Ударом на удар: кассетные БЧ на высокоточном оружии большой дальности ( 6 фото )
- 22.08.2023
- 3 589
«В случае поставки США кассетных боеприпасов на Украину российские Вооруженные силы будут вынуждены в качестве ответной меры использовать аналогичные средства поражения против ВСУ», у России на вооружении также имеются кассетные бомбы, они гораздо эффективнее, чем американские, их номенклатура шире и разнообразнее...»
Из выступления министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу.
Как и ожидалось, западные кураторы и спонсоры нацистского режима продолжают поднимать ставки в российско-украинском конфликте. После того, как США изучили российскую реакцию на передачу Великобританией крылатых ракет (КР) большой дальности Storm Shadow вооружённым силам Украины (ВСУ), они одобрили поставку своих высокоточных оперативно-тактические ракеты ATACMS. Да и Франция уже передала ВСУ КР SCALP-EG, французскую версию КР Storm Shadow – причины и следствия этой проблемы ранее были рассмотрены в материале От Storm Shadow к JASSM-ER: красные линии, за которыми закончится безопасность российской инфраструктуры и авиации на аэродромах.
И вот теперь страны Запада решились сделать следующий шаг – начать поставки кассетных боеприпасов – подполковник ВВС США в отставке Дарин Гауб заявил в интервью американскому телеканалу Fox News о том, что это делается из-за острой нехватки 155-мм артиллерийских снарядов – дескать, поставляют то, что осталось.
Абсолютно неважно, правда это или нет, важно лишь то, что будет поставлено очередное оружие, которое станет убивать и калечить наших бойцов и мирных жителей, причём, можно не сомневаться, что эти снаряды будут применять для обстрела населённых пунктов на территории России (по городам бывшей территории Украины уже применяют). А когда кассетные снаряды закончатся, тогда что поставят тактические ядерные боеприпасы?
Кстати, для тех, что считает применение кассетных боеприпасов нарушением международного законодательства, в незыблемость и непредвзятость которого может верить лишь очень наивный человек, необходимо упомянуть, что Конвенция по кассетным боеприпасам, запрещающая использование, передачу и накопление кассетных боеприпасов, вступившая в силу 1 августа 2010 года, была ратифицирована 30 странами, однако среди них нет США, России, Китая, Индии, Пакистана, Израиля, Южной Кореи и Украины. Так что не существует никаких международных юридических норм, ограничивающих поставки и применение кассетных боеприпасов всеми сторонами в ходе проведения Российской специальной военной операции (СВО) на Украине, впрочем, даже если бы они и существовали, всем было бы на них наплевать.
Факторы эффективности
Как мы уже говорили в материале «Частокол для Украины: российское высокоточное оружие большой дальности, которое уже применяется или потенциально может быть применено в зоне СВО», высокоточное оружие (ВТО) большой дельности фактически является единственным средством для нанесения ударов в глубину территории противника.
Важным фактором, характеризующим применение авиации и ВТО большой дальности на Украине, является то, что воздушное пространство над территорией Украины, а частично и над территорией России, находится под контролем средств разведки стран НАТО – наземных радиолокационных станций (РЛС) и станций радиотехнической разведки (РТР), расположенных на территории стран Прибалтики, Польши, Румынии и других, а также самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), самолётов тактической авиации и разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), патрулирующих небо вблизи границ Украины и России.
Самолёты стран НАТО не отходят от границ России и Украины
Это означает, что при нанесении ударов ВТО большой дальности, разведывательные структуры, контролирующие и поддерживающие ВСУ и службу безопасности Украины (СБУ), осуществляют их своевременное оповещение о начале нанесения ударов, что позволяет ВСУ и СБУ изменить местоположение мобильных объектов, которые потенциально могут быть целями для нанесения ударов, а также подготовить средства противовоздушной обороны (ПВО) для отражения ударов.
Какие мобильные цели нам необходимо оперативно уничтожать в глубине территории Украины?
В первую очередь это самолёты военно-воздушных сил (ВВС) Украины Су-24 и МиГ-29, способные нести высокоточное оружие большой дальности (в части МиГ-29 информация пока не подтверждена). Затем идут пусковые установки (ПУ) HIMARS, которые в ближайшее время начнут работать оперативно-тактическими ракетами типа ATACMS, да и ранее поставленными высокоточными снарядами они причиняют нам много вреда – после нанесения удара ПУ HIMARS быстро выходят из зоны поражения и рассредоточиваются.
Выследить и уничтожить ПУ HIMARS с ракетами ATACMS будет достаточно сложно
Важными целями являются зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) противника, особенно современные ЗРК средней и большой дальности, включающие в себя отдельно стоящие РЛС, ПУ и другие элементы комплекса.
Ну и наконец, иногда ВСУ имеют привычку собирать «в кучу» бронетехнику и живую силу, судя по всему для поднятия боевого духа солдат и «красивых» роликов для западных спонсоров.
В чём схожесть этих целей?
В том, что они являются высокомобильными – при получении от стран НАТО уведомления о готовящейся атаке, самолёты, даже если их и не успеют перегнать на другой аэродром, будут перевезены тягачами в другую точку аэродрома. Ракетные установки HIMARS тоже могут быть перебазированы, как и элементы ЗРК. Бронетехника и живая сила рассредоточатся на местности.
Если бы всё это происходило вблизи линии фронта, то можно было бы отработать по площадям реактивными системами залпового огня (РСЗО) «Смерч» или чем-то подобным, накрывая площади в сотни гектаров, но ВСУ прячут ценные активы в глубине территории. Перенацеливания ВТО большой дальности в полёте у нас, скорее всего, нет, поэтому, даже если мы будем знать, что цель «ушла», сделать уже будет ничего нельзя.
Таким образом, нам необходимо решить сразу две задачи – накрыть потенциальные цели на значительной площади и сделать это на большом удалении с минимальной временной задержкой.
Это отметает все моноблочные боевые части (БЧ), исключая тактические ядерные боеприпасы, и низкоскоростные средства доставки, такие как дозвуковые КР и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) типа «Герань-2».
Удары по площадям
Наиболее эффективным средством для нанесения ударов по площадям являются кассетные боеприпасы. Впервые их применили немцы против поляков ещё в 1939 году. На вооружении немецкой авиации имелись бомбовые кассеты различного типа, например, АВ 250-3, имевшая вид стандартной 250-килограммовой авиабомбы, которая снаряжалась 108 малогабаритными осколочными суббоеприпасами SD-2 под названием «Бабочка» (Schmetterling). Суббоеприпас SD-2 представлял собой стальной цилиндр массой два килограмма с тормозным парашютом-пропеллером.
После сброса кассета раскрывалась на заданной высоте, и суббоеприпасы за счёт вращения пропеллера рассеивались на площади в несколько сот квадратных метров, их взрыватели переходили в боевое положение. Взрывателей было три типа – AZ 41 с подрывом в воздухе или при ударе о землю, AZ 67 с 5–30-минутной задержкой после падения и AZ 70B нажимного действия, превращающий суббоеприпас в противопехотную мину.
Суббоеприпасы с взрывателем AZ 41 наносили противнику первичный ущерб, а суббоеприпасы с взрывателями AZ 67 и AZ 70B поражали тех, кто приходил оказывать помощь пострадавшим. Радиус поражения кассетной авиабомбы АВ 250-3 в десять раз превосходил зону поражения моноблочной авиабомбы массой 250 килограмм (300 метров против 30 метров).
Разрывы современных кассетных боеприпасов
Можно предположить, что именно кассетные боеприпасы могут стать эффективным средством для уничтожения самолётов ВВС Украины на аэродромах, замаскированных ПУ HIMARS, рассредоточенных РЛС и ПУ ЗРК средней и большой дальности, а также сгруппированной бронетехники и живой силы противника.
Остаётся вопрос, как их можно быстро доставить до цели?
И грянет «Буря»...
Как доставить кассетные боеприпасы в глубину территории Украины до того, как противник успеет отреагировать на нанесение удара?
В первую очередь на ум приходят гиперзвуковые ракеты комплекса «Кинжал», отразить удар которыми практически невозможно. О применении ракет комплекса кинжал с кассетными БЧ пока ничего не сообщалось, однако такие боевые части могут применяться ракетами оперативно-тактических комплексов «Искандер». Учитывая то, что, по открытым данным, ракета комплекса «Кинжал» была разработана на базе ракеты комплекса «Искандер», можно предположить, что установка кассетной БЧ на «Кинжал» может быть осуществлена в минимальные сроки (если это уже не сделано).
Кассетные БЧ для ракеты комплекса «Искандер», предположительно, могут поражать цели на площади в 15 000 квадратных метров (как-то маловато для БЧ массой полтонны?) и включают суббоеприпасы осколочного действия с воздушным подрывом, кумулятивные неуправляемые суббоеприпасы и самоприцеливающиеся суббоеприпасы, поражающие цели ударным ядром, предназначенные для поражения наземной техники, суббоеприпасы объёмно-детонирующего действия, суббоеприпасы для дистанционного минирования минами различного типа и назначения.
Почему ракеты «Кинжал» не применяются с кассетной боевой частью?
Возможно, потому, что они слишком редкие и дорогие для того, чтобы тратить их на цели, поражаемые кассетными боеприпасами.
Для сравнения: один 220-миллиметровый боеприпас 9М27К для РСЗО «Ураган» с кассетной БЧ 9Н128К массой 90 килограмм включает 30 суббоеприпасов 9Н235 весом 1,75 килограмма, каждый из которых содержит 300 грамм взрывчатого вещества (ВВ) гекфол, 96 осколков цилиндрической формы весом 4,5 грамма для поражения техники и 360–400 осколков весом 2 грамма для поражения живой силы. Приведённая площадь поражения каждого боевого элемента 9Н235 по живой силе составляет 1 150 квадратных метров, а всей боевой части 25 010 квадратных метров.
Боеприпас 9М27К для РСЗО «Ураган» с кассетной БЧ 9Н128К
Залп РСЗО «Ураган» 16 боеприпасами 9М27К с кассетной боевой частью 9Н128К уничтожает технику и живую силу на площади 426 000 квадратных метра – это примерно 650х650 метров.
Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) применяют в ходе СВО сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) Х-22 «Буря» и их модернизированную версию Х-32. Скорость их полёта достигает 4 000 километров в час (примерно 3,5 Маха), масса боевой части составляет 960 килограмм. Под вопросом находится точность указанных ПКР в том случае, если их конструкция не была доработана в части системы наведения.
Возникает вопрос, а что если применить в качестве боевой части ПКР Х-22 суббоеприпасы 9Н235, использующиеся в настоящее время в реактивных снарядах РСЗО «Ураган» и «Смерч»?
Боевая часть ПКР Х-22 массой 960 килограмм – это условно 10 БЧ 9Н128К, накрывающих площадь 25 010 квадратных метров. Три ПКР Х-22 под крыльями и фюзеляжем дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 – это примерно два полных залпа РСЗО «Ураган», накрывающих площадь 426 000 квадратных метров каждый.
ПКР Х-22 под крыльями и фюзеляжем Ту-22М3
Восемь Ту-22М3 с 24 доработанными ПКР Х-22 «Буря» с кассетной боевой частью – это эквивалент 16 полных залпов РСЗО «Ураган», это 7 200 суббоеприпасов 9Н235, 690 000 – тяжёлых и 2 880 000 лёгких осколков.
Выводы
Считается, что отклонение ПКР Х-22 при работе по наземным целям может доходить до полукилометра. В случае применения нескольких десятков доработанных ПКР Х-22 с кассетными боевыми частями площадь поражения может достигать нескольких миллионов квадратных метров с частичным взаимным перекрытием.
В качестве целей могут выступать такие объекты, как Яворовский полигон, аэродромы, на которых потенциально могут размещаться замаскированные боевые самолёты, узловые железнодорожные станции со скоплениями подвижного состава, крупные промышленные предприятия с «чувствительной» инфраструктурой, крупные нефтехранилища и склады горюче-смазочных материалов (ГСМ), развёрнутые ЗРК средней и большой дальности, наземная боевая техника и живая сила, сосредоточенные на местности.
Конечно, сравнение воздействия кассетных боеприпасов и тактического ядерного оружия – это преувеличение. Тем не менее массированный удар высокоточным сверхзвуковым оружием большой дальности с использованием кассетных боевых частей, выполненный «с единой целью по единому замыслу», может нанести противнику урон, которого в ином случае можно было бы добиться лишь с помощью тактического ядерного оружия.
Лишь право силы играет роль в войне, всё остальное – лишь благие пожелания, наивные мечтания или умышленная ложь.
Мы не должны поддаваться иллюзиям, что победить страны Запада на территории Украины удастся как-то иначе, нежели чем применением силы и беспощадной решимости.
Автор:Андрей Митрофанов
Материал взят: Тут