5 причин смотреть сериал «Выжившие 2. Пробуждение» — продолжение оригинального постапокалипсиса ( 7 фото )

Это интересно




Кадр из сериала «Выжившие 2. Пробуждение», реж. Евгений Емелин, 2024

В подписке Okko вышли два первых эпизода сериала «Выжившие 2. Пробуждение». Продолжение постапокалиптического проекта состоит из девяти серий. С момента начала эпидемии прошло два года, многие заснувшие так и не отошли от летаргического сна. Жители расположенного посреди степи поселка узнают, что неподалеку есть город, где научились пробуждать. Конечно, все рвутся туда, но не всё так просто. Рассказываем, чем удивляет сериал и почему не стоит пропускать новую главу постапокалиптической вселенной.

В 2021 году в одной неназванной провинции за сутки неизвестный вирус убил большую часть жителей. Выжившие были взяты в окружение армией, а затем один за другим стали впадать в летаргический сон — неожиданный побочный эффект для всех, кого вирус не убил сразу. Единственный способ не уснуть — спать не более трех часов подряд. Количество спящих увеличивалось, а бодрствующие вскоре столкнулись с острой нехваткой ресурсов. Еды, топлива, воды и тепла оставалось всё меньше, а вооруженных банд, сражающихся за контроль над ними, всё больше. Единственной надеждой на спасение становится загадочный Институт — там лучшие умы работают над вакциной, но где это «там», никто точно не знает. Пропуском в чудесный институт становится Александр Морозов (Алексей Филимонов) — путающий сон и явь человек с психическим диагнозом, единственный, кто оказался неподвластен «сонной болезни». Вместе с ним в путешествие отправляются его психиатр Лаврова (Анна Слю), девушка из его снов Настя (Дарья Савельева), ее дочь Лиза (Виталия Корниенко), ее бывший муж Шадрин (Артур Смольянинов, признан иноагентом Минюстом РФ) — спецназовец из Сирии, а еще школьная учительница Ольга (Валентина Лукащук) и главарь одной из банд Тайсон (Сергей Бондарчук).


Так звучит даже не завязка, а почти кульминация первого сезона «Выживших» — самого оригинального русского фантастического триллера с диалогами от Романа Волобуева («Последний министр», «Просто представь, что мы знаем», «Белый список»), Елены Ваниной («Последний министр», «Лондонград. Знай наших») и Александра Лунгина («Большая поэзия»). Продюсером сериала выступил Борис Хлебников («Аритмия», «Снегирь», «Обычная женщина»), а режиссером — Андрей Прошкин («Орлеан»). Начавшийся как рядовой постапокалипсис сериал быстро свернул с опостылевшей темы эпидемий и выживания в русло большой романной формы со сложными персонажами и конфликтами. Сюжет фокусируется не на путешествии к желанной Мекке и не на обустройстве нового быта (точнее, очень скоро от них отвлекается), а на постепенном распаде и атомизации общества, личных стратегиях выживания и мутирующих категориях долга в условиях туманного и непрогнозируемого будущего. Чтобы описать, чем хорош второй сезон, без спойлеров не обойтись, а потому всем, кто во вселенную «Выживших» не вхож, лучше остановиться здесь, для остальных рассказываем, что ждет зрителей во втором сезоне.

Возвращение любимых героев


Одной из сильных сторон «Выживших» были хорошо прописанные персонажи, которые на протяжении первого сезона пережили солидную трансформацию. Среди царящего безумия самым «нормальным» оказался человек со справкой Морозов, которого психиатрическая больница натренировала держаться за норму крепче остальных. В новом мире он принимается спасать уснувших от холодной зимы и помогать на общественных началах врачам. Ему как аутсайдеру был противопоставлен Шадрин, которому прочно стоять на ногах помогали устав и воинский долг. Вытесненный на обочину Тайсон, не наделенный властью, как Шадрин, и не обремененный потребностью служить обществу, как Морозов, создает в городе вторую власть, подпольную и разбойничью. Женщин в этом новом мире общественное благо не волновало: Оля и Лаврова были заняты личными стратегиями выживания, первая — уповая на Шадрина, вторая — уповая только на себя, но мастерски используя своего бывшего пациента. Оба спасителя, в свою очередь, неравнодушны к Насте, которая уснула одной из первых и еще не успела запятнать себя постыдными поступками и компромиссами суровой эпохи. Но уже к концу первого сезона расстановка сил меняется.

В продолжении женщины окончательно берут всё в свои руки: Настя становится первой проснувшейся и ходячим религиозным культом, ее дочь — центральным персонажем истории, Ольга — новой подвижницей и защитницей обездоленных, а Лаврова оказывается в самом сердце ада, среди таких же беспринципных и привыкших жить чужим. Всем персонажам вновь предстоит пройти впечатляющие трансформации, воскресать и умирать, терять веру в людей и способность чувствовать.

Оригинальный для фильмов о выживании сюжет


В финальной серии первого сезона Настя проснулась после того, как Морозов добровольно принес себя в жертву, а институт пал, захваченный народным восстанием. Второй сезон неожиданно стартует спустя два года, оставив все неразрешенные вопросы висеть в воздухе. Очевидно одно — спасения так и не случилось, общество окончательно раскололось на маленькие общины-племена, одни живут оседло натуральным хозяйством, другие промышляют набегами — грабят и убивают первых. Шадрин погиб, защищая общину от набега «саранчи» — так называют кочующих разбойников. Повзрослевшая Лиза в этой же общине помогает Лавровой со спящими в лазарете. Морозов, заросший и в лохмотьях, бродит по окрестным полям, словно юродивый, святой или и то и другое. Скоро до них доносятся вести о чудесном городе, в котором будят уснувших в первую волну. Правит городом София — первая проснувшаяся. В записи ее призывной речи Лиза узнает голос мамы. Все пути вновь ведут в переродившийся в государство Институт.

Сценаристами второго сезона стали Елена Ванина, работавшая над первой частью проекта, а также Игорь Поплаухин («На тебе сошелся клином белый свет» и «Время года зима») и Андрей Иванов («Эпидемия» и «Лучше, чем люди»). Авторам удалось искусно сочетать проверенные сюжетные ходы (Морозов опять проделывает путь от сумасшедшего до последней надежды человечества, а Настя выполняет роль бесчувственного тела, вокруг которого бушуют страсти) и оригинальную для жанра находку — сделать апокалипсис метафизическим, подвергнуть истреблению не людей, а их чувства. Исцеление оборачивается катастрофой, точнее новым побочным эффектом: проснувшиеся боятся и презирают неспящих. Апокалипсис продолжается, просто теперь он забирает не тела, а души, выжигая из них эмпатию, любовь и сострадание. Без них, как и без восьмичасового сна, можно прожить, но невозможно проснуться прежним. Это и происходит с Настей, которая больше ничего не чувствует к родной дочери, но как объяснить это ребенку? Вакцина только усугубляет расслоение в обществе: вновь одни ходят в белых одеждах, другие ютятся в фильтрационном лагере. Вот только давно известно: когда у власти оказывается тот, кто совсем не любит людей (проснувшиеся), ничем хорошим это закончиться не может.

Богатый подтекст


Как и любая хорошая фантастика, «Выжившие 2: Пробуждение» богат на подтексты. В первом сезоне Морозов рассказывал Лизе, которая не знала, как подступиться к впавшей в летаргический сон маме, о спящей красавице. Красавица только в сказке остается свежа и чиста в хрустальном гробу, жизнь же вносит свои коррективы. У второго сезона тоже есть очевидная сказочная аналогия. И вновь она прямо произносится сказочником Морозовым: Настя из Спящей красавицы превращается в Снежную королеву с льдинкой в сердце. Удастся ли Лизе растопить лед, а Морозову вызволить девочку из ледяного плена — главная интрига сезона.

Под слоем знакомых сказок скрывается мир сложных социальных аналогий. Проснувшиеся считают себя новой эволюционной ступенью и с брезгливостью относятся к своим предкам, вынужденным всё еще сражаться за выживание. Вопрос в том, является ли их скорбное бесчувствие эволюционным преимуществом. Сериал исследует, как на фоне катастрофы возрастает роль религии и пропаганды: простым неспящим, чья жизнь зависит от заведенного вовремя будильника, достаточно сфабрикованного, наскоро скроенного чуда. В этом плане, кажется, создатели слишком полагаются на застилающее глаза выживших отчаянье — настолько гротескно и неумело здесь показаны пропагандисты, снимающие ролики из жизни Софии, словно это плохое и наспех сделанное реалити-шоу. Ближе к финалу война между спящими и неспящими окончательно приобретет религиозный подтекст, в котором Насте-Софии будет отведена роль жестокосердного ветхозаветного Бога.

Собственная продуманная до мелочей вселенная


Помимо основной большой истории, по которой создатели ведут главных персонажей, у «Выживших» практически одновременно с выходом первого сезона образовалась целая вселенная из спин-оффов — всего было выпущено 8 мини-сериалов от семейной и криминальной драмы до видеоблога о выживании. Эти сопроводительные истории лишь на первый взгляд второстепенны, на самом деле они пространство для эксперимента. Продюсером и частично сценаристом этих небольших историй стал участник Канн («Охотник») и победитель «Кинотавра» («Шультес») Бакур Бакурадзе, а в съемках приняли участие молодые режиссеры и восходящие звезды нашего экрана: Егор Корешков, Фёдор Авдеев, Евгений Харитонов, Георгий Кудренко, Александра Ревенко, Владимир Стеклов и Дмитрий Чеботарёв. Подробнее о веб-сериалах можно прочитать в нашей статье.

С выходом второго сезона традиция расширять границы истории с помощью мультижанровых экспериментов продолжается — для «Пробуждения» Бакурадзе спродюсировал еще пять отличных веб-историй: «Круги», «Дед», «Допрос», «Беременная» и «Патруль». Выходить они будут параллельно с продолжением. То, как умело авторы «Выживших» работают с жанром и интонацией, критики отмечали еще с выходом первого сезона. Тогда каждые две серии основного шоу настроение полностью менялось: история, а вместе с ней и герои, неожиданно трогались с места. внезапно вырастали свежие локации, появлялись новые условия игры и механизмы функционирования этой реальности. Веб-сериалы делали эпидемию отправной точкой для самых неожиданных историй и показывали, что на обломках старого мира можно построить бесконечное количество новых. Взаимные пересечения (к слову, нечастые) добавляли 100 очков к реалистичности всей вселенной. Продолжение обещает новые неожиданные вариации развития событий в реалиях, образовавшихся спустя два года после катастрофы.

Над проектом работает прежняя творческая команда


Самым очевидным преимуществом остается, конечно, творческая группа. Ко второму сезону участники приступили практически в полном составе, что обещает фанатам продолжение в заданном ключе. Продюсером проекта по-прежнему остался Борис Хлебников, а вот режиссером сиквела стал Евгений Емелин, до этого снявший половину веб-сериалов к первому сезону и участвовавший в написании сценариев для всех восьми. Словом, Емелин знает вселенную «Выживших» от и до. Но не только он — продолжение в целом создавалось с большой любовью к оригиналу и потому получилось достойным. Бодрого экшена ждать, понятно, не стоит, но знакомое мерцание жанров — нас ждут и роуд-муви с разбойниками, и утопия со стеклянными стенами и ровными лужайками, и даже детективная история с загадочными смертями и большим хитроумным заговором — точно порадует.

Смотреть в Okko

Текст: Анастасия Сенченко

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация