О возможной реальной роли хуситов в партии США вокруг Израиля и сектора Газа ( 1 фото )

Это интересно




Страж благополучия

Днем 19 декабря Пентагон почти буднично объявил о начале военной операции «Страж благополучия» по защите судоходства в Красном море от йеменских хуситов. О том, что подобная операция готовится, Л. Остин неоднократно заявлял на протяжении декабря. Коалицию, как это обычно в подобных случаях делают США, удалось собрать даже раньше Нового года. Всего США заявили об участии 39 государств, но действующих игроков, опять-таки по традиции будет насчитываться не более десятка. В основном это страны Европы.

Состав непосредственных участников интересен тем, что в нем есть Испания, Италия, Франция, Канада, Великобритания, Норвегия, но отсутствуют Германия и Бельгия, которые могли бы выделить приличные средства из своих ВМС. Зато там присутствует Бахрейн, который, по сути, берет на себя функцию представителя от всего региона Персидского залива, рискуя тем, что его в том же регионе народ объявит ренегатом, пусть и ренегатом поневоле… Какие бонусы выторгует Манама за вынужденное участие в этой коалиции, мы увидим уже по факту в следующем году.

Тема операции против хуситов грозит стать второй по значимости после войны Израиля в секторе Газа и обрасти целым набором алармистских тезисов и предположений. Как минимум в том плане, что внешние силы втянули (втягивают) США в новую войну на Ближнем Востоке, препятствуют Вашингтону бросить все силы на борьбу с Китаем и далее в том же духе. И надо сказать, что есть действительно такие сценарии, при которых может громыхнуть, и громыхнуть основательно. Другое дело, что такие сценарии не основные.

Пока же все указывает не на то, что заполыхает зарево войны в Йемене, а на то, что Израиль будут все настойчивее и тверже подталкивать к тому, чтобы операцию в секторе Газа завершить к сроку, который уже ставили в Вашингтоне – к концу января.

И вот тут надо будет ждать определенных сдвигов в международной политике, поскольку финализация бойни в секторе Газа будет означать и завершение политической деятельности кабинета Б. Нетаньяху, и начало беспрецедентной для Израиля в новое время внутриполитической дискуссии, которая в свою очередь затронет политикум США, и активизацию работы на всех площадках по теме двух государств. Вот тут места для самых смелых политических обзоров уже точно хватит всем.

В этом плане йеменские хуситы представляют собой просто незаменимый актив для каждой стороны. А кто и как этим активом сможет воспользоваться, и за какую цену, здесь надо посмотреть повнимательнее.

Знаковые события

В Йемене в этом году произошло немало знаковых событий.

Во-первых, сами США, представляя свою концептуальную программу в мае, уделили в ней теме нормализации йеменско-саудовских отношений добрую треть объема.

Во-вторых, с движением хуситов установили прямой диалог с посредничеством Омана официальные представители Саудовской Аравии, что поставило на длительную паузу ожесточенное и затратное для обеих сторон противостояние.

В-третьих, политические партии бывшего Южного Йемена пришли к устойчивому консенсусу относительно того, что единый Йемен – это идея, которая не показала свою эффективность, и пришло время вернуться к разделению на два государства. Это, кстати, действительно отвечает традиционной этноплеменной структуре этого древнего региона, и вопрос уже стоит в деталях, согласовании интересов и уровне посредничества. И мы увидим, что проводимая операция на море еще сыграет свою роль в этом процессе размежевания на Север и Юг.

С предпосылками и ходом приведенных событий можно ознакомиться в апрельском материале «Сложные, но необходимые уроки йеменского конфликта».

Один из самых прочных и устоявшихся нарративов заключается в том, что хуситы – это «шиитское движение, прокси-силы Ирана в регионе, которые действуют в интересах Ирана». И вроде бы все говорит о том же.

Однако, если начать предметно разбираться, то оказывается, что и шииты – не совсем шииты, и не совсем проиранские, и программа изначальная у хуситов не проиранская или просаудовская, а вообще чуть ли не хашимитская. Окажется, что США в 2000-х много сделали (пусть и не напрямую) для усиления хуситов, и методы работы хуситов, как и их организация, очень напоминают небезызвестную Рабочую партию Курдистана. И идеи единого Йемена при разделенной Саудовской Аравии, которые позже станут достоянием СМИ, ковались в США при Д. Буше-мл. и прочее и прочее.

Хуситам у нас традиционно принято сочувствовать, отождествляя их со всем Северным Йеменом. На самом деле Эр-Рияд отметился в регионе весьма и весьма кроваво, что никак не красит его руководство. Однако надо отметить и то, что хуситский проект представлял для саудовцев угрозу куда как большую, чем борьба с самим Ираном. Это была угроза почти экзистенциальная, как, кстати, и регион, который хуситы занимают, имел и имеет для арабов почти сакральный характер.

И тут надо, опять-таки, отметить, что хоть США разведданными саудитов и поддерживали, но на уровне выше администрация уже Б. Обамы делала слишком много, чтобы усилить Иран, который почти свободно поставлял в Йемен средства, продовольствие и вооружение. И этого «слишком много» было столько, что не замечать это в Эр-Рияде не могли и помнят демократам до сих пор.

Именно поэтому так мучительно долго нынешние функционеры от Госдепартамента США вынуждены были тратить силы на нахождение решения в Йемене. И вот приехали – теперь надо собирать коалицию, чтобы защищать судоходство от распоясавшихся хуситов, за которыми как бы стоит Иран.

Но вот вопрос, а действительно ли за ними (хуситами) в этих морских атаках стоит только Иран?

Палитра

Если на поле боя хуситы за время войны снискали себе заслуженную славу, то в плане политики это течение является силой, которая может и умеет работать в рамках того, что можно назвать «многофакторной моделью». Играть на разных досках, причем так, что для одного игрока на одной доске они сделают определенный плюс, а на другой – определенный минус. В мире, где СМИ определяют повестку через принцип «либо, либо», красок всего две, и палитра пропадает напрочь.

А палитра куда как интереснее.

С одной стороны, никто не сомневается (да это никто и не скрывает), что в своей основе ВПК хуситов (который есть и работает), а также основа ракетного вооружения и БПЛА имеют иранские корни.

С другой стороны, не менее интересно поразмышлять и о том, куда сегодня все это добро летит. Вроде бы на Израиль, и сбивается ВМС США, но оно летит еще и по морским судам, которые везут в Израиль нефть и контейнерные грузы.

Можно еще предположить, откуда и как Иран может добыть информацию о судах, которые везут в Израиль нефть, известны суда, которые совершают постоянные рейсы, а их владельцы аффилированы с Израилем, но ведь ситуация посложнее.

История хуситских атак на море за последнее время такова. 19 ноября вертолет хуситов высаживает абордажную группу на судно Galaxy Leader (принадлежит израильской компании), судно отведено в Йемен. Далее с помощью ракет были атакованы еще два судна, связанные с израильским фрахтом.

26 ноября хуситы пробуют по первому сценарию захватить химовоз, принадлежащий компании, управляемой также израильской группой Zodiac. Атаку на химовоз отбивают американцы, при этом хуситы обстреливают американский эсминец, но обстреливают так, что ракеты идут в точки за 16–20 км от корабля ВМС США, т. е. это больше демонстрация, чем реальное нападение.

А вот дальше уже начинается детектив.

Детектив

В начале декабря хуситы атакуют два сухогруза и контейнеровоз, которые непосредственно с Израилем уже не связаны. Другой американский эсминец сбивает в это же время до пятнадцати беспилотников, направленных на эти же морские объекты.

Прошлые суда хоть ничего в Израиль или из Израиля по факту не везли, но, по крайней мере, были прямо связаны с израильским бизнесом, а здесь, чтобы хоть как-то углядеть израильское присутствие, надо было бы знать и сложную структуру собственности, и иметь доступ к изнанке системы торгового документооборота.

Можно, конечно, предположить, что разведка хуситов имеет прямой доступ к страховым реестрам, знает исходные вводные на контейнерные перевозки и может отслеживать промежуточные точки входа-выхода грузов на контейнерных линиях, но верится в это с некоторым трудом.

Иранцы, чьи два военных фрегата сейчас патрулируют море в районе Йемена, конечно, могли бы кое-чем поделиться, особенно в плане перевозок нефтяного сырья, но полный мониторинг сухогрузов и контейнерных поставок – это уже из разряда какого-то высшего пилотажа. Даже если информацию хуситам дал Иран, то это означает, что самому Ирану ее слили люди, часть из которых вообще Ирану не близки. Это ЮВА, США и Европа.

В итоге на крупных контейнерных линиях начинают рассуждать вполне логически, если некто (хуситы) могут быть в курсе того, что где-то в контейнерных штабелях среди десятков и сотен «коробок» находится груз, каким-то образом связанный с Израилем, и некто имеет доступ к такого рода документации (а она, как и любые коносаменты, является персональной ответственностью оператора), то лучше маршрут сменить в целом. И операторы, вроде монстров Maersk, MSC, Lloyd, перенаправляют контейнеровозы в обход Суэца.

Шум стоит страшный, но при деле оказываются все. Коалиция во главе с США идет героически отгонять иранские фрегаты, осуществлять конвои торговых судов и дистанционно, но точечно пытаться подавлять точки пусков хуситов. При этом демонстрируя возможности своих ВМС и наконец-то собрав снова подобие прямого военного союза.

Хуситы выступают в качестве защитников Газы, чем добавляют очков Ирану. Саудовская Аравия, не вступая и близко в подобную коалицию и дистанцируясь от нее, продолжает вести переговоры с племенами северного Йемена и теми же хуситами. Более того, Эр-Рияд прямо и официально уже призвал США «к сдержанности в ответ на атаки хуситов». ОАЭ, используя ситуацию, еще больше закрепляют влияние в Адене, на Сокотре и выстраивают отношения с политическими коалициями Южного Йемена.

И вся мощь логистических, страховых, инвестиционных и торговых структур начинает со всех сторон давить на руководство Израиля, чтобы оно хочет-не хочет, но вписывалось в сроки, которые обрисовал ранее Вашингтон – конец января 2024 года. Отдуваться за всех аравийцев вышел один Бахрейн. Но и то только потому, что в Бахрейне находится штаб-квартира 5-го флота ВМС США.

Зато Германия, которая занимает в Европе сегодня, пожалуй, самую произраильскую позицию, участвовать в этой шахматной партии отказалась (пока отказалась), хотя как раз силы германского ВМФ были бы для коалиции совсем не лишними.

После первой и понятной эйфории, которая возникла в Израиле на фоне вроде бы жесткого и ультимативного давления на хуситов, весьма скоро придет осознание того, что, если по военно-политической или внешнеполитической линии Израиль и может упорно сопротивляться, то при подключении уже финансистов, торговцев, инвестиционщиков, страховщиков и т. д., это упорство будет иметь конечные сроки.

Да, США в угоду части политического истеблишмента, и даже работая на электорат республиканцев, обязательно будут вести с Ираном игру на грани фола – с инцидентами, обменом риторикой, заявлениями и провокациями, но итоговой точкой тут будет не Иран, а как раз Израиль.

Ведь и условия нового перемирия в Турции во многом уже согласованы. Выходит, что хуситы, а за ними получается и Иран против этого? Ну так США помогут устранить это обстоятельство – Иран с хуситами вроде как одернуть, и Израилю показать – как жестко Вашингтон выступает против его противников.

И вот если Израиль прочувствует эти моменты и пойдет уже в размен по принципу «сгорел сарай, гори и коровник», то здесь действительно возможны алармистские сценарии, когда у американцев или членов коалиции возникнут проблемы уже под флагом якобы хуситов.

Но пока все выглядит так, что именно хуситы являются незаменимым и потому самым дорогим элементом в сложной и циничной партии.

  • Михаил Николаевский

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация