Поэтическая мина под национальное согласие в России ( 4 фото )
- 01.10.2023
- 4 078
В Саратове проталкивается установка памятника поэтессе, которая не имеет никакого отношения к городу.
В городе на Волге Саратове скоро уже год, как длится историко-поэтический скандал в связи с планами воздвижения на Набережной Космонавтов мемориального комплекса с памятником еврейской поэтессе Рахель Блувштейн. Инициатором возведения мемориального комплекса явился известный саратовский бизнесмен , президент ООО «Группы компаний «Рубеж» и Фонда поддержки образования, науки и искусства «Будущее в настоящем» Аврум Мотелевич Шпрехер. С самого начала этот проект становился все более скандальным. Мемориальный комплекс превратился в Центр детского творчества и вызвал у жителей Саратова законные опасения, что их детям различной национальности вход в этот Центр будет заказан. Что и подтвердилось.
В июне 2023 года саратовские СМИ и паблики в соцсетях сообщили, что скоро состоится открытие Центра детского творчества, что вызвало неоднозначную реакцию саратовчан в комментариях, а 6 сентября Центр начал свою работу. И первое мероприятие в Центре было посвящено награждению детей и сотрудников ГК «Рубеж. На это мероприятие допускались исключительно «свои» люди и дети, вход посторонним был закрыт. Даже на стоянку общественного транспорта допускались только свои автомобили. И хотя по сведениям из открытой кадастровой карты земельный участок под Центр был выделен под строительство объекта общепита, давление на местные власти со стороны различных деятелей, общественных организаций и даже иностранных посольств возымело действие — власти закрыли глаза на нарушение Закона. Еще в декабре 2022 года посольство Израиля в России писало письма губернатору Саратовской области с требованием разрешить строительство Центра и открытие памятника, и даже планировало открыть его в рамках проведения дней Израиля в России. То есть, давление было совсем не детским.
Хочется отметить, что Группа компаний «Рубеж» с уставным капиталом 10 000 рублей и шикарным офисом в центре Саратова на улице Ульяновской — практически моноэтническая коммерческая фирма, имеющая длинную историю и опыт в виде 40 судебных тяжб в различных качествах и по различным поводам. Близкие родственники владельцев компании уже много лет не проживают в России и являются резидентами США и Израиля. То есть, они живут за рубежом, но в российском «Рубеже» просто зарабатывают деньги, которые и выводят за рубеж.
Естественно и логично предположить, что новый мемориальный комплекс и детский Центр построен исключительно в целях и интересах еврейской диаспоры России и никак не связан ни с российской культурой, ни с российскими детьми иных национальностей и религиозных конфессий, что служит отнюдь не укреплению межнационального и межрелигиозного мира в российском обществе, а наоборот, искусственно разжигает неприятие населением области еврейской нации. То есть, служит противоположностью заявленным красивым и благим целям.
Непосредственное отношение к новому мемориальному комплексу имеет Благотворительный фонд «Сохранение историко-культурного наследия г. Саратова и Саратовской области «Хранители» и его руководитель, член Общественной палаты Саратовской области Всеволод Хаценко. Согласно его профилю ВКонтакте, Хаценко является Общественным деятелем, деятелем культуры и искусства, журналистом, политиком. Род его деятельности: Заместитель директора по развитию фандрайзинга, продвижению библиотечных услуг и связям с общественностью ГУК «Областная универсальная научная библиотека»; Президент Благотворительного фонда «Сохранения историко-культурного наследия г. Саратова и Саратовской области «Хранители»; Директор АНО «Региональный добровольческий центр «Волонтеры культуры»; Координатор Саратовского регионального отделения ВОД «Волонтеры культуры»; Член Общественной палаты Саратовской области, председатель Экспертного совета по культуре, туризму и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Саратовской области; Член Общероссийского общественного движения «Русская Мечта»; Член Саратовского регионального отделения «Изборский клуб»; Председатель Саратовского дискуссионного клуба имени В.И. Вернадского; Журналист/блоггер/поэт.
Возникают естественные вопросы: Хаценко, являясь заместителем директора «Областной универсальной научной библиотеки», Президентом Благотворительного фонда «Сохранения историко-культурного наследия г. Саратова и Саратовской области «Хранители», членом Общественной палаты Саратовской области, председателем Экспертного совета по культуре, туризму и сохранению историко-культурного наследия ОП СО имеет все возможности и, наверняка, даже обязанность получить достоверную информацию из архива в отношении Рахель Блувштейн. Он не мог не знать, что ГАСО неоднократно заявляло об отсутствии каких либо материалов, свидетельствующих о рождении поэтессы, а также ее отца в г. Саратове, а также их проживании в нашем городе.
Так почему же человек, являясь членом Общероссийского общественного движения «Русская Мечта» подключился к проекту именно еврейской, а не любой другой, включая русскую, диаспоры? В нашем обществе в целом принято относить к русской культуре результаты творчества представителей всех народов, проживающих в России, и это в целом понятно, правильно, нормально и способствует объединению российского общества. Но зачем не имея никаких фактических оснований, то есть ни факта рождения поэтессы в Саратове, ни тем более какого-либо ее вклада в русскую культуру, Хаценко ратует за установку некоего мемориала, которые естественно ставится не просто для украшения города, а для продвижения некой идеи в интересах части одной национальной диаспоры?
Что особо странно и тревожно, Хаценко постоянно принимает участие в совместной работе на поприще культуры с представителями новых территорий, в частности ЛНР (конкурс «История Севастополя в лицах» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проект «Русская Мечта: Донбасс», реализованного в рамках гранта от Президентского фонда культурных инициатив, а также текущим и будущим проектам по интеграции освобожденных территорий в общее цивилизационное пространство России, Поздравления Свердловского краеведческого музея (ЛНР) с Днем шахтера и еще большого количества подобных мероприятий, в которых он принимает участие по линии культуры, в рамках Изборского клуба, как член ОП. Не понятно, как можно одновременно цитировать и поддерживать председателя Государственной Думы Вячеслава Володина и одиозного критика власти и СВО, жителя Израиля Мозеса. И уж тем более подключать к проектам общественную организацию «Хранители». Возникает множество вопросов об искренности и честности Хаценко в его общественной деятельности, если не сказать больше.
Частью мемориального комплекса должен был стать памятник еврейской поэтессе Рахель Блувштейн, которая изображена на новой израильской купюре 20 шекелей. Основанием для установки памятника в Саратове послужили уверения, что поэтесса хоть и провела практически всю свою жизнь на территории Украины и Израиля, но уроженка Саратова, и этот факт послужил бы пропагандой культурного наследия города во всем мире.
Изучая его социальные сети просто поражаешься количеству постов, дискредитирующих русскую армию, СВО, политику руководства страны.
Правоохранительные органы России, естественно, отреагировали на эту активную деятельность. Вот только в своем посте ВКонтакте Мозес сильно слукавил. Против него возбуждено не уголовное дело, а всего лишь административное производство по ст. 20.3.3. КоАП РФ (Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности).
Что интересно, «факт», будто Рахель Блувштейн якобы является уроженкой Саратова, оказался только фантазией возникшей в голове Мозеса под воздействием «роли Рахель, как исторической личности, повлиявшей на культуру Израиля и ставшей одной из драгоценностей в копилке великих уроженцев Саратова». Мозес со товарищи в лице Фонда «Хранители» и местной еврейской национально-культурной автономии города Саратова обратился в никому не известную израильскую организацию «Дом ученых и специалистов при отделе абсорбции муниципалитета г. Реховота (Израиль) (Вы чувствуете гигантский мировой уровень организации и огромный научный потенциал специалистов?), и получил вот такую, мягко говоря, бумажку:
Под эту «бумажку» Хаценко по всем законам жанра тут же начал собирать финансовые средства:
Идею того, что Рахель Блувштейн была уроженкой Саратова тут же подхватил Саратовский общинный центр «Бейт Шимшон» и даже снял видеоролик на эту тему.
Но, что парадоксально, эти же люди и организации, в частности, ОО «Местная еврейская национальная автономия города Саратова», еще в 2015 году обратились в Государственный архив Саратовской области с запросом, на который был дан однозначный ответ, что сведений о Рахель Блувштейн и ее отце не имеется. Госархив указывал, что поиски велись в в фондах Поволжского районного охранного отделения (Ф. 51) и Саратовского губернского жандармского управления (Ф. 57.), и никаких данных о рождении, браках и смерти Рахель Блувштейн и ее отца Исер-Лейбы Блувштейн обнаружено не было.
То есть, запрос был еще в 2015 году, и уже тогда был дан отрицательный ответ, что говорит о том, что сама поэтесса для инициаторов не имеет никакого значения. Это важно лишь для расширения мемориального присутствия в Саратове.
Сам же факт обращения в Саратовский архив говорит о том, что инициаторы сами не уверены в факте рождения Рахель именно в Саратове и не доверяют бумажке «Дома ученых и специалистов при отделе абсорбции муниципалитета г. Реховота». Но «факт» уже озвучен, команда на реализацию проекта мемориального комплекса со стороны правительства Израиля и посольства этой страны в России получена, деньги собраны, поэтому надо любым способом осуществить этот проект. Все очень просто.
Правда с памятником получилась заминка. В декабре 2022 года его на месте не оказалось. Естественно, со стороны еврейской диаспоры и издания «Бизнес Вектор» мгновенно стали распространяться слухи и неких «высокопоставленных чиновниках» и «банальном антисемитизме», что является абсолютно традиционным в таких случаях. Виноватыми оказываются власть и население Саратова, хотя мнения ни тех, ни других никто так и не спросил. Продавить, установить по факту, а потом обвинять в антисемитизме - нормальная практика при внедрении в наше общество чуждых нашим народам установок и смыслов. Если не сказать больше - подрыва в нашей стране устоявшегося межнационального мира и согласия, а также общественного консенсуса, что особо важно в период проведения в стране СВО и массового патриотического подъема населения.
Но, как сказал председатель Общественной палаты Саратовской области, власть и формирование в которой, по мнению многих саратовцев передается «по наследству» внутри одной религиозно-этнической диаспоры, Борис Шинчук:
«Памятник израильской поэтессе Рахель Блувштейн, установленный рядом с Ротондой на набережной в Саратове, отправили на доработку, а затем хотят установить на новом месте...
...в монументе были выявлены технические недоработки, которые потребовали устранения, из-за чего его временно убрали с набережной. Изначальное место установки памятника поэтессе вызывает вопросы...
Сегодня красавица — историческая синагога на улице Гоголя, стараниями благотворителей воссоздана. Вокруг нее пустая территория, старинная стена из красного кирпича, вот здесь бы установить этот памятник было бы более уместно и всех бы устроило»
Из слов Председателя Общественной палаты области логически следует, что территория исторической синагоги Саратова, восстановленной, практически построенной заново на государственные деньги, не является территорией города Саратова и Российской Федерации. И мнения граждан России и жителей города никто спрашивать не собирается. А вот с этим граждане России совершенно несогласны.
Весьма характерна, на мой взгляд, цитата из Телеграм-канала «Сойка пересмешница», которая ярко характеризует отношение данной части еврейской диаспоры к населению Саратова, его обществу и вообще своему месту во Вселенной:
«Трудно поверить, но факт: в городе, который на протяжении веков был многим обязан представителям еврейской диаспоры, запретили и снесли памятник еврейской поэтессе Рахель Блувштейн».
Выводы читатель может сделать сам. Тем более, что ни в одной публикации в СМИ и соцсетях, даже в возможно заказных, не было предоставлено фактической информации о вкладе Блувштейн в российскую культуру, не говоря уже о Саратовской. Вполне возможно, я не берусь судить, она внесла большой вклад в культуру Израиля, но подавляющее большинство жителей Саратова, я уж не говорю о всех россиянах, слышат эту фамилию впервые в жизни.
Александр Никишин
Материал взят: Тут