...Он выклюет тебе глаз. ( 10 фото )
- 15.11.2023
- 7 373
Люблю составлять списки чего-нибудь. На самом деле, это ни к чему не обязывающее занятие, но оно помогает уложить некоторое количество информации в систему и при этом кое-что проясняется. Или, наоборот, запутывается.
Сейчас я имею в виду ту ситуацию, когда я вздумал составить список лучших – по моему скромному мнению – фильмов о внутреннем мире детей и подростков. Это не должны были быть обязательно «детские» фильмы. Но я имел в виду именно анализ детской и подростковой психологии, как таковой.
При таком раскладе многие художественно совершенные фильмы выпадают из списка – например, гениальный фильм Луиса Бунюэля «Забытые» (создавашийся в полемике с замечательной, но невеликой «Путевкой в жизнь» Экка) не подходит, потому что всё происходящее мы видим снаружи, не зная, что там в голове у героев. Точно так же выпадает из ряда такой шедевр киногении, как «Ноль за поведение» Виго, зато наследующий ему «Если» Линдсея Андерсона входит в ряд, как влитой.
Конечно, такой список будет субъективным и неполным, потому что я не видел огромное количество достойного кино, по тем или иным причином пролетевшего мимо меня, да и на чужие списки опереться невозможно, потому что есть топ-списки детективов, научной фантастики, триллеров, вестернов и многого другого, но списка «лучшего» по отношению к фильмам о детях нет.
На самом деле, это плохо. Дети – будущее. Если общество сегодня пренебрегает детьми и пропускает проблемы взросления мимо своего внимания, то завтра прилетит булыжник прямо в лоб глупому обществу - из будущего. Поэтому исследования проблем детства и проблем взросления очень важны.
Ну, всё же, давайте посмотрим, какие фильмы о детях я считаю лучшими.
«Выкорми ворона», Карлос Саура, Испания, 1973 год. Этот шедевр не особенно известен за пределами испаноязычного мира, но режиссёры, способные произнести слово «паэлья» без акцента, постоянно скрыто и явно цитируют фильм Сауры, спорят или пытаются продолжить. Историю девочки, полагающей, что она убила своего отца, и не испытывающей по этому поводу никаких сожалений, можно интерпретировать десятками различных методик. Саура заранее предусмотрел и психоаналитические, и социальные, и политические интепретации своего фильма, но в «Выкорми ворона» каждый раз после подобного упрощения остаётся какая-нибудь мелочь, противоречащая разгадке сюжета. «Выкорми ворона» - в точном смысле слова сюрреалистически фильм, возвышающийся над реальностью. И – да, это психологический портрет девочки.
«Зази в метро», Луи Маль, Франция, 1959 год. Культ, культ, культ. Фильм по роману Раймона Кено буквально немыслим, но Луи Маль смог преодолеть сопротивление текста и создать адекватную интепретацию великой книги. Причём, нельзя сказать, что экранизация упростила историю провинциальной двенадцатилетней свистушки, мечтающей прокатиться на метро в Париже. Всё, происходящее в фильме, происходит в голове Зази, отнюдь не в реальности. Вернее, мы видим реальность глазами фантазёрки, и мы видим, как её восприятие реальности непрерывно усложняется.
«Запрещённые игры», Рене Клеман, Франция, 1952. Во французской деревне 1940 года дети играют в смерть и хоронят убитых животных. Интерес к смерти и равнодушие к жизни, это очень, очень тонкая работа, при внешней грубости. По сути, Клеман показал момент превращения ребёнка в крестьянина. Мальчик ещё ужасается смерти и пытается её «остранить», превратить в игру. Завтра, повзрослев, он будет спокойно резать горло телёнку, как его отец. Луис Бунюэль очень, очень хвалил этот фильм.
«Если», Линдсей Андерсон, Великобритания, 1968. Блистательное вскрытие подросткового нонконформима. Без всякой идеализации «юных бунтарей», с холодной, почти энтомологической, симпатией Андерсон копается в реакциях обаятельнейшего подонка Майка Тревиса, не желающего маршировать в строю.
«Валерия и неделя чудес», Яромир Иреш, Чехословакия, 1970. Экранизация новеллы сюрреалиста Витезслава Незвала (да, в списке много сюрреалистов, ибо сюрреалисты фетишизировали детский образ мысли), посвящённой проблемам взросления тринадцатилетней девочки.
«Внимание, черепаха!», Ролан Быков, СССР, 1969. Групповой портрет семилетних мальчишек и девчонок, поданый так, что психология каждого из них полностью раскрыта. Эйфория, накатывающая на зрителя в каждом эпизоде фильма, ничуть не мешает серьёзности анализа.
«Иваново детство», Андрей Тарковский, СССР, 1962. Включаю этот фильм с некоторым сомнением, потому что патологичность ситуации, представленной в «Ивановом детстве», зашкаливает за пределы разумного. Но Коля Бурляев просто гениален. Он даже не играет. Вообще непонятно, как он делает то, что он делает.
«Искупление», Джо Райт, Великобритания, 2008. Вообще-то, я не ждал, что это окажется трип в глубь сознания девочки, роль которой сыграла Сирша Ронан. Я думал, что это будет мелодрама про предвоенное время. Не, нифига. Сирша Ронан украла фильм, развернув его вокруг своего персонажа. Ну, Джо Райт чуть-чуть ей подыграл, в основном при помощи камеры, однако главную работу она сделала сама. Это офигительный уровень перформенса и на протяжении всех эпизодов с Сиршей челюсть отвисала у меня всё ниже. Я не знаю, как она это сделала. Это не проживание роли вживую, как у Коли Бурляева, это именно представление. Но какое представление! Конечно, у Сирши Ронан был хороший драматургический материал, но, тем не менее, это прыжок выше головы.
«Дубравка», Радомир Василевский, СССР, 1967. Это плохой фильм по хорошему сценарию, в котором блистает Лина Бракните. Она сама сделала всю свою роль, вывернув персонажа наизнанку и внесла глубину туда, где предполагалась плоскость.
Мне хотелось бы для симметрии назвать какой-нибудь фильм, в котором исследовалась бы психология мальчишки, но, увы, помимо вышестоящих фильмов, ничего в голову не приходит. Даже великий фильм «Песнь дороги» Сатьяджита Рая использует мальчика, как наблюдателя, как персонажа, который смотрит, и всё. Увы, про мальчиков хороших фильмов очень мало. В основном, режиссёры пользуются клише и делают персонажей деревянными, а не живыми. Сами мальчишки в этом не виноваты. Они стараются, и это заметно. Но режиссёрам... пофигу.
Можно задаться вопросом, почему в списке нет ни «Воскресений в Виль-д'Эвре», ни «Королевства полной луны», ни «Страны приливов», ни «Поддержи меня», ни «Девочки и эхо». Но в этих прекрасных, замечательных фильмах – как я уже говорил – мы видим детей со стороны. А фильмы, подобные «Амакорду», «Фанни и Александр», «Сто дней после детства» воспроизводят психику детей так, как её помнят сами режиссёры, без попытки отрешиться от своих личных фантазий. Это хорошие картины, но они рассказывают о самих художниках, а не о детях. Дети в этом случае – только повод к рефлексии.
Сейчас я имею в виду ту ситуацию, когда я вздумал составить список лучших – по моему скромному мнению – фильмов о внутреннем мире детей и подростков. Это не должны были быть обязательно «детские» фильмы. Но я имел в виду именно анализ детской и подростковой психологии, как таковой.
При таком раскладе многие художественно совершенные фильмы выпадают из списка – например, гениальный фильм Луиса Бунюэля «Забытые» (создавашийся в полемике с замечательной, но невеликой «Путевкой в жизнь» Экка) не подходит, потому что всё происходящее мы видим снаружи, не зная, что там в голове у героев. Точно так же выпадает из ряда такой шедевр киногении, как «Ноль за поведение» Виго, зато наследующий ему «Если» Линдсея Андерсона входит в ряд, как влитой.
Конечно, такой список будет субъективным и неполным, потому что я не видел огромное количество достойного кино, по тем или иным причином пролетевшего мимо меня, да и на чужие списки опереться невозможно, потому что есть топ-списки детективов, научной фантастики, триллеров, вестернов и многого другого, но списка «лучшего» по отношению к фильмам о детях нет.
На самом деле, это плохо. Дети – будущее. Если общество сегодня пренебрегает детьми и пропускает проблемы взросления мимо своего внимания, то завтра прилетит булыжник прямо в лоб глупому обществу - из будущего. Поэтому исследования проблем детства и проблем взросления очень важны.
Ну, всё же, давайте посмотрим, какие фильмы о детях я считаю лучшими.
«Выкорми ворона», Карлос Саура, Испания, 1973 год. Этот шедевр не особенно известен за пределами испаноязычного мира, но режиссёры, способные произнести слово «паэлья» без акцента, постоянно скрыто и явно цитируют фильм Сауры, спорят или пытаются продолжить. Историю девочки, полагающей, что она убила своего отца, и не испытывающей по этому поводу никаких сожалений, можно интерпретировать десятками различных методик. Саура заранее предусмотрел и психоаналитические, и социальные, и политические интепретации своего фильма, но в «Выкорми ворона» каждый раз после подобного упрощения остаётся какая-нибудь мелочь, противоречащая разгадке сюжета. «Выкорми ворона» - в точном смысле слова сюрреалистически фильм, возвышающийся над реальностью. И – да, это психологический портрет девочки.
«Зази в метро», Луи Маль, Франция, 1959 год. Культ, культ, культ. Фильм по роману Раймона Кено буквально немыслим, но Луи Маль смог преодолеть сопротивление текста и создать адекватную интепретацию великой книги. Причём, нельзя сказать, что экранизация упростила историю провинциальной двенадцатилетней свистушки, мечтающей прокатиться на метро в Париже. Всё, происходящее в фильме, происходит в голове Зази, отнюдь не в реальности. Вернее, мы видим реальность глазами фантазёрки, и мы видим, как её восприятие реальности непрерывно усложняется.
«Запрещённые игры», Рене Клеман, Франция, 1952. Во французской деревне 1940 года дети играют в смерть и хоронят убитых животных. Интерес к смерти и равнодушие к жизни, это очень, очень тонкая работа, при внешней грубости. По сути, Клеман показал момент превращения ребёнка в крестьянина. Мальчик ещё ужасается смерти и пытается её «остранить», превратить в игру. Завтра, повзрослев, он будет спокойно резать горло телёнку, как его отец. Луис Бунюэль очень, очень хвалил этот фильм.
«Если», Линдсей Андерсон, Великобритания, 1968. Блистательное вскрытие подросткового нонконформима. Без всякой идеализации «юных бунтарей», с холодной, почти энтомологической, симпатией Андерсон копается в реакциях обаятельнейшего подонка Майка Тревиса, не желающего маршировать в строю.
«Валерия и неделя чудес», Яромир Иреш, Чехословакия, 1970. Экранизация новеллы сюрреалиста Витезслава Незвала (да, в списке много сюрреалистов, ибо сюрреалисты фетишизировали детский образ мысли), посвящённой проблемам взросления тринадцатилетней девочки.
«Внимание, черепаха!», Ролан Быков, СССР, 1969. Групповой портрет семилетних мальчишек и девчонок, поданый так, что психология каждого из них полностью раскрыта. Эйфория, накатывающая на зрителя в каждом эпизоде фильма, ничуть не мешает серьёзности анализа.
«Иваново детство», Андрей Тарковский, СССР, 1962. Включаю этот фильм с некоторым сомнением, потому что патологичность ситуации, представленной в «Ивановом детстве», зашкаливает за пределы разумного. Но Коля Бурляев просто гениален. Он даже не играет. Вообще непонятно, как он делает то, что он делает.
«Искупление», Джо Райт, Великобритания, 2008. Вообще-то, я не ждал, что это окажется трип в глубь сознания девочки, роль которой сыграла Сирша Ронан. Я думал, что это будет мелодрама про предвоенное время. Не, нифига. Сирша Ронан украла фильм, развернув его вокруг своего персонажа. Ну, Джо Райт чуть-чуть ей подыграл, в основном при помощи камеры, однако главную работу она сделала сама. Это офигительный уровень перформенса и на протяжении всех эпизодов с Сиршей челюсть отвисала у меня всё ниже. Я не знаю, как она это сделала. Это не проживание роли вживую, как у Коли Бурляева, это именно представление. Но какое представление! Конечно, у Сирши Ронан был хороший драматургический материал, но, тем не менее, это прыжок выше головы.
«Дубравка», Радомир Василевский, СССР, 1967. Это плохой фильм по хорошему сценарию, в котором блистает Лина Бракните. Она сама сделала всю свою роль, вывернув персонажа наизнанку и внесла глубину туда, где предполагалась плоскость.
Мне хотелось бы для симметрии назвать какой-нибудь фильм, в котором исследовалась бы психология мальчишки, но, увы, помимо вышестоящих фильмов, ничего в голову не приходит. Даже великий фильм «Песнь дороги» Сатьяджита Рая использует мальчика, как наблюдателя, как персонажа, который смотрит, и всё. Увы, про мальчиков хороших фильмов очень мало. В основном, режиссёры пользуются клише и делают персонажей деревянными, а не живыми. Сами мальчишки в этом не виноваты. Они стараются, и это заметно. Но режиссёрам... пофигу.
Можно задаться вопросом, почему в списке нет ни «Воскресений в Виль-д'Эвре», ни «Королевства полной луны», ни «Страны приливов», ни «Поддержи меня», ни «Девочки и эхо». Но в этих прекрасных, замечательных фильмах – как я уже говорил – мы видим детей со стороны. А фильмы, подобные «Амакорду», «Фанни и Александр», «Сто дней после детства» воспроизводят психику детей так, как её помнят сами режиссёры, без попытки отрешиться от своих личных фантазий. Это хорошие картины, но они рассказывают о самих художниках, а не о детях. Дети в этом случае – только повод к рефлексии.
Материал взят: Тут