Казахстан: Бывший союзник превращается в инструмент изоляции России ( 7 фото )
- 29.10.2023
- 3 371
Айнур Курманов.
На прошлой неделе многих взволновала новость об отказе властей Казахстана экспортировать более 100 наименований товаров в Россию. Но этот запрет на самом деле действовал уже давно, а сама торговля РК уже контролируется извне, что является исполнением плана по изоляции северного соседа.
На этот аспект обращает внимание международный обозреватель «ПолитНавигатора» Айнур Курманов.
Поначалу вице-министр торговли Кайрат Торебаев ошарашил журналистов в кулуарах парламента сообщением о том, что Астана приняла решение запретить вывоз 106 наименований товаров в Россию из-за СВО на территории Украины.
«Основная проблема связана с экспортом. Весь товар мы экспортируем [через территорию России]. Был ограничен экспорт только связанных с войной товаров. Это 106 различных продуктов. Мы полностью ограничили их экспорт», – отметил чиновник.
Эта информация была перепечатана сразу множеством СМИ и вызвала настолько серьезный переполох, что пришлось представителям правительства отматывать ситуацию обратно и делать противоречивые заявления. Главе министерства торговли Арману Шаккалиеву пришлось дезавуировать слова подчинённого и заверять, что власти РК ничего не запрещали, а на данный момент просто выполняют свои международные обязательства.
Да, судя по данному странному заявлению, можно прийти к выводу, что это судорожная попытка оправдаться в целях успокоить Москву в стиле токаевской фразы о том, что Казахстан не Анти-Россия. В действительности же избирательность в торговле с Россией существует, и все это прекрасно знают.
По мнению известного казахстанского политолога Максима Казначеева, подобная практика действует уже давно и лишь сейчас стала достоянием общественности.
«Если говорить конкретно о 16 товарных позициях, то блокировка их транзита и ввоза их в Россию была введена еще в прошлом году. Сейчас просто в рамках информационной войны эта цифра была просто озвучена», – указал эксперт.
Более того, в рамках правительства создана специальная комиссия по экспорту в Россию, куда входят чиновники министерства финансов США, которая оценивает торговые сделки казахстанских компаний с российскими и даёт добро или наоборот запрещает поставки той или иной продукции так называемого двойного назначения. Фактически Астана оказалась под внешним управлением Вашингтона.
И ларчик тут открывается просто. С учетом того, что происходит геополитическая переориентация правящей казахстанской элиты на Запад, в Акорде (администрации президента РК) считают важным соблюдать эти антироссийские санкции. И тут нечему удивляться, так как не впервой. И плевать в Астане хотели на соглашения и правила в рамках экономического и таможенного союзов.
При этом ЕАЭС в верхах республики рассматривают как некое бесплатное приложение – ни к чему не обязывающее. И когда им выгодно они нарушают все принятые правила, что, например, видно в деле перманентной транспортной блокады пророссийской Киргизии, из которой как раз сейчас идет важный экспорт в РФ.
К сожалению, действенной реакции на это со стороны той же ЕЭК до сих пор нет. И в целом данный союз рассматривается не более как гарантия сохранения путей транспортировки полезных ископаемых, добываемых западными корпорациями, через территорию России на рынок ЕС.
И пока никакой усталости от проводимой «многовекторной политики» в Астане не наблюдается. Наоборот, данный курс усугубляется, хотя и усиливает противоречия со всеми соседями. А в целом мотивация подобной деятельности понятна, так как две трети добывающей промышленности и три четверти нефтедобычи находится в руках американских, европейских и британских, японских компаний. Плюс в их же руки передаются десятки месторождений редкоземельных металлов в интересах западного ВПК для чего создаётся даже специальный единый Консорциум.
Мы уже не говорим про многомиллиардные активы, выведенные элитой в офшорные зоны и страны Запада и находящиеся сейчас под колпаком американских и английских спецслужб. Наращивая экономическое и военно- политическое сотрудничество с США и ЕС в Астане тем самым рассчитывают укрепить эту сырьевую вывозную модель экономики, так как статус колонии англосаксов их вполне устраивает.
И рассчитывают они поддерживать данную систему посредством развития Транскаспийского маршрута в обход России, а также надеются на активную помощь со стороны Баку, который победил в третьей карабахской войне и является неким стратегическим мостом и логистическим «окном в Европу».
При этом обуздать правящую казахстанскую элиту не получается даже у Пекина, хотя там сейчас также всерьез оценивает степень угрозы от данной геополитической переориентации, но стараются пока в борьбе за регион применить только экономические рычаги и уже своими инвестициями вытеснить западный капитал.
Плюс Транскаспийский маршрут ситуативно выгоден Поднебесной для транспортировки своих товарных потоков в ЕС в ситуации санкционной изоляции России. Но для того, чтобы коренным образом поменять политику Астаны – даже у Поднебесной нет пока действенных методов.
Хотя строительство новых военно-биологических лабораторий Пентагона, перенос оборудования и проектов исследований двойного назначения из Украины в Казахстан, а также захват западными корпорациями месторождений редкоземельных металлов бьёт непосредственно по интересам безопасности Китая.
В тоже время у Москвы есть действенные экономические рычаги воздействия, как например возможность выдвижения новых условий транспортировки условно казахстанской нефти и полезных ископаемых в Европу по своей территории.
В частности, только по трубопроводу КТК в Новороссийск с января по сентябрь нефти было перекачено в три раза больше, и на данный момент казахстанский оператор «КазТрансОйл» отрапортовал о 32,4 миллионах тоннах нефти, что уже больше на 2,4 миллиона, чем за прошлогодний период.
Учитывая, что на три четверти – это нефть западных корпораций, то новая неожиданная остановка КТК или его длительный ремонт могли бы всерьез ударить по интересам англосаксов и их приказчикам. В том же ракурсе можно рассматривать и возможное повышение стоимости отпускаемых объёмов электроэнергии, в ситуации, когда дефицит составляет острые 10% или пересмотр условий продажи ГСМ.
В ситуации запрета на ввоз российского зерна и целой линейки продовольственных товаров, данные шаги моментально отрезвили бы казахстанских царедворцев. Но пока Москва развивает собственный маршрут в обход самого Казахстана из Киргизии через Узбекистан, Туркмению и Каспий, что должно перенаправить товарные потоки.
«Газовый союз» с Казахстаном и Узбекистаном привязывает энергетически республику к России. Правда, как мы помним, подобный подход в отношении той же Украины или стран Запада не сработал, и никто не даст гарантий, что Астана в геополитических целях в один момент просто не откажется от российского газа в угоду спускаемых указаний из Вашингтона.
И на этом фоне уже затормозился процесс реализации проекта по строительству АЭС, так как администрация президента РК объявила под давлением Запада референдум о необходимости атомной энергетики в стране. И в противовес российским предложениям Акорда упорно развивает «зелёную энергетику», закупая и внедряя дорогостоящие европейские технологии.
А пока внутри Казахстана ускоренными темпами осуществляется окончательная декоммунизация и дерусификация. Так, совсем недавно правительством была принята Концепция развития языковой политики на 2023–2029 годы, в которой речь идёт только о казахском языке. В кинотеатрах демонстрируются откровенно русофобские фильмы, снятые по госзаказу, о чём можно подробнее рассказать в будущих материалах.
И когда Москва поставляет дешевые зерно, электроэнергию, бензин и солярку, в самой республике ведущими СМИ муссируется тема угрозы военной экспансии со стороны северного соседа для запугивания обывателя и создания образа внешнего врага. Дело дошло до того, что в минувшую пятницу глава МЧС Сырым Шарипханов на брифинге в СЦК заявил о строительстве новых бомбоубежищ и использовать для укрытий метро и подземные паркинги в случае нападения «недружественных стран».
«Остальное население должно эвакуироваться в безопасную зону или находиться по местам жительства либо укрываться в простейших закрытых сооружениях – в подвалах, метро и прочих подземных сооружениях», – пояснил глава МЧС.
Об этом же рапортовал и аким Алма-Аты Ерболат Досаев, заявив о процессе интенсивного восстановления бомбоубежищ, осуществляемого по поручению президента Касым-Жомарта Токаева.
Интересно, но в тоже самое время посол США в РК Даниэль Розенблюм торжественно открыл в стране учебный Центр НАТО по миротворческим операциям, хотя он является очередным подразделением в рамках созданного в регионе еще 15 лет назад центра «Партнерство во имя мира» (КАЗЦЕНТ). Этот КАЗЦЕНТ был признан штаб-квартирой альянса как 19-й учебно-образовательный центр НАТО.
Поэтому, видя подобное, приходишь к выводу, что вице-министр торговли Кайрат Торебаев лишь проговорился, и Казахстан сейчас еще больше будет перекрывать все потоки «серого импорта» в Россию, изолируя ее от остальной Центральной Азии и критических поставок стратегических товаров и материалов с юга.
На прошлой неделе многих взволновала новость об отказе властей Казахстана экспортировать более 100 наименований товаров в Россию. Но этот запрет на самом деле действовал уже давно, а сама торговля РК уже контролируется извне, что является исполнением плана по изоляции северного соседа.
На этот аспект обращает внимание международный обозреватель «ПолитНавигатора» Айнур Курманов.
Поначалу вице-министр торговли Кайрат Торебаев ошарашил журналистов в кулуарах парламента сообщением о том, что Астана приняла решение запретить вывоз 106 наименований товаров в Россию из-за СВО на территории Украины.
«Основная проблема связана с экспортом. Весь товар мы экспортируем [через территорию России]. Был ограничен экспорт только связанных с войной товаров. Это 106 различных продуктов. Мы полностью ограничили их экспорт», – отметил чиновник.
Эта информация была перепечатана сразу множеством СМИ и вызвала настолько серьезный переполох, что пришлось представителям правительства отматывать ситуацию обратно и делать противоречивые заявления. Главе министерства торговли Арману Шаккалиеву пришлось дезавуировать слова подчинённого и заверять, что власти РК ничего не запрещали, а на данный момент просто выполняют свои международные обязательства.
Да, судя по данному странному заявлению, можно прийти к выводу, что это судорожная попытка оправдаться в целях успокоить Москву в стиле токаевской фразы о том, что Казахстан не Анти-Россия. В действительности же избирательность в торговле с Россией существует, и все это прекрасно знают.
По мнению известного казахстанского политолога Максима Казначеева, подобная практика действует уже давно и лишь сейчас стала достоянием общественности.
«Если говорить конкретно о 16 товарных позициях, то блокировка их транзита и ввоза их в Россию была введена еще в прошлом году. Сейчас просто в рамках информационной войны эта цифра была просто озвучена», – указал эксперт.
Более того, в рамках правительства создана специальная комиссия по экспорту в Россию, куда входят чиновники министерства финансов США, которая оценивает торговые сделки казахстанских компаний с российскими и даёт добро или наоборот запрещает поставки той или иной продукции так называемого двойного назначения. Фактически Астана оказалась под внешним управлением Вашингтона.
И ларчик тут открывается просто. С учетом того, что происходит геополитическая переориентация правящей казахстанской элиты на Запад, в Акорде (администрации президента РК) считают важным соблюдать эти антироссийские санкции. И тут нечему удивляться, так как не впервой. И плевать в Астане хотели на соглашения и правила в рамках экономического и таможенного союзов.
При этом ЕАЭС в верхах республики рассматривают как некое бесплатное приложение – ни к чему не обязывающее. И когда им выгодно они нарушают все принятые правила, что, например, видно в деле перманентной транспортной блокады пророссийской Киргизии, из которой как раз сейчас идет важный экспорт в РФ.
К сожалению, действенной реакции на это со стороны той же ЕЭК до сих пор нет. И в целом данный союз рассматривается не более как гарантия сохранения путей транспортировки полезных ископаемых, добываемых западными корпорациями, через территорию России на рынок ЕС.
И пока никакой усталости от проводимой «многовекторной политики» в Астане не наблюдается. Наоборот, данный курс усугубляется, хотя и усиливает противоречия со всеми соседями. А в целом мотивация подобной деятельности понятна, так как две трети добывающей промышленности и три четверти нефтедобычи находится в руках американских, европейских и британских, японских компаний. Плюс в их же руки передаются десятки месторождений редкоземельных металлов в интересах западного ВПК для чего создаётся даже специальный единый Консорциум.
Мы уже не говорим про многомиллиардные активы, выведенные элитой в офшорные зоны и страны Запада и находящиеся сейчас под колпаком американских и английских спецслужб. Наращивая экономическое и военно- политическое сотрудничество с США и ЕС в Астане тем самым рассчитывают укрепить эту сырьевую вывозную модель экономики, так как статус колонии англосаксов их вполне устраивает.
И рассчитывают они поддерживать данную систему посредством развития Транскаспийского маршрута в обход России, а также надеются на активную помощь со стороны Баку, который победил в третьей карабахской войне и является неким стратегическим мостом и логистическим «окном в Европу».
При этом обуздать правящую казахстанскую элиту не получается даже у Пекина, хотя там сейчас также всерьез оценивает степень угрозы от данной геополитической переориентации, но стараются пока в борьбе за регион применить только экономические рычаги и уже своими инвестициями вытеснить западный капитал.
Плюс Транскаспийский маршрут ситуативно выгоден Поднебесной для транспортировки своих товарных потоков в ЕС в ситуации санкционной изоляции России. Но для того, чтобы коренным образом поменять политику Астаны – даже у Поднебесной нет пока действенных методов.
Хотя строительство новых военно-биологических лабораторий Пентагона, перенос оборудования и проектов исследований двойного назначения из Украины в Казахстан, а также захват западными корпорациями месторождений редкоземельных металлов бьёт непосредственно по интересам безопасности Китая.
В тоже время у Москвы есть действенные экономические рычаги воздействия, как например возможность выдвижения новых условий транспортировки условно казахстанской нефти и полезных ископаемых в Европу по своей территории.
В частности, только по трубопроводу КТК в Новороссийск с января по сентябрь нефти было перекачено в три раза больше, и на данный момент казахстанский оператор «КазТрансОйл» отрапортовал о 32,4 миллионах тоннах нефти, что уже больше на 2,4 миллиона, чем за прошлогодний период.
Учитывая, что на три четверти – это нефть западных корпораций, то новая неожиданная остановка КТК или его длительный ремонт могли бы всерьез ударить по интересам англосаксов и их приказчикам. В том же ракурсе можно рассматривать и возможное повышение стоимости отпускаемых объёмов электроэнергии, в ситуации, когда дефицит составляет острые 10% или пересмотр условий продажи ГСМ.
В ситуации запрета на ввоз российского зерна и целой линейки продовольственных товаров, данные шаги моментально отрезвили бы казахстанских царедворцев. Но пока Москва развивает собственный маршрут в обход самого Казахстана из Киргизии через Узбекистан, Туркмению и Каспий, что должно перенаправить товарные потоки.
«Газовый союз» с Казахстаном и Узбекистаном привязывает энергетически республику к России. Правда, как мы помним, подобный подход в отношении той же Украины или стран Запада не сработал, и никто не даст гарантий, что Астана в геополитических целях в один момент просто не откажется от российского газа в угоду спускаемых указаний из Вашингтона.
И на этом фоне уже затормозился процесс реализации проекта по строительству АЭС, так как администрация президента РК объявила под давлением Запада референдум о необходимости атомной энергетики в стране. И в противовес российским предложениям Акорда упорно развивает «зелёную энергетику», закупая и внедряя дорогостоящие европейские технологии.
А пока внутри Казахстана ускоренными темпами осуществляется окончательная декоммунизация и дерусификация. Так, совсем недавно правительством была принята Концепция развития языковой политики на 2023–2029 годы, в которой речь идёт только о казахском языке. В кинотеатрах демонстрируются откровенно русофобские фильмы, снятые по госзаказу, о чём можно подробнее рассказать в будущих материалах.
И когда Москва поставляет дешевые зерно, электроэнергию, бензин и солярку, в самой республике ведущими СМИ муссируется тема угрозы военной экспансии со стороны северного соседа для запугивания обывателя и создания образа внешнего врага. Дело дошло до того, что в минувшую пятницу глава МЧС Сырым Шарипханов на брифинге в СЦК заявил о строительстве новых бомбоубежищ и использовать для укрытий метро и подземные паркинги в случае нападения «недружественных стран».
«Остальное население должно эвакуироваться в безопасную зону или находиться по местам жительства либо укрываться в простейших закрытых сооружениях – в подвалах, метро и прочих подземных сооружениях», – пояснил глава МЧС.
Об этом же рапортовал и аким Алма-Аты Ерболат Досаев, заявив о процессе интенсивного восстановления бомбоубежищ, осуществляемого по поручению президента Касым-Жомарта Токаева.
Интересно, но в тоже самое время посол США в РК Даниэль Розенблюм торжественно открыл в стране учебный Центр НАТО по миротворческим операциям, хотя он является очередным подразделением в рамках созданного в регионе еще 15 лет назад центра «Партнерство во имя мира» (КАЗЦЕНТ). Этот КАЗЦЕНТ был признан штаб-квартирой альянса как 19-й учебно-образовательный центр НАТО.
Поэтому, видя подобное, приходишь к выводу, что вице-министр торговли Кайрат Торебаев лишь проговорился, и Казахстан сейчас еще больше будет перекрывать все потоки «серого импорта» в Россию, изолируя ее от остальной Центральной Азии и критических поставок стратегических товаров и материалов с юга.
Материал взят: Тут