ВМФ России угодил в автомобильную пробку у Крымского моста ( 1 фото )
- 05.07.2023
- 3 427
Ввиду чрезвычайности ситуации на въезде в Керчь Минтранс РФ предлагает курортников переправлять на полуостров десантными кораблями
Сергей Ищенко
На фото: ситуация у Крымского моста (Фото: Роман Соколов/ТАСС)
Сведения о чудовищных размеров многодневной автомобильной пробке на въезде на Крымский мост (протяженностью в 13 километров по состоянию на 3 июля), что образовалась со стороны Кубани, дошли до президента Владимира Путина. 4 июля проблему было вынуждено экстренно обсуждать правительство России. Причем — с участием главы государства.
На этом совещании министром транспорта Виталием Савельевым решение предложено — как будто война на дворе: привлечь к переправе курортников-автомобилистов через Керченский пролив большие десантные корабли Черноморского флота, базирующиеся в Севастополе. Словно других занятий для их военных моряков в пору, когда под самым боком, на Украине, гремят боевые действия, просто не осталось.
Но прежде всего о том, что, собственно случилось на въезде в Крым. Еще 30 мая глава Крыма Сергей Аксенов уверял страну, что Крымский мост всесторонне подготовлен к только предстоявшему тогда нашествию курортников в летний сезон. В своем Telegram-канале он весьма самоуверенно, как теперь выяснилось, написал, что процедура досмотра им полностью отлажена, ведется непрерывный хронометраж работы служб безопасности с каждым автомобилем, поэтому рисков возникновения очередей к пунктам досмотра нет вообще.
В ту пору по Крымскому мосту ежесуточно в обоих направлениях проезжало до 7 тысяч автомобилей. Время ожидания досмотра при выезде из Крыма составляло около 15 минут, со стороны Краснодарского края — до 25 минут. Что было вполне приемлемо.
Обстановка оставалась спокойной и в июне, когда курортники, главным образом, растекались по черноморскому побережью Кубани. А крымские здравницы били тревогу: они терпели убытки из-за недостаточной загруженности отдыхающими.
Что и понятно: людей отпугивали от солнечного полуострова сообщения о регулярных атаках Крыма с моря и с неба украинскими крылатыми ракетами и ударными беспилотниками. И хоть нападения эти почти все приносили Киеву нулевой результат по причине отличной работы российских РЭБ и ПВО, настроение нежиться с детишками в шезлонгах на черноморских пляжах под вой воздушной тревоги возникало не у многих.
Все изменилось к 1 июля, когда курортный сезон в России достиг пика. Кубань к тому времени, как следовало ожидать, оказалась под завязку забита отпускниками. Волна тех, кому не досталось места в Анапе, Сочи и Геленджике, вынужденно выплеснулась в Крым. И началось.
К концу минувшей субботы затор из тысяч рвущихся к морю автомобилей у пунктов досмотра достигал 9 километров. К вечеру воскресенья, 2 июля, чуть уменьшился — до 8 километров. Но затем снова принялся расти.
Пока самая сложная обстановка сложилась 3 июля — приблизительно 13 километров. Под палящим солнцем, вокруг бескрайние степи Таманского полуострова. Ни воды попить, ни отдохнуть в тени, ни, извините, в туалет сходить… И так — до семи часов в раскаленной кабине собственного авто.
Хорошенькое начало долгожданного отпуска! На всякий случай — чем черт не шутит! — у самого въезда на Крымский мост власти Краснодарского края установили круглосуточное дежурство нескольких бригад «скорой помощи».
Вот на таком жутковатом фоне вопрос с невиданными заторами на въезде в Крым был вынесен на заседание правительства страны 4 июля. Министр транспорта Савельев доложил Путину, что то после памятного многим теракта на Крымском мосту 8 октября 2022 года на этом объекте действует третий уровень безопасности. Что означает проведение стопроцентного личного досмотра всех физических лиц, их личных вещей и транспортных средств, въезжающих на мост. А это требует изрядного времени.
Еще Савельев доложил, что если осенью и зимой на мосту работало два стационарных инспекционно-досмотровых комплекса, то к началу курортного сезона было обустроено 11 модульных зданий с устройством 18 досмотровых полос с техническими средствами досмотра. По расчетам это позволяет досматривать до 440 транспортных средств в час со стороны Тамани и до 400 — со стороны Керчи.
Но к настоящему времени, как часто происходит в России, все предыдущие чиновничьи расчеты пошли прахом. «С 1 июля зафиксировано одномоментное резкое увеличение трафика в Крым на 40 процентов», — рассказал Савельев. Мол, кто такого мог ожидать? У нас же и зима, и лето, дескать, нередко наступают внезапно.
Причем, министр транспорта считает, что, несмотря на принимаемые его ведомством меры, дальше все может стать только хуже. Поскольку «мы ожидаем, что в пятницу-субботу-воскресенье опять будет циклическая нагрузка. Мы к этому готовимся. Но вот такой неравномерный график, учитывая характер отпусков… Пиковая ситуация будет 16−17 июля».
Как быть? Тут на заседании родного правительства и вспомнили бессмертно-кинематографическое: «Настоящая жизнь в городе начинается только когда в него входят военные». Судя по всему — в Крыму скоро должно произойти то же самое. Поскольку министр Савельев, как уже сказано, с учетом критичности ситуации намерен вызвать в Керченский пролив большие десантные корабли Черноморского флота из Севастополя. Для начала — хотя бы два.
Между прочим, сама определенность этой цифры абсолютно точно свидетельствует о том, что вопрос с Министерством обороны РФ, как минимум, уже согласован. И оно готово пойти навстречу погрязшим в бескрайней автомобильной пробке коллегам из Минтранса.
Но вот вопрос: просто ли это в паре сотен километров от фронта будет сделать военным, ведущим на этом самом фронте ожесточенные боевые действия? Как ни странно — да.
Все дело в том, что сегодня в Черном море у нас оказалась сосредоточена невиданной численности группировка таких боевых кораблей. А именно — 12 единиц. Шесть — из состава Черноморского флота, три — Северного и три — Балтийского. Случилось это еще до начала спецоперации на Украине, но явно в расчете на прямое участие в ней.
Вне всяких сомнений, наш Генштаб еще до 24 февраля 2022 года всерьез планировал крупные десантные операции. Возможно — под Одессой. Не исключено — под Очаковом, Мариуполем или Бердянском. Для этого к 10 февраля того же года межфлотский переход в Севастополь совершили с Балтики большие десантные корабли (БДК) «Королев», «Минск», «Калининград». А из Североморска — такие же «Петр Моргунов», «Георгий Победоносец» и «Оленегорский горняк».
Спецоперация, увы, сразу же пошла не по замыслу Генштаба, который пришлось корректировать по ходу событий на фронте. Ни единого десанта на побережье Украины нам высадить не удалось.
Перечисленные корабли Северного и Балтийского флотов, а также черноморские БДК «Саратов», «Азов», «Цезарь Куников», «Ямал», «Новочеркасск», «Орск» и «Николай Фильченков» несколько месяцев занимались доставкой грузов в Бердянск в интересах фронта. Но, потеряв при разгрузке у причала в этом городе от ракетного удара украинской «Точкой-У» БДК «Саратов», затопленный собственным экипажем в порту во избежание детонации находившегося в его трюмах боезапаса, вскоре были отстранены и от этого дела. И с тех пор без особого толка просто простаивают в главной базе ЧФ.
При этом ни североморский, ни балтийский отряды не в силах вернуться из Черного моря к родным берегам. Ибо Турция с началом СВО закрыла Босфор и Дарданеллы для прохода любых иностранных боевых кораблей в обоих направлениях. В том числе — и для тех, что ходят под Андреевским флагом.
Понятно, что вынужденный многомесячный простой у причала не лучшим образом сказывается на боевой выучке экипажей. Скорее всего — именно по этой причине Минобороны столь легко и согласилось отправить некоторые из застоявшихся в Севастополе БДК к Крымскому мосту на выручку попавших в беду автотуристов.
Савельев уже отрапортовал правительству и президенту, что каждый из этих кораблей в своих огромных твиндеках сможет за раз перевезти через Керченский пролив по 40 автомобилей. И далее: «Если они будут делать по пять рейсов в сутки при нормальной погоде, то это еще по 200 автомобилей на каждый десантный корабль».
Таким образом, на смену действовавшему с 2012 года так называемому «сирийскому экспрессу» и участием тех же десантных кораблей, теперь приходит «крымский экспресс»? Во всяком случае — пока не кончится лето-2023?
Очень на это похоже. С учетом чрезвычайности ситуации с июльским потоком курортников на полуостров — наверное, это выход.
Тут, правда, неизбежен вопрос с «непрофильной» тратой драгоценного в период боевых действий флотского моторесурса и топлива. Но кто думает об этом перед лицом социального бедствия подобного масштаба? Да еще если отвечать за него приходится лично перед президентом?
Рукотворного, правда, бедствия. Порожденного неумением чиновников по обе стороны пролива элементарно отслеживать и просчитывать ситуацию. Так подобное нам, согласитесь, не впервой нигде в России. Мы давно научились повсюду создавать для себя проблемы. А потом одолевать их звериным напряжением сил.
Материал взят: Тут