Кольт и его револьвер: по ту сторону легенды ( 15 фото )

Это интересно




Чаще всего мы видим в кино револьверы «кольт» вот такими. Но такими они сделались далеко не сразу. А в начале это было нечто совершенно другое… Кадр из кинофильма «След Сокола» (1968)

Как следует смажь оба кольта,
Винчестер как следует смажь,
И трогай в дорогу, поскольку
Взбрела тебе в голову блажь.
Ю. Ким, муз. Г. Гладков
«Человек с бульвара Капуцинов»

Рассказы об оружии. С 2015 года и даже раньше сайт ВО пишет про различное оружие, и вот вроде бы уже и не осталось ничего такого, о чем мы, его авторы, за это время не успели бы написать. Поэтому неудивительно, что каждый «новый шаг» дается с большим трудом, нежели предыдущий, не говоря уже о том, что трудно, например, написать что-то новое про тот же «кольт». Трудно, но можно!

Так что сегодня мы расскажем вам, уважаемые наши читатели, о том, с чего начинался и сам Сэмюэль Кольт как конструктор оружия и как создавался самый первый его револьвер, с которого и началась его карьера оружейника.

Да, все мы знаем легенду, но что стояло за ней в реальности, кому, сколько и за что он платил, кто на него работал напильником, и чем в это время занимался сам Кольт. То есть мы расскажем вам о его жизни в это самое время безо всяких прикрас…


Один из самых первых револьверов Кольта, изготовленный мастером Джоном Пирсоном. 1835 г., Балтимор. Калибр .33 (8,3-мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

А было так, что Сэмюэл Кольт приехал в Балтимор, штат Мэриленд, холодным февральским днем 1834 года. Причем занимался он в это время тем, что устраивал представления, на которых давал зрителям дышать закисью азота («веселящего газа»), вызывавшего у них безвредную форму опьянения. Этот аттракцион давал ему неплохой заработок, однако и это было ещё не все.

Помимо этого, Кольт был ещё «странствующим лектором» и читал лекции просветительского характера по естественной философии и химии, ну а то время, что после лекций у него оставалось, он, да, посвящал работе над своим пистолетом с вращающимся магазином.


Второй вариант, изготовленный в том же 1835 году. Калибр 8,3 мм. Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

В конце 1832 или в начале 1833 года он нанял оружейника Энсона Чейза в Хартфорде, штат Коннектикут (отметим, что самому Кольту в то время было 18 лет), чтобы тот воплотил его идеи в металле, потому что сам Кольт работать с металлом не умел.

На изготовление первого опытного образца он сумел выделить 15 долларов, однако тот взорвался во время испытаний. Затем были сделаны винтовка и пистолет, также изготовленные Чейзом, которые он уже отправил в патентное ведомство США. Но качество у них было таково, что патента ему на них не дали, хотя он и сумел добиться, аффидевита (письменное показание под присягой) о приоритете своего изобретения.


Интересно, что у этого револьвера был предусмотрен откидной штык! Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

За всю работу на Кольта Чейзу было выплачено чуть меньше 125 долларов.

Кольт также заключил контракт с Сэмюэлем Гибсоном, оружейником из Олбани, которому он заплатил 11 долларов за использование поковок для изготовления экспериментальной модели своего пистолета. К 24 мая 1833 года Кольт потратил 415 долларов и 12 с половиной центов за работу над двумя винтовками и несколькими пистолетами, включая один целиком сделанный из латуни.


Прототип поясного револьвера. Джон Пирсон, 1835–1836 г. Калибр .53 (9,6 мм). Особенностью этого револьвера был со всех сторон закрытый барабан. Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США


Этот же прототип в разобранном виде

Денег, чтобы платить рабочим, ему по-прежнему не хватало, но тут Кольт получил приглашение на должность лектора в музее, что оказалось весьма прибыльным занятием, из-за чего он и остался в Балтиморе.

Музеем заведовал Джозеф Э. Уокер, вероятно, близкий родственник капитана Сэмюэля Гамильтона Уокера из Балтимора и Техаса, сыгравшего впоследствии столь важную роль в будущем Кольта. Музей был странным – неорганизованной коллекцией всякой всячины. Но так как в это время наблюдался своеобразный ренессанс в области образования и повышенная тяга людей к знаниям, умные люди неплохо на этом зарабатывали.

Гуляя по Балтимору, Кольт встретил А. Т. Бакстера, одного из лучших и талантливых оружейников в городе. Сам Бакстер тоже никогда от подработок не отказывался, поэтому, поговорив с Кольтом, он поручил одному из своих лучших специалистов Джону Пирсону на него поработать.

Так в дневнике Кольта появилась следующая запись: «Балтимор, 1 марта (1834 г.) 14 дней работы над винтовкой А. Т. Бакстера, 28 долларов». Речь, опять-таки, шла о винтовке с барабаном калибра .52, общей длиной 134,5 см и весом 3,8 кг.


«Пистолет поясной № 5». «Патентованная компания производства оружия» Нью-Джерси, Патерсон, ок. 1838 г. Общая длина: 330 мм. Длина ствола: 203 мм. Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

Сам Джон Пирсон до приезда в Америку получил в Англии образование часовщика в Англии. Он родился около 1806 года, и ему было 28 лет, когда его нашел Кольт (тому было 19).

Кстати, вполне возможно, что Джон был родственником Джеймса Пирсона, оружейника, который в 1780 году заключил контракт с комитетом безопасности Пенсильвании на поставку мушкетов.

Интересно, что Пирсон посчитал свою работу на Кольта через Бакстера слишком дорогой для Кольта и невыгодной для себя. Поэтому он сделал Кольту предложение, что если удастся найти мастерскую, то он будет работать на Кольта без посредников.

Между ними было заключено соглашение следующего содержания:

«Балтимор, 27 июня 1834 года. Я, Джон Пирсон, соглашаюсь работать у мистера Сэмюэля Кольта двенадцать месяцев за десять долларов в неделю. Десять часов в день (кроме воскресенья)... я буду получать зарплату еженедельно. В случае разногласий каждая из сторон имеет право закрыть Контракт, направив уведомление другой стороне за один месяц».


«Кольт» образца 1847 г. «поясной пистолет». Производство Эли Уитни, Уитневиль, Коннектикут. Длина ствола: 203 мм. Калибр: .44 (11,8 мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

Место для мастерской вскоре нашли, оборудование для неё было закуплено, и Пирсон приступил к работе.

А чем занялся Кольт?

Взял баллон с закисью азота и поехал и дальше облапошивать простаков. Время от времени он присылал деньги (50 долларов США) на счет Пирсона. Однако он принимал довольно деятельное участие в работе над пистолетом. Во второй половине 1834 года он писал ему о том, каким количеством зарядов следует оснастить барабан у винтовки и как должен выглядеть его пистолет.


Это было время, когда барабанные винтовки были очень популярны, и многие пытались их делать. Кремневая барабанная винтовка Руфуса Портера, Биллерика, Массачусетс, 1826 г. Изготовлена в Бостоне. Калибр .42 (10,6 мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

Видимо, в конце 1834 года или в начале 1835 года прототип его как раз и был изготовлен.

Интересно, что отличительным признаком работы Пирсона стали как раз мешкообразные рукоятки. Между тем «Доктор Кольт» продолжал свое турне по Канаде: от Монреаля до Квебека – как раз в то время, когда оба этих города переживали вспышка холеры.

Посещаемость его лекций упала, поэтому он повернул в сторону Сент-Джонса и Нью-Брунсвика. Наконец, на 29 сентября 1834 года ему удалось связаться со своим другом (и кассиром Пирсона) Уокером в Ричмонде и пообещать платить ему своевременно.

А затем в своем следующем письме Уокеру от 12 октября 1834 года он потребовал, чтобы Пирсон все свое внимание сосредоточил именно на пистолетах, а ружьями пока не занимался! То есть получается, что это Пирсон доводил до ума все первые револьверы Сэмюэля Кольта, а тот в это время гастролировал по стране!


Барабанная винтовка Джона Пирсона, 1834–1835 гг. Балтимор. Калибр: 16,7 мм. Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

А так как денег по-прежнему не хватало, Кольт решил заняться контрабандой. Он вложил несколько сот долларов в приобретение тонких тканей в Сент-Джонсе, а в тканях он разбирался, поскольку отец Кольта – Кристофер, был известным торговцем тканями и научил своего сына всем тонкостям выбора качественного текстиля.

Кольт решил, что сможет провести эту ткань мимо таможенников США в порту Провиденс, штат Род-Айленд. Однако таможенник ему попался внимательный и конфисковал один тюк контрабанды. Правда, еще один тюк ткани, внутри которого была спрятана еще и музыкальная шкатулка он все же пронести сумел.

Но больше уже этим делом Кольт не занимался.


Барабан этой винтовки крупным планом и проворачивающий его рычаг…

Тут Кольт встретился с Пирсоном и начал буквально на пальцах объяснять ему свое видение нового пистолета, а все потому, что он… не был чертежником и точных чертежей для него сделать не мог.

В начале 1835 года Кольт уехал в Ричмонд и опять перестал выплачивать деньги. Ситуация обострилась настолько, что Пирсон пригрозил бросить работу и уйти в другое место. И вновь в письме от 17 января 1835 года Кольт пообещал ему вовремя платить и не только пообещал, но и отправил ему перевод на 75 долларов.


Первая модель барабанной винтовки Джона Пирсона, 1835 г. Балтимор. Калибр: .36 (9,14 мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США


А еще он попросил Пирсона найти граверов сделать ему торговую марку в виде голов четырех лошадей связанных между собой…

Пирсон выполнил заказ и написал Кольту 10 февраля 1835 года письмо о том, что работа идет, что он ему выслал реактивы для получения «веселящего газа», но что в мастерской очень холодно, что топить ему нечем и нужно срочно прислать деньги на дрова.


Вторая модель барабанной винтовки Джона Пирсона, 1835 г. Балтимор. Калибр: .53 (13,4 мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

Сам Кольт срочно отправился в Линчберг на лекции, где они имели успех, так что он смог отправить Пирсону 50 долларов, которые, по его мнению, должны были помочь ему продержаться до его возвращения в Балтимор в середине апреля.

Самое главное, что удалось ему сделать на заработанные деньги – было открытие новой мастерской 10 мая 1835 года. Был нанят еще один работник, получавший 7,5 доллара в неделю, тогда как Пирсону жалование было повышено до 12 долларов.

Ну а сам Кольт, заняв 2 000 долларов, 24 августа 1835 года уехал в Ливерпуль, а оттуда в Лондон, чтобы запатентовать свой револьвер, который он перед этим украсил гравировкой и воронением. Общая стоимость патента обошлась ему более чем в 600 долларов золотом.

25 февраля 1836 года ему был выдан патент США № 138, подписанный самим президентом Эндрю Джексоном.

К сожалению, вскоре после этого патентное ведомство сгорело дотла. Однако было собрано достаточно доказательств, чтобы такой патент действительно выдавался. Кстати, рисунки и чертежи, требовавшиеся для получения патента, обошлись ему в 16 долларов!


Третья модель барабанной винтовки Джона Пирсона, 1838 г. Патентованная компания производства оружия. Нью-Джерси, Патерсон. Калибр: .34 (8,6 мм). Музей искусств Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США

Последнее письмо Пирсона Кольту датировано 9 мая 1836 года. В нем он писал о том, что Кольт задолжал ему не менее 100 долларов и не желает их платить. Письмо заканчивалось следующими словами:

«Я жду денег на следующей неделе, иначе я прекращаю работу… Есть полдюжины мест и зарплата каждую неделю. Вы чертовски торопитесь, но не платите своим людям...»

В общем, у Сэма Кольта явно была скверная привычка использовать людей как ступеньки на пути к успеху, а позднее о них забывать. И Джон Пирсон в данном случае не стал исключением. На фабрике Патерсона он уже не работал, потому что он не смог смириться с тем, что там он будет на вторых ролях.

Некто Плини Лоутон из Спрингфилда, штат Массачусетс, нанял его управлять производством, и Джон Пирсон оставался в Балтиморе примерно до 1840 года, после чего он переехал в Сент-Луис, штат Миссури, а затем и в Форт Смит в Арканзасе.

Но Кольт все же вспомнил о нем в 1861 году и заплатил сразу 30 000 долларов – целое состояние по тем временам!

Автор:Вячеслав Шпаковский

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация