Дорогой и дырявый: Почему «Железный купол» не спас Израиль от хамасовских ракет ( 1 фото )
- 23.11.2023
- 10 407
октября Израиль выпустил в небо порядка 32 миллионов долларов
Виталий Орлов
На фото: ЗРК «Железный купол» (Фото: Zuma/TASS)
Все мы помним, как осенью прошлого года, страдая от массированных ударов по объектам критической и энергетической инфраструктуры Украины, «самый влиятельный еврей современности» слезно требовал от Тель-Авива срочных и массовых поставок ЗРК «Кипат барзель» («Железный купол»). И как бездушно к его настоятельным мольбам отнеслось руководство Израиля.
В качестве причин такого неподобающего отношения к запросам «страны самых больших прапоров и тризубов» называлось нежелание конфликта с Россией, однако события 7 октября показали, что существует еще как минимум одна достаточно веская причина отказа.
В течение последнего месяца израильская система ПВО/ПРО подверглась самой длительной и самой суровой за время существования проверке своих боевых возможностей в условиях реального боя. И львиная доля ответственности за эффективное обнаружение и последующее уничтожение средств воздушного нападения противника легло именно на тактическую систему противоракетной обороны ближнего радиуса действия «Железный купол». В настоящее время оценка ее работы больше чем на «удовлетворительно» не тянет.
Ракетная атака территории Израиля утром 7 октября стала самой мощной (по количеству использованных ХАМАС средств поражения) за всю историю израильско-палестинских конфликтов.
Комментируя свой первый удар, представители исламистского движения ХАМАС говорили о применении пяти с половиной тысяч ракет. Командование ЦАХАЛ предпочло заявить лишь о 2200 средств воздушного нападения, что, к слову, тоже очень и очень немало. Кстати, за прошедший месяц Тель-Авив насчитал уже более восьми тысяч ракет, выпущенных по израильской территории. Более точных и подробных сведений в настоящее время ожидать сложно, поэтому мы будем оперировать информацией, уже находящейся в доступе.
Очевидно, что значительная часть изготовленных в полукустарных условиях боеприпасов просто не попала в определенные им цели — израильские города и объекты ЦАХАЛ. Другая, не менее существенная, часть была перехвачена зенитными ракетными комплексами разных типов, входящих в систему ПРО Армии обороны Израиля.
По информации израильтян, в отражении атаки были задействованы все наличные средства противоракетной обороны, но самая большая нагрузка выпала на долю противоракетных ЗРК «Железный купол» — самых массовых и распространенных систем, прикрывающих практически все потенциально опасные районы. Тогда же определенные должностные лица ЦАХАЛ попытались пропиарить успешное применение тактической лазерной системы ПРО «Керен барзель» («Железный луч»), однако подтверждения эта информация не получила.
Тем не менее, ожидаемого результата израильская ПРО не показала и ракеты ХАМАС в количестве от нескольких десятков до нескольких сотен поразили свои цели. Добавьте сюда некоторое число сбитых и упавших на землю ракет, которые также добавили урона, и получите более или менее реальную картинку результата ракетного удара по территории Израиля.
По вполне себе понятным причинам Тель-Авив не спешит раскрывать статистические данные о перехваченных и пропущенных воздушных целях, а ХАМАС не имеет возможности адекватно оценить эффект от своего удара. Поэтому с обеих сторон мы наблюдаем лишь бравурные рапорты об успешном решении поставленных задач.
Итак, рассмотрим внимательнее «Железный купол», которым прикрываются самые сложные районы страны.
Изначально разработчиком «Железного купола» являлась компания «Rafael Advanced Defense Systems», однако позже к проекту подключилась американская «Raytheon». На долю янки выпало создание ракеты-перехватчика «Тамир». В 2011 году стартовало серийное производство и в конце марта этого года первая батарея «Железного купола» заступила на боевое дежурство. Буквально через несколько дней была сбита и первая палестинская неуправляемая ракета.
Каждая из батарей ЗРК «Железный купол», кстати, обходящаяся израильскому налогоплательщику в 50 млн, имеет в своем составе поисковую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой ELM-2084, дальность обнаружения крупных целей которой достигает 400−470 километров, три-четыре перевозимых ПУ с двадцатью противоракетами «Тамир», а также пункт боевого управления и обработки данных воздушной обстановки.
Перемещение элементов комплекса между огневыми позициями осуществляется посредством грузовых автомобилей, однако развертывание и свертывание батареи «Железный купол» занимает довольно значительное время.
Что же касается управляемой зенитной ракеты «Тамир», то это оснащенное радиолокационной ГСН 90-килограммовое изделие длиной три метра с дальностью полета семнадцать километров и максимальной скоростью 700 м/с (2520 км/ч). Несет БЧ массой одиннадцать килограммов, снаряженную взрывателем неконтактного типа.
По утверждению эксплуатантов, «Железный купол» использует избирательный принцип поражения целей. То есть пунктом управления комплекса определяются цели, от которых исходит угроза критически важным объектам и населенным районам. Если ракета летит мимо, то ее попросту пропускают. Это существенно снижает расход боекомплекта, являющегося одной из наиболее серьезных проблем ЗРК, достаточно ярко проявившейся 7 октября.
Тогда мы могли наглядно наблюдать несоответствие масштабов атаки и объема боекомплекта батареи «Железный купол». Развернутые сегодня десять батарей (не более сорока пусковых установок) имеют в своем арсенале восемьсот противоракет. Для повышения показателя вероятности поражения цели до значения 0,99 «Тамиры» запускаются парами.
Получается, что даже чисто теоретически при помощи ЗРК «Кипат барзель» Израиль смог бы сбить порядка 400−800 палестинских ракет. И это максимально возможный результат.
Более того, после отстрела БК «Железный купол» становится вовсе беспомощным, поскольку перезаряжание занимает достаточно много времени, а по ходу налета вообще представляется невозможным. Таким образом получается, что, принимая на веру заявление ХАМАС о пяти с половиной тысячах выпущенных ракет, мы можем говорить о возможности израильтян сбить лишь 10−15% от общего количества угроз.
Даже несмотря на избирательность поражения целей, о которой было сказано выше, на критические объекты и населенные пункты летело столько ракет, сколько существующие батареи «Железного купола» сбить просто не в состоянии. Не добавляет очков ЗРК в плане совершенства и странноватая траектория полета противоракеты «Тамир», завершающаяся падением на землю. Что в этом негативного, спросите вы? Только то, что ЗУР не только не устраняет угрозу, но и делает за нее часть ее работы.
Далеко не последнюю роль играет и финансовая сторона вопроса. Одна серийная ракета «Тамир» стоит 40 тысяч, таким образом только 7 октября Израиль выпустил в небо порядка 32 млн. Как вы думаете, надолго Тель-Авиву хватит «пороху» при таких затратах?
Выходит, в ходе массированного боевого применения тактический комплекс противоракетной обороны «Железный купол» показал себя, что называется, сильно на троечку. А особенности построения Израилем эшелонированной обороны не позволили улучшить общий результат с помощью других специализированных ЗРК.
В немалой степени провалу израильской системы ПРО способствовала и грамотная организация массированного удара формированиями ХАМАС. Они не только учли нюансы противоракетной обороны Армии обороны Израиля, но и смогли сформировать критическую нагрузку на нее. Этого оказалось достаточно чтобы прорвать считавшуюся высокоэффективной израильскую ПРО и нанести серьезный урон.
Какие уроки извлечет из трагедии 7 октября Тель-Авив, пока неизвестно. Модернизирует существующие или разработает принципиально новые системы ПРО? Или развернет дополнительные батареи ЗРК «Железный купол»? Время покажет.
Материал взят: Тут