижаться ей уже не на кого.

Отказ героини выбирать отца будущего ребенка «из таблички» (то есть сделать ЭКО), ее желание встретить близкого по духу человека и психологически подготовиться к материнству — не что иное, как стремление отстоять свое право быть личностью, а не функцией. В том, чтобы завести ребенка, особенно с беспристрастной врачебной точки зрения, нет ничего сложного. Но для любого человека имеет значение не только формальный результат, но и личное отношение к происходящему, готовность привести новую жизнь в этот мир, да и банальное спокойствие и уверенность в себе, своем настоящем, прошлом и будущем.

Сериал иронизирует над противоречивой действительностью, нерешительной героиней и глупыми ситуациями, в которые ее ставит жизнь, но при этом заставляет смотрящего сопереживать человеку, который не готов принимать важные решения, руководствуясь тоталитарным «надо». Это легкий, пронизанный эмпатией разговор о чувствах и возможности быть собой в огромном механизме, работающем по давно проверенным законам.

Текст: Милана Стояновска

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация