Главный Чум Таймыра ( 64 фото )

Это интересно

Дудинка - это небольшой город на севере Красноярского края на берегу Енисея. В переводе с ненецкого языка означает место, где хранят порох и боеприпасы. Здесь местные жители полтора месяца в году проводят в темноте, и больше двух - под круглосуточно стоящим солнцем. Сам город можно обойти пешком за пару часов, но я бы рекомендовал начать знакомство с главного ЧУМа Таймыра - именно так, с любовью, называют в Дудинке Таймырский Дом Народного Творчества.


 Дом народного творчества - одно из старейших учреждений культуры Таймыра, преемник первых «Красных Чумов», которые в 30-е годы прошлого века несли культуру и знания кочующим тундровикам.


 Попав на территорию, можно увидеть жилища коренных народов Таймыра.



 Здесь мы прошли все этапы обряда Посвящения в Таймырцы (покормили огонь в печи оленьим жиром, очистили дом дымом янтаря, повязали ленточку на шест). При этом обязательно нужно было сказать «туркёт» (встань и взлети), чтобы болезни и несчастья улетучились. Плюс нам провели обряд очищения вещи от негативной энергии. Нужно было взять какую-то вещь и провести ей в отверстии в большой рыбине. Я так немного полечил свой объектив, а то он у меня что-то болеть стал.






 А ещё нам сыграли на варгане. Словно в самой настоящей тундре побывали на мгновенье: услышали и завывание ветра, и топот оленьих копыт.




 Здесь на показ оборудованы чумы всех пяти местных национальностей (нганасаны, энцы, эвенки, ненцы, долганы).


Напомню, на Таймыре веками живут представители пяти коренных народностей - северных этносов: долганы, ненцы, нганасаны, эвенки и энцы. Самая распространённая народность на Севере - нен¬цы. Их более 3,5 тысяч на Таймыре. Ненцы - оленеводы, и продолжают кочевать. Самая молодая народность Севера - 5,5 тысяч человек - долганы. Считается, что они происходят от эвенков, ненцев, якутов и русских, занимаются охотой и рыбалкой. Самый древний этнос - нганасаны, потомки древних охотников. Их на земле таймырской тундры более 600 человек. А вот эвенки - прирождённые охотники-оленеводы и коневоды, испокон веков они обитали в тайге вдоль хребтов. По итогам переписи 2020 года, их численность - 142 человека. Ещё один малочисленный этнос Таймыра - энцы, их, по данным 2020 года, осталось 185 человек, но они сохраняют свою культуру и язык.




Свое жилище - чум - коренные народы севера строили из деревянных жердей и шкуры оленя. Такой дом считался целым достоянием. Отличительной особенностью чума был подвешенный в центре котел, за которым вся семья вечером собиралась на ужин. Другой вариант традиционного жилища народов севера - балок, он стал чаще использоваться с ХХ века. Это дом в виде своеобразного "контейнера", обитый шкурами оленя. Внутри есть печка, генератор, электричество. Дом передвижной, он расположен на санях - нартах. С их помощью балок со всем его содержимым может переезжать с места на место в процессе кочевки.












 Здесь же представлена экспозиция знаменитых кожаных картин долганского художника - Бориса Николаевича Молчанова.


Творец из северного края Борис Николаевич Молчанов начал свой творческий путь с наблюдений за природой и рисования на льду. Вместе с навыками выживания в условиях сурового климата он постигал художественное мастерство и ни разу не остановился, развивая свой талант даже в зрелом возрасте. Борис Молчанов родился 1 января 1938 года в таймырской глубинке - на реке Хета, в фактории Камень Авамского района. При рождении будущему художнику дали второе имя - Мяккен, что в переводе с долганского значит «упрямый». Бумаги в 40-е годы практически не было. Первым «холстом» Бориса Молчанова стал лёд. С 1947 по 1951 год он учился в Волочанской школе-интернате, откуда его вместе с другими ребятами перевели в интернат №4 для детей коренного населения в Норильске. Здесь с кружка изобразительного искусства и начался его творческий путь. Первого серьёзного успеха Молчанов добился в 13 лет. В 1951 году на Х Всероссийской детской выставке в Москве были представлены две его работы - полотно «Агитатор» и гипсовый барельеф «Поединок». Комиссию творения впечатлили, и юного художника удостоили диплома III степени. Спустя десять лет, в 1962 году, художник ушёл работать в сферу культуры - был заведующим Красным чумом, директором Дома культуры, преподавателем декоративно-прикладного искусства, методистом Таймырского дома народного творчества. А в 1968 году в Москве состоялся Всесоюзный семинар самобытных художников, где Борис Молчанов представил десять графических листов профессионального уровня, был принят кандидатом в Союз художников СССР и тогда же рекомендован к участию в зональной выставке «Сибирь социалистическая».


В 70-е годы Молчанов поступил в Красноярское художественное училище имени Сурикова. В 1979 году Молчанов окончил училище. Его дипломная работа «Пора отёла» была отмечена дипломом II степени Зонального выставкома и дипломом III степени Республиканской выставки выпускников художественных училищ. А спустя всего три года, 1982 году, он получил настоящее общественное признание — в Норильской художественной галерее прошла его первая персональная выставка. Семь его ровдужных работ Музей Норильска впоследствии выкупил. Работы, созданные позже - в 1989–1992 годах, - выкупали частные коллекционеры и галереи Красноярска и Санкт-Петербурга. Но творчество Бориса Молчанова стало широко известно и за пределами России. Ещё при жизни многие его работы экспонировались в Исландии, Ирландии, Франции, Канаде, Финляндии, Эстонии. Известно, что сегодня картины находятся в частных коллекциях.



Бориса Молчанова называли символистом, однако отличительной чертой его творчества было разнообразие и слияние стилей и жанров. Он писал портреты и пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Увлекался живописью и графикой, линогравюрой, резьбой по кости и дереву — в творческом поиске находился постоянно. Со временем традиционные акварель и масло показались художнику чуждыми и неестественными. Он посчитал, что дух северных мест, ощущение от природы или события по-настоящему может воплотить только природный материал. В качестве холстов он стал использовать нюки - покрытия для северных чумов. Работы из замши и кожи стали вершиной творчества художника. В этом направлении Борис Молчанов оказался новатором. С 1988 года и до сих пор технология создания этих работ не имеет аналогов в мировом искусстве.



Одной из самых ярких и таинственных работ Бориса Молчанова считается «Шаман». По свидетельствам сотрудников музея, у героя картины постоянно меняется выражение лица - то он угрюм, то спокоен, то улыбчив. А ещё перед «Шаманом» часто стоит стаканчик водки, лежит шаманская шапка и подношения - конфеты и печенье: задобрить дух.








А вот та шаманочка, которая по середине с рыбкой, уехала в Пермь.


 Кстати, нам даже выдали сертификат, что мы теперь настоящие Таймырцы!


Большое спасибо компании «Нориникель» за возможность здесь побывать!


Вся моя история с компанией «Норникель»:




























































P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:

Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация