Краткая история двойников в массовой культуре ( 19 фото )

Это интересно

1 февраля на экраны вышел психологческий триллер «Селфи» с Константином Хабенским в главной роли. Фильм основан на романе российского писателя Сергея Минаева «Духлесс 21 века. Селфи», и главная тема в нем — двойник. Копия писателя и телеведущего Владимира Богданова забирает себе его жизнь. По этому случаю мы решили вспомнить самых ярких двойников в различных проявлениях поп-культуры.


Появление двойника или доппельгангера (нем. Doppelganger, «двойник») — популярный сюжетный ход в самых разных произведениях массовой культуры. С годами этот штамп эволюционировал: из зловеще-романтического образа «темной стороны» главного героя неизвестно откуда взявшийся двойник постепенно стал как «другой версией героя», так и «его лучшей версией». Ниже мы отобрали основные виды историй с двойниками, которые можно встретить в современном (и не очень) фикшене.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ КО ВСЕМУ!

Альтернативная версия персонажа





Этот троп предполагает концепцию мультивселенной. Если существует наш мир, в котором все события произошли так, как они произошли, значит, есть и альтернативные миры, отличающиеся тем, что в них эти же события произошли иначе.

Грубо говоря, каждый сделанный тем или иным человеком выбор создает вариации одного и того же мира, из-за чего появляется бесконечное количество миров.

Если вы когда-нибудь читали комиксы, то наверняка сталкивались с тем, что персонажи регулярно встречают альтернативные версии себя, причем альтернативный герой может быть довольно похожим на оригинал. Впрочем, для наглядности обычно используются именно те миры, в которых различия между версиями наиболее заметны.

В тех же комиксах есть огромное количество примеров, когда персонажи из параллельных миров или даже альтернативные версии одного и того же героя объединяются ради какой-то цели. Из самых ярких примеров можно назвать сюжет Spider-Verse, где Люди-пауки (среди которых было несколько десятков Питеров Паркеров) объединились против общего врага. Или Final Crisis, где была команда Суперменов из разных миров.

Сходный вариант появления альтернативного персонажа — образование новых таймлайнов, где меняется не только «здесь и сейчас», но и вся предыстория. В серии фильмов «Назад в будущее» был представлен яркий пример, когда действия Марти Макфлая и дока Брауна привели к изменению реальности и появлению альтернативной истории. Вернувшись в свое время, герои обнаружили, что там существуют их альтернативные версии.

Еще пример: в различных вариациях сериала Star Trek (в том числе в фильмах Джей Джей Абрамса) тоже были представлены альтернативные вселенные. Например, в фильме «Звездный путь» 2009 года корабль ромулан попал на 25 лет в прошлое, и его появление изменило историю вселенной. Многие события произошли не так, как должны были.

В BioShock Infinite главный герой Букер ДеВитт в конце игры узнает, что главный антагонист Захари Комсток — это сам Букер из альтернативного будущего.

Самый наглядный пример мультивселенной и альтернативных версий одних и тех же персонажей — мультсериал «Рик и Морти». Буквально каждая серия использует идею параллельных миров, а одна из серий и вовсе посвящена городу, населенному только Риками и Морти из разных вселенных.

Искусственная копия




Искусственные копии людей — еще один пример двойников. Они могут вести себя так же, как оригиналы, выглядеть, как оригиналы, — даже думать, как оригиналы. Но самая жуть в том, что они могут считать себя оригиналами, не осознавая, что на самом деле они — копии.

Многие копии до того похожи на оригинал, что сам вопрос существования различий между ними относится к философским. Вспомните тех же синтов из Fallout 4. Андроиды последнего поколения состоят из плоти и крови, им нужно есть, пить и спать. Из-за внедренных в мозг воспоминаний они действительно считают себя теми людьми, которых заменяют.

Такие копии встречаются повсеместно. Например, в игре Mass Effect 2 капитан Шепард якобы погибает, после чего его/ее «воскрешают» в рамках программы «Лазарь». А в дополнении для Mass Effect 3 «Цитадель» оказывается, что при «воскрешении» из ДНК Шепарда сделали несколько клонов, и один из них в этом DLC становится главным антагонистом.

В манге Appleseed были Биороиды — генетически модифицированные клоны людей, которые были практически идентичны людям. А в комиксах о Судье Дредде рассказывалось, что на самом деле Дредд и его брат Рико — клоны, созданные, чтобы быть идеальными стражами правопорядка (это же отражено и в первом фильме про Дредда). В провалившемся в 2000 году фантастическом фильме «6-й день» герой Арнольда Шварценеггера видит, что его заменили клоном. Пилот Адам Гибсон спасается от преследователей, пытаясь доказать, что именно он — на самом деле оригинал… хотя в финале, конечно же, выясняется, что тот Адам, за которым мы следили большую часть фильма, был не оригиналом, а клоном.

В фильмах серии «Терминатор» не рассказывается, на основе чьих образов создавались фабричная модель Т-800 и дефолтовый скин Т-1000 (который на протяжении фильма успел стать доппельгангером для множества невезучих людей). Но в сериале Terminator: The Sarah Connor Chronicles, известном у нас как «Терминатор: Битва за будущее», Саммер Глау играет Кэмерон Филлипс — нового экспериментального терминатора, созданного на основе попавшей в плен девушки из Сопротивления, входившей в круг доверенных лиц Джона Коннора.

Двойник-преступник




Довольно популярный сюжет: преступник в розыске случайно сталкивается с главным героем, который выглядит точь-в-точь, как он сам. Возможно, с небольшим отличием вроде усов. Преступник решает воспользоваться случаем и подставляет героя, выдавая его за себя.

В другом случае одного персонажа просто принимают за другого, считая его опасным преступником, что и становится катализатором сюжета.

Например, в кроссовере Archie Meets the Punisher, Каратель пытается выследить преступника и отправляется за ним следом в Ривердейл, где встречает Арчи Эндрюса, очень похожего на того преступника, которого планирует убить Фрэнк Касл.

Или сюжет Hush хирург и друг детства Брюса Уэйна Томас Элиот делает себе пластическую операцию, чтобы быть похожим на главного миллиардера Готэма и выдавать себя за него.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» беглый каторжник Жан Вальжан, начавший новую жизнь и выбившийся в мэры, не смог остаться в стороне, когда поймали и приговорили к смерти человека, похожего на него, но не нарушавшего никаких законов. Он раскрывает свою личность, тем самым спасая случайного человека от жестокой смерти.

В фильме «Преследование» Кристофера Нолана главный герой Билл знакомится с профессинальным вором по имени Кобб. Биллу так нравится образ жизни своего нового друга, что он решает стать им, полностью переняв образ Кобба.

В фильме «Не тот человек» Альфреда Хичкока главного героя Кристофера Балестреро принимают за преступника, ограбившего страховое агентство. Так, помимо внешности, даже почерк у Кристофера и его двойника оказывается похожим.

В романе «Отчаяние» Владимира Набокова главный герой, предприниматель Герман Карлович, встречает бродягу Феликса, которого считает неотличимым от себя. Он решает убить его, выдав труп Феликса за свой, и таким образом получить большую страховку. Но план проваливается: кроме Германа, никто не видит ничего общего между ним и Феликсом.

Злой зеркальный двойник




Такой двойник обладает теми же качествами и способностями, что и оригинальный персонаж, с тем лишь исключением, что двойник — злой. В некоторых случаях злая сторона возводится в абсолют, что выражается во внешнем виде или других деталях, но главное то, что этот персонаж — зеркальное отражение героя.

Например, Судья Дредд и Судья Смерть. Они похожи внешне, по характеру, по сути, только Судья Смерть мертв и безумен, а Дредд жив и всегда в своем уме. Вообще злая версия главного героя — это довольно распространенный вариант врага в поп-культуре.

В тех же комиксах есть десятки примеров: Человек-паук/Веном, Супермен/Бизарро, Флэш/Обратный Флэш, Зеленые фонари/Желтые фонари и так далее.

В «Песни Льда и Пламени» и сериале «Игра престолов» Рамси Сноу предстает злым зеркальным двойником Джона Сноу — он тоже бастард и тоже родился на Севере. Через серию книг о Гарри Поттере лейтмотивом проходит тема сходства между Гарри и темным лордом Волдемортом — они пострадали от одного и того же проклятья, обладают сходным набором волшебных скиллов, выбирали между одними и теми же факультетами, знают змеиный язык и так далее.

В сериале «Герои» у Питера Петрелли был злой двойник Сайлар. Их способности были идентичны до определенного момента, но работали по-разному. Питеру нужно было прикоснуться к Герою, чтобы скопировать его способности, а Сайлар должен был покопаться в мозгах жертвы, чтобы понять, как устроен ее дар.

Злой двойник-босс



Во многих экшен-ориентированных играх одним из боссов становится персонаж, имеющий такое же оружие, что и игрок, и обладающий точно такими же способностями. Причем в наше время такие двойники-боссы встречаются не только в видеоиграх.

Такой враг обычно труднее любого другого, потому что он может применить к игроку ту же тактику, что игрок применяет к нему. Чтобы победить такого оппонента, необходимо анализировать собственные слабости.

Например, в фильме «Скотт Пилигриме», победив семерых бывших Рамоны, Скотт столкнулся с анти-Скоттом, специальным бонусным боссом, который обладает теми же навыками, что и сам Пилигрим. Но они легко нашли общий язык.

В новом платформер Celeste, о котором совсем недавно подробно рассказывал Александр Башкиров, героиня сталкивается со своим отражением из зеркала. Это напоминает Темного Принца Персии из Prince of Persia: The Two Thrones.

В Demon's Souls и в различных частях Dark Souls появлялись боссы-двойники со способностями, как у протагониста.

Психологический двойник




Во многих произведениях поп-культуры нам представляют героев, психологические проблемы которых приводят к возникновению другой личности внутри того же человека.

Это второе «я» становится полной противоположностью первому, и формы их взаимодействия бывают разными: личности могут сосуществовать благодаря какому-то принципу, как в Двуликом в комиксах DC. В этом случае монетка становится условием, согласно которому принимаются решения, и та или иная личность оказывается доминирующей.

Личности могут переключаться в зависимости от эмоций, испытываемых главным героем: Доктор Джекилл и Мистер Хайд, Доктор Брюс Баннер и Халк и так далее. В данном случае двойник противопоставляется герою.

Основная личность может не знать о присутствии другой в его голове, как в «Бойцовском клубе» Дэвина Финчера, где рассказчик уверен в том, что Тайлер Дерден — настоящий человек. Как учит нас сериал «Мистер Робот», таким психологическим близнецам необязательно походить друг на друга в плане внешности или возраста.

В картине «Враг» Дени Вильнева протагонист случайно видит в фильме актера, который выглядит точно так же, как он сам. Главный герой (как это обычно бывает в таких случаях, его зовут Адам) начинает выслеживать двойника и вроде бы оказывается втянутым в его темную жизнь и отношения с женщинами… дальнейшие события можно интерпретировать по-разному: как реальную встречу с двойником или как историю о сумасшествии и расщеплении личности.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация