Региональные амбиции Тегерана растут на глазах ( 1 фото )

Присланное




Пакистан в ночь на 18 января нанес удары «по укрытиям террористов» в провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана. Они стали ответом на аналогичные удары, ранее нанесенные Тегераном по его территории. Как считает политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов, говорить о начале войны между двумя мусульманскими странами явно преждевременно.

После ракетных ударов пакистанский МИД заявил, что таким образом убил «нескольких боевиков». Иран сообщил о семи погибших: трех женщинах и четырех детях, которые не были гражданами Ирана. 16 января удары нанес сам Иран — по двум штабам террористической группировки «Джейш аль-Адль» на территории Пакистана. По мнению экспертов, обмен ракетными ударами между Пакистаном и Ираном связан с активностью боевиков-сепаратистов народности белуджа.

Во время создания Пакистана в 1947 году этот народ оказался разделен между новым государством, Ираном и Афганистаном. Тегеран и Исламабад прямо объясняют свои ракетные удары борьбой с боевиками-сепаратистами, базирующимися вдоль 900-километровой границы между двумя странами. Представители народности белуджа в Пакистане живут в основном в провинции Белуджистан, в Иране — в провинции Систан и Белуджистан, а также в Афганистане. Они требуют независимости для своего народа и предоставления белуджам отдельной территории.

Сепаратистские настроения подогреваются тем, что, будучи нацменьшинством, белуджи часто сталкиваются с дискриминацией и притеснениями. Так, пакистанская провинция Белуджистан — одна из самых крупных, но при этом наименее развитая и беднейшая в стране. Конфликт белуджей с властями Ирана также имеет религиозную окраску: белуджи исповедуют суннизм, а большинство населения страны — шииты. Белуджские партизаны-националисты, борющиеся за независимый Белуджистан, называют себя «сармачарами», и именно они в обоих случаях были целями ракетных ударов сторон.

В регионе действует несколько белуджских группировок — «Армия освобождения Белуджистана», «Белуджистанский освободительный фронт», «Национальная армия Белуджистана» и другие. Напомним, 16 января Иран нанес ракетные удары по позициям движения «Джейш аль-Адль» («Армия справедливости»), основанного в 2012-м и совершающего теракты против иранских властей. 15 декабря 2023-го боевики группировки напали на полицейский участок на юго-востоке Ирана и убили 11 полицейских.

Также эксперты указывают, что новая эскалация насилия в Передней Азии может быть выгодна Вашингтону. Она оправдывает отправку все большего числа сил НАТО в районы Персидского залива и Ормузского пролива.

Как считает политолог Владимир Корнилов, в своих региональных амбициях Тегеран стремится подражать Вашингтону.

«Безусловно, такие шаги усугубляют региональную нестабильность, вызванную войной Израиля и ХАМАС в Газе. Иран сегодня вообще очень сильно задействован в процессе расползания военной активности в регионе — в Ливане, Йемене, ударам по судам в Красном море и т. д. Что касается нанесения Тегераном ракетных ударов по базам террористов, которых Иран называет «агентами Израиля», то в последнее время он атаковал целый ряд стран, считающихся суверенными. Это Ирак, Сирия и Пакистан. А теперь от Пакистана последовала "ответка"», — сообщил Корнилов.

По его мнению, пример Ирану по части борьбы с террористами на территориях независимых стран подали Соединенные Штаты.

«Для США это вообще обычная практика — наносить удары по суверенным государствам, не спрашивая при этом ни партнеров, ни Совбез ООН. Поэтому, какие претензии теперь к Ирану или Пакистану? Это же не их выдумка, это, можно сказать, сложившаяся международная практика, — отметил Корнилов. — Что касается возможной войны между Ираном и Пакистаном, то она крайне маловероятна. Пока что мы видим, что Исламабад, даже нанеся ответные удары по иранской территории, заявил, что «Иран остается для него братской страной». То есть, уровень конфликта в межгосударственных отношениях еще не дошел до столь горячей точки. Я очень надеюсь, что обе страны постараются урегулировать этот конфликт путем обмена заявлениями и дипломатических

встреч. И что в дальнейшем они постараются избегать подобных военных обострений. Новая война в этом регионе сейчас никому не нужна».

По мнению аналитика, обстрел Ираном территории другого государства продемонстрировал рост политических амбиций Тегерана, который стремится к роли регионального лидера.

«Если американцы постоянно твердят нам о «мире, основанном на правилах», то, соответственно, в нем должны быть какие-то четкие законы. Вот Иран и демонстрирует, как он видит интерпретацию этих правил на региональном уровне. Что касается Пакистана, то его правительство контролирует не все 100% территории страны, и те же американцы уже на раз наносили по нему удары в тех точках, которые, по мнению США, использовались боевиками «Аль-Каиды», ИГ (запрещены в РФ) и так далее. Особенно часто эти удары следовали в период присутствия войск США и стран НАТО в Афганистане. Так что Пакистану, как говорится, к такому не привыкать. Будем надеться, что такая ракетная активность не станет в этом регионе обычной практикой», — заключил Владимир Корнилов.

Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация