В ожидании БПЛА «Гелиос-РЛД»: для защиты от низколетящих средств воздушного нападения ( 8 фото )

Это интересно




В опубликованном 11 декабря этого года материале Украина переходит к обороне: последствия, риски, возможности автором были рассмотрены угрозы, которые могут стать следствием отказа вооружённых сил Украины (ВСУ) от осуществления наземного наступления и перехода к стратегической обороне:

«Можно предположить, что после перехода к стратегической обороне ВСУ сосредоточат свои усилия на нанесении максимального ущерба ВС РФ, а также инфраструктуре нашей страны, при этом приоритетной целью станет имиджевая составляющая – в отсутствие успехов по захвату территорий необходимо показать, какие «страшные» удары наносятся по России. Тем не менее эти удары действительно могут нести значительные риски для России в целом и ВС РФ в частности.»

«Координаты целей ВСУ будут получать от стран НАТО, а также сочувствующей агентурной сети на подконтрольной BC PФ территории.»

«Усилятся атаки на инфраструктуру, расположенную в глубине территории страны, в первую очередь на мосты, в том числе и на Крымский мост, железные дороги, электростанции и линии электропередач, топливохранилища. Продолжатся и усилятся атаки на корабли Черноморского флота ВФМ РФ, стоящие в военно-морских базах (ВМБ), а также на самолёты и вертолёты на аэродромах. Увеличится количество ударов, наносимых по критически важным предприятиям промышленности, в том числе и по предприятиям ОПК.

В качестве целей будут выбираться объекты, наиболее сложные и дорогие для восстановления – самолёты стратегической авиации, носители ракет комплекса «Кинжал», наиболее современные надводные корабли и подводные лодки ВМФ РФ.»

«Для нанесения ударов будут использоваться уже поставляемые странами Запада крылатые ракеты (КP) типа Storm Shadow / Scalp-EG, а впоследствии, возможно, что и американские КР JASSM-ER c дальностью полёта до 1000 километров.»

И вот 26 декабря был нанесён удар по Феодосии крылатой ракетой (КР) Storm Shadow, повреждён большой десантный корабль (БДК) «Новочеркасск» Черноморского флота Военно-морского флота (ВМФ) России. Степень повреждения корабля на момент подготовки настоящей статьи неизвестна. По данным украинских источников, БДК уничтожен полностью. По данным некоторых российских источников, корабль получил незначительные повреждения. Опять же, по неподтверждённым данным, БДК «Новочеркасск» перевозил большую партию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе типа «Герань-2».


БДК «Новочеркасск» проекта 775 (775/II) в порту Новороссийска. Фото Александр Вепрёв

В сети циркулирует видеозапись взрыва, за съёмку которого его создателям, судя по всему, грозит уголовная ответственность. Взрыв явно был мощный, но что конкретно взорвалось, пока не ясно.

Это трагическое событие является очередной оплеухой скептикам, упорно не желающим признавать тот факт, что лучший способ борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника – это их уничтожение в тот момент, когда они находятся в ВМБ, при этом, к счастью, мы пока ещё не видели по-настоящему массированных атак.

Так или иначе, но реальность подтверждает ранее сделанные прогнозы – в отсутствие успехов в наземном наступлении ВСУ будут увеличивать количество и качество ударов, наносимых высокоточным оружием большой дальности по объектам на территории Российской Федерации.

Это означает, что необходимо системно повышать эффективность средств противодействия украинскому высокоточному оружию большой дальности, и сегодня речь пойдёт об обнаружении низколетящих целей типа «крылатая ракета» и «БПЛА-камикадзе».

Стелящиеся над землёй

Украинские (точнее, британские и французские) низколетящие высокоточные боеприпасы большой дальности и проблемы, сопутствующие борьбе с ними, были рассмотрены в опубликованном 12 декабря материале Интенсивность ударов, наносимых украинскими крылатыми ракетами и БПЛА-камикадзе, будет только возрастать.


Крылатая ракета Storm Shadow может лететь на высоте порядка 30 метров. Изображение iStock.com / alxpin

Учитывая то, что ВСУ в ближайшее время могут получить (или уже получили) истребители F-16, интенсивность нанесения ударов крылатыми ракетами действительно может значительно возрасти, разумеется, если вместе с самолётами будут поставлены и сами КР. В контексте обвинений России в том, что она получила и применяет северокорейские баллистические ракеты, США могут решиться на передачу Украине вышеупомянутых КР большой дальности JASSM-ER.

Можно выделить три основные проблемы, мешающие своевременному обнаружению низколетящих средств воздушного нападения (СВН), а именно:

- малая высота полёта СВН, что в сочетании с рельефом местности препятствует их своевременному обнаружению;
- осведомлённость противника о расположении средств противовоздушной обороны (ПВО) благодаря космическим и воздушным средствам разведки стран НАТО, а также, предположительно, развитой агентурной сети;
- малой радиолокационной заметности СВН в радиолокационном и тепловом диапазонах длин волн.

Именно поэтому своевременное обнаружение низколетящих средств воздушного нападения и является первичной задачей ПВО.

Одним из элементов перспективной системы обнаружения низколетящих СВН могут и должны стать БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), о чём мы ранее говорили в апреле 2019 года в материале Обеспечение работы ЗРК по низколетящим целям без привлечения авиации ВВС.


Прототип БПЛА ДРЛО JY-300 китайской компания CETC

БПЛА «Гелиос-РЛД»

БПЛА «Гелиос-РЛД» – это один из перспективных проектов, разрабатываемых группой Кронштадт. В настоящее время Кронштадт уже серийно производит БПЛА «Орион», о котором мы недавно говорили в материале Уничтожение с подтверждением: применение БПЛА-камикадзе «Ланцет-3» с БПЛА-носителей «Орион» позволит демонстративно уничтожать украинские ЗРК Patriot и РСЗО HIMARS. Статус готовности иных проектов неизвестен, однако то, что разработки ведутся, сомнению не подлежит – относительно недавно в воздухе был замечен ещё один перспективный дрон – БПЛА «Сириус». По данным из открытых источников, первый полёт тяжёлого БПЛА «Гелиос-РЛД» должен быть осуществлён в 2024 году.


Макет БПЛА «Гелиос-РЛД». Изображение Минпромторг РФ

Как следует из его названия, БПЛА «Гелиос-РЛД» (радиолокационного дозора) как раз и предназначен для выполнения задач радиолокационного обнаружения, в том числе низколетящих целей.

Когда говорят о применении БПЛА в качестве носителей оборудования ДРЛО, то скептики зачастую говорят о том, что на них невозможно разместить тот же объём бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), а также радиолокационную станцию (РЛС), сопоставимую по возможностям с той, что устанавливается на «большие» пилотируемые самолёты ДРЛОиУ (У-управления). Это действительно так, но БПЛА-ДРЛО и не должны заменить самолёты ДРЛОиУ типа А-50 или А-100, но должны эффективно дополнить их в рамках единого разведывательно-ударного контура – собственно, именно об этом и говорят представители компании-разработчика БПЛА «Гелиос-РЛД».

Меньшая мощность РЛС БПЛА «Гелиос-РЛД» должна компенсироваться их количеством и возможностью длительного нахождения в воздухе – предполагается, что для БПЛА «Гелиос-РЛД» продолжительность полёта составит 24-30 часов на скорости порядка 350-450 километров в час, при этом максимальная высота полёта может достигать 11 000 метров.

Преимуществом БПЛА-ДРЛО является не только то, что они способны видеть низколетящие объекты вне зависимости от перепадов рельефа местности, но и то, что, как мы говорили ранее, средства космической радиотехнической разведки (РТР) противника с высокой вероятностью отслеживают местоположение всех работающих российских РЛС, что позволяет противнику прокладывать маршрут полёта низколетящих средств воздушного нападения с учётом обеспечения минимальной вероятности их обнаружения и поражения.

В этих условиях группы БПЛА «Гелиос-РЛД» могут осуществлять дежурство с квазислучайным изменением траектории их полёта таким образом, что противник никак не сможет вычислить, какой участок местности в тот или иной момент времени будет прикрыт средствами радиолокации, а какой нет. С увеличением количества БПЛА «Гелиос-РЛД» в рядах ВС РФ таких участков и вовсе может не остаться – несколько десятков, а то и сотен БПЛА «Гелиос-РЛД» в режиме дежурства по 24 часа в сутки могут взять под контроль протяжённые участки, обеспечивая своевременное обнаружение низколетящих крылатых ракет, БПЛА-камикадзе и других СВН.


БПЛА «Гелиос-РЛД». Изображение commons.wikimedia.org, Kirill Borisenko

Для повышения эффективности решения задачи по обнаружению крылатых ракет противника можно предложить производителю ввести в состав БПЛА «Гелиос-РЛД» датчики ультрафиолетового излучения, использующиеся для обнаружения специфического излучения реактивных двигателей атакующих ракет воздух-воздух (В-В) и зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Во-первых, предположительно, это позволит аналогичным образом осуществлять обнаружение и факелов двигателей крылатых ракет – ультрафиолетовое излучение ракетных двигателей находится в области спектра электромагнитных волн, где нет естественного фонового излучения, соответственно, отсутствуют переотражения и помехи от земной поверхности и других предметов. Таким образом БПЛА-ДРЛО будут иметь возможность обнаружения КР противника уже двумя способами – с помощью РЛС и с помощью УФ-датчиков.

Почему не тепловизионная камера, способная увидеть тепло от двигателя? Потому что с учётом ограничений БПЛА по грузоподъёмности далеко не факт, что удастся разместить и РЛС, и оптоэлектронную систему (ОЭС) с тепловизором высокого разрешения, а УФ-датчики, судя по всему, являются достаточно компактными. Впрочем, если это не так, то РЛС+ОЭС+УД-датчики в связке будут ещё более эффективны.

Во-вторых, наличие УФ-датчиков позволит использовать их для защиты самого БПЛА от атак ракетами В-В и ЗУР. Учитывая то, что средства выброса защитных ловушек ставят уже даже на крылатые ракеты, использовать их на «многоразовом» БПЛА более чем разумно. При обнаружении факта атаки БПЛА-ДРЛО может выключить РЛС, предпринять манёвр уклонения и осуществить запуск ловушек – учитывая его предполагаемую низкую радиолокационную и тепловую сигнатуры, может и повезёт.


Российская крылатая ракета (предположительно, Х-101) отстреливает защитные ловушки

Не «Гелиосом» единым...

Учитывая то, что первым «на свет» уже появился БПЛА «Орион», что более крупный БПЛА «Сириус» уже испытывается в воздухе, а первый полёт БПЛА «Гелиос-РЛД» пока намечен только на 2024 год, то может быть рассмотрен вариант использования БПЛА «Сириус» в качестве платформы для размещения оборудования ДРЛО. Да, его грузоподъёмность, предположительно, должна быть ниже, чем у БПЛА «Гелиос-РЛД», однако это можно компенсировать установкой менее мощных РЛС.


БПЛА «Сириус» в ходе испытательного полёта

Реальность такова, что интенсивность ударов низколетящими СВН будет нарастать уже сейчас, точнее, уже нарастает, поэтому развитие БПЛА-ДРЛО должно стать одной из наиболее приоритетных задач – именно в этом качестве БПЛА класса MALE будут наиболее полезны. Впрочем, БПЛА «Сириус» в части обеспечения ПВО потенциально может решать и другие задачи, о которых мы ещё поговорим в дальнейшем.

Выводы

БПЛА-ДРЛО, в частности БПЛА «Гелиос-РЛД», могут и должны стать одним из важнейших элементов новой глубоко эшелонированной системы противовоздушной обороны нашей страны.

С помощью БПЛА-ДРЛО потенциально может быть построена пространственно распределённая динамически изменяющаяся сеть, обеспечивающая обнаружение низколетящих средств воздушного нападения глубиной в десятки километров и протяжённостью во всю линию боевого соприкосновения.

В дальнейшем мы рассмотрим и другие элементы перспективной системы ПВО, которые потенциально могут полностью закрыть небо нашей страны для средств воздушного нападения противника.

  • Андрей Митрофанов

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация