Свинина из брюквы ( 4 фото )
- 16.12.2023
- 3 596
В России продолжается рождественский пост. А значит, воцерковленная общественность грозит пальчиком тем соотечественникам, которые не к месту интересуются ценами на мясо и курицу. А сама обменивается рецептами чего-нибудь вкусненького из гречки и овса.
К посту у меня отношение двойственное. Сам я не пощусь. Да и особо верующим меня не назовешь. Но даже мне со всем моим цинизмом порой смешны эти вечные поиски «вкусненького и постненького», которые разворачиваются в эти дни в среде считающей себя православной публики. И кто из нас кому должен говорить, что пост – это не про еду?
Просто если вы искренне стремитесь к очищению души (а к чему еще может стремиться православный человек сейчас?), то не лишние ли все эти кулинарные радости? Или здесь привычное нам лицемерие? «Истинно» православных отчего-то не заботит, что в пост можно убивать, грабить, сажать невинных в тюрьму и издеваться над слабыми. Можно, не доливать бензин и обвешивать покупателей. Но, главное, не совершайте самого ужасного – не ешьте холодец и буженину!
Впрочем, пост – это еще время хорошего заработка торговли и общепита на самых дешевых товарах. Мой хороший знакомый шеф-повар Иван Шишкин (предсказуемо оказавшийся после начала войны в Германии) несколько лет назад так и вовсе иронически замечал: «Вспомните Козьму Пруткова: согрешив, сев играть в карты, не замедли согрешить еще раз, заглянув в карты соседа, потому что в свои ты успеешь насмотреться. Грубо говоря, зашел в ресторан — блудное место, — так будь последователен: жри мясо и бухай! Чего ж ты вчера тут пил, позавчера пил и весь год пил, а сегодня пришел с чистым помыслом? Смешно и лицемерно».
Однако самые буйные из постящихся громко требуют постного меню даже в традиционно мясных ресторанах. Зачем ты сюда пришел в пост, - такой вопрос даже не приходит им в голову. И многие рестораторы с улыбкой и прибылью используют эти пожелания. Тот жуткий хлам, которым кормят воцерковленных клиентов, у нормальных людей вызывает оторопь. Сухая гречка с жареными на постном масле шампиньонами, щи на воде и кислой капусте (но монастырские!), огромное количество теста, картошки и т.п.
Но в конце концов, это их дело. Кто мы такие, чтобы советовать людям, обретшим бога в своей душе?
С другой стороны, мне (уже как историку) пост интересен тем, что позволяет по-новому посмотреть на разворачивающийся сейчас в России процесс клерикализация страны, погружения ее в Средневековье не только в виде официальной людоедской политики, но и на бытовом уровне.
При этом, как мы понимаем, борьба РПЦ за умы никогда не была чисто духовной. Материальные интересы лежат под любым действием ее иерархов. Вот и постная еда оказалась вдруг очень уместна в нынешнюю эпоху. Да и предлог для заработка вдруг сам собой образовался.
Как известно в России уже многие годы действует сертификация кошерных и халяльные продуктов. То есть люди, исповедующие иудаизм и ислам, покупая их, могут быть уверены, что не нарушают своих религиозных запретов. Последней соломинкой в этом процессе стало признание хяляльными шоколада «Аленка» и конфет «Птичье молоко». Большинство экспертов полагают, что это решение производителя связано главным образом с планами экспорта в страны, традиционно исповедующие ислам.
Естественно, почвенная общественность тут же возмутилась: как же так у евреев есть стандарт с печатью, а у нас русских и православных нет! А черносотенная публика тут же завела привычную шарманку насчет того, почему в кране нет воды и как нужно спасать Россию.
Собственно, к введению «православного стандарта» в еде подход делается уже не в первый раз. Еще после крымнаша в 2016 году его предлагал ввести председатель комиссии Общественной палаты Владимир Слепак. Предполагалось, что представители РПЦ войдут в совет, который будет принимать решение по сертификации продукции, а товары, прошедшие эту процедуру, будут отмечены специальным логотипом.
Сегодня – новая попытка. И вот уже появляются предложения, чтобы церковь занялась контролем производства постной еды. Проверяла, постная ли она на самом деле и вообще соответствует ли православным стандартам. За рамками обсуждения, впрочем, остается вопрос, а что это за стандарты такие?
Так вот объясняю. Во-первых, в христианстве, нет таких жестких пищевых запретов, как в исламе или иудаизме. Если говорить о реальной жизни он один - нельзя употреблять в пищу кровь и вообще мясо животных, удавленных или даже убитых током. Хотелось бы посмотреть на эффект этих православных стандартов, которым не соответствует половина мясокомбинатов, не говоря уже о всякой кровяной колбасе и стейков «medium-rare». Самое время так обрадовать народ. Вот почему официальные спикеры РПЦ пока воздержались от поддержки духоподъемной инициативы.
А во-вторых, отсутствие православного стандарта на еду – это еще и яркая демонстрация того, что в обществе нет такого запроса. Это по телевизору можно рассказывать о том, что в России то ли 80, то ли 120 млн православных. А на деле, соблюдающих нормы православия и желающих ограничить себя в еде по средневековым принципам, - ничтожное меньшинство.
Так что такая манящая попов идея залезть россиянам не только в школы, библиотеки, постели, но еще и в тарелки, похоже, преждевременна. Хотя, если мы и дальше продолжим обустраивать Россию по Войновичу, то тема скоромной еды как-то сама собой и решится. Вегетарианская свинина «Прогресс» из прессованной брюквы – это ли не исполнение мечты о «православном стандарте»?
К посту у меня отношение двойственное. Сам я не пощусь. Да и особо верующим меня не назовешь. Но даже мне со всем моим цинизмом порой смешны эти вечные поиски «вкусненького и постненького», которые разворачиваются в эти дни в среде считающей себя православной публики. И кто из нас кому должен говорить, что пост – это не про еду?
Просто если вы искренне стремитесь к очищению души (а к чему еще может стремиться православный человек сейчас?), то не лишние ли все эти кулинарные радости? Или здесь привычное нам лицемерие? «Истинно» православных отчего-то не заботит, что в пост можно убивать, грабить, сажать невинных в тюрьму и издеваться над слабыми. Можно, не доливать бензин и обвешивать покупателей. Но, главное, не совершайте самого ужасного – не ешьте холодец и буженину!
Впрочем, пост – это еще время хорошего заработка торговли и общепита на самых дешевых товарах. Мой хороший знакомый шеф-повар Иван Шишкин (предсказуемо оказавшийся после начала войны в Германии) несколько лет назад так и вовсе иронически замечал: «Вспомните Козьму Пруткова: согрешив, сев играть в карты, не замедли согрешить еще раз, заглянув в карты соседа, потому что в свои ты успеешь насмотреться. Грубо говоря, зашел в ресторан — блудное место, — так будь последователен: жри мясо и бухай! Чего ж ты вчера тут пил, позавчера пил и весь год пил, а сегодня пришел с чистым помыслом? Смешно и лицемерно».
Однако самые буйные из постящихся громко требуют постного меню даже в традиционно мясных ресторанах. Зачем ты сюда пришел в пост, - такой вопрос даже не приходит им в голову. И многие рестораторы с улыбкой и прибылью используют эти пожелания. Тот жуткий хлам, которым кормят воцерковленных клиентов, у нормальных людей вызывает оторопь. Сухая гречка с жареными на постном масле шампиньонами, щи на воде и кислой капусте (но монастырские!), огромное количество теста, картошки и т.п.
Но в конце концов, это их дело. Кто мы такие, чтобы советовать людям, обретшим бога в своей душе?
С другой стороны, мне (уже как историку) пост интересен тем, что позволяет по-новому посмотреть на разворачивающийся сейчас в России процесс клерикализация страны, погружения ее в Средневековье не только в виде официальной людоедской политики, но и на бытовом уровне.
При этом, как мы понимаем, борьба РПЦ за умы никогда не была чисто духовной. Материальные интересы лежат под любым действием ее иерархов. Вот и постная еда оказалась вдруг очень уместна в нынешнюю эпоху. Да и предлог для заработка вдруг сам собой образовался.
Как известно в России уже многие годы действует сертификация кошерных и халяльные продуктов. То есть люди, исповедующие иудаизм и ислам, покупая их, могут быть уверены, что не нарушают своих религиозных запретов. Последней соломинкой в этом процессе стало признание хяляльными шоколада «Аленка» и конфет «Птичье молоко». Большинство экспертов полагают, что это решение производителя связано главным образом с планами экспорта в страны, традиционно исповедующие ислам.
Естественно, почвенная общественность тут же возмутилась: как же так у евреев есть стандарт с печатью, а у нас русских и православных нет! А черносотенная публика тут же завела привычную шарманку насчет того, почему в кране нет воды и как нужно спасать Россию.
Собственно, к введению «православного стандарта» в еде подход делается уже не в первый раз. Еще после крымнаша в 2016 году его предлагал ввести председатель комиссии Общественной палаты Владимир Слепак. Предполагалось, что представители РПЦ войдут в совет, который будет принимать решение по сертификации продукции, а товары, прошедшие эту процедуру, будут отмечены специальным логотипом.
Сегодня – новая попытка. И вот уже появляются предложения, чтобы церковь занялась контролем производства постной еды. Проверяла, постная ли она на самом деле и вообще соответствует ли православным стандартам. За рамками обсуждения, впрочем, остается вопрос, а что это за стандарты такие?
Так вот объясняю. Во-первых, в христианстве, нет таких жестких пищевых запретов, как в исламе или иудаизме. Если говорить о реальной жизни он один - нельзя употреблять в пищу кровь и вообще мясо животных, удавленных или даже убитых током. Хотелось бы посмотреть на эффект этих православных стандартов, которым не соответствует половина мясокомбинатов, не говоря уже о всякой кровяной колбасе и стейков «medium-rare». Самое время так обрадовать народ. Вот почему официальные спикеры РПЦ пока воздержались от поддержки духоподъемной инициативы.
А во-вторых, отсутствие православного стандарта на еду – это еще и яркая демонстрация того, что в обществе нет такого запроса. Это по телевизору можно рассказывать о том, что в России то ли 80, то ли 120 млн православных. А на деле, соблюдающих нормы православия и желающих ограничить себя в еде по средневековым принципам, - ничтожное меньшинство.
Так что такая манящая попов идея залезть россиянам не только в школы, библиотеки, постели, но еще и в тарелки, похоже, преждевременна. Хотя, если мы и дальше продолжим обустраивать Россию по Войновичу, то тема скоромной еды как-то сама собой и решится. Вегетарианская свинина «Прогресс» из прессованной брюквы – это ли не исполнение мечты о «православном стандарте»?
Материал взят: Тут