Смута как главный фактор российской истории. Бешеные псы гнезда Рюриковичей. Часть II. ( 1 фото )
- 19.06.2023
- 3 109
Феодальная раздробленность просуществовала на Руси почти пятьсот лет, до конца XV века, когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства силой оружия, со столицей в Москве.
История народов и государств современной Европы, как и России, началась в эпоху условно определяемую в исторической литературе как «средневековье». Что позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.
Где история средневековья, для Европы, делятся на три основных периода отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития. Это конец Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя.
Это период раннего средневековья, V-IX века, когда феодализм только складывался как общественная система. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований, королевств, несущих на себе печать переходного времени.
Где в позднеантичном, и в варварском обществе возникли предпосылки для формирования феодальных отношений, а само становление феодализма был долгим и многосложным процессом.
Исторически сложилось так, что в Западной Европе дальнейшее становление феодализма происходило в условиях столкновения и взаимодействия двух обществ. Где речь идет не о механическом соединении протофеодальных элементов обоих обществ, а именно о взаимодействии, синтезе этих элементов и двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые отношения.
Где феодализм утвердился рано, уже в VIII-IX веках, и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций родоплеменного и рабовладельческого укладов.
Возникнув как нечто чуждое социальной природе завоеванного римского общества, как продолжение ещё родоплеменной в своей основе власти, варварское государство к концу рассматриваемого периода оказывается вполне в гармонии с этим обществом. Эта трансформация стала возможной в результате перерождения варварской знати, превращения ее в слой крупных землевладельцев, сплотившихся вокруг теперь уже настоящего монарха. Идущим на установление родственных связей с новоявленной королевской династией и со знатью, начиная подражать её образу жизни, участвовать в ее политических интригах и к началу VIII века.
Крупное землевладение росло и изнутри общины. Концентрация земельных владений совершалась путем обогащения одних общинников за счет других. Началось разорение части свободных общинников, причиной которого послужило вынужденное отчуждение их наследственных земельных уделов. А рост крупной земельной собственности приводил к возникновению частной власти крупных землевладельцев, которая как орудие внеэкономического принуждения была характерна для складывающегося феодального строя.
Для безземельных и малоземельных людей это часто означало постепенное втягивание их в личную зависимость. В то же время политическое влияние крупных землевладельцев и способствовала окончательному разложению родовых союзов и общинной организации. Это было неизбежным следствием утверждения феодальной земельной собственности, что в конце VIII и началу IX века привело к господству феодальной знати, основы феодального строя.
В IX-XI веках в большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X веке, в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI века, в Германии, к началу XII века. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные отношения утвердились в большинстве стран Западной Европы и в Византии.
Даже такой удаленный от рубежей античной цивилизации регион, как Скандинавия, Центральная и Восточная, не избежали её воздействия, правда, косвенного: через торговлю и политические контакты с другими частями континента, через христианскую церковь, чья религиозная доктрина, а также право выросли на античной почве, через технологические и идеологические заимствования.
К концу XI века слой феодалов численно вырос и распался на несколько групп. От крупных сеньоров, нередко восходящих к потомкам королевской знати, отделились многочисленные боковые ветви, образовавшие значительную группу средних феодалов. Количественно преобладали мелкие феодалы, выходцы из слуг и вассалов короля и светских магнатов. Другим важным источником пополнения низших слоев феодалов были выходцы из сельской общины, ставшие воинами-профессионалами.
А отношения между феодалами в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии «лестницы». На её вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном, главой феодальной иерархии. Где в обязанности феодалов входила военная служба на благо короля и государства, выплата денежных взносов в ряде случаев, а также подчинение решениям короля. Однако, начиная с IX века, выполнение этих обязанностей стало зависеть исключительно от доброй воли вассалов, которые часто её не проявляли.
ВXI веке важным показателем завершенности процесса оформления феодального слоя являлась сложившаяся в его среде последовательная иерархия к властителям значительных территорий, гдеслой феодалов полностью отделился от других слоев, некогда питавших его истоки. В конечном итоге он превратился в замкнутую привилегированную группу, принадлежность к которой определялась рождением. Она длительное время охраняла привилегии магнатов от посягательств центральной власти, обеспечивая вместе с тем внутреннюю сплоченность этого слоя.
В результате этого негативного процесса, в IX-XI веках в Европе начинается период феодальной и политической раздробленности. Когда распадались большие и могущественные государства и на их месте возникали небольшие политические недоразумения, мелкие графства, где правители были не связаны с королевской династией родственными отношениями, и независимые города.
Процессу децентрализации предшествовал довольно длительный период ослабления королевской власти и политической раздробленности. Где ограниченные материальные возможности правящей династии и компактная структуру земельных владений крупных феодалов, создавали благоприятные условия для их политической автономии. Так как короли раздавая вассалам большие земельные владения и привилегии, за их службу и последующую лояльность, они сами запустили процесс децентрализации государства.
Что дало феодалам возможность получить не только большие земельные владения, позволившие им накопить огромные богатства и материальные ценности, но и политическую власть. Постепенно крупные феодалы, герцоги и графы, перестали считаться с королем, который зачастую имел меньше земель и имущества.
Вскоре власть короля становится формальной, и он сохранял её только в пределах своих владений. Так как специфика вассальной системы позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов, зачастую связанных с ним родственными отношениями, в то время как а феодалы больше не ощущали необходимости в сильной центральной власти и перестали поддерживать её.
Это был сложный период в истории Западной Европы. В этот период ослабления центральной власти в феодальных государствах, в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной и воинской повинности, в Европе начались непрерывные междоусобные войны. Так как формирование феодальных отношений происходило в условиях постоянных войн между дворянами, ведь у кого была земля, тот и обладал большей властью.
Одуревшие от безнаказанности феодалы, стремясь отнять друг у друга и землю, и крестьян, находились в состоянии перманентной войны. Суть её сводилась к тому, чтобы захватить как можно большую территорию, с целью стать сильнее и богаче и не дать другому феодалу захватить свою. В то время как каждая такая война уносила множество жизней и сопровождалась экономическими потерями.
Постепенно это привело к тому, что мелких феодальных владений становилось все больше, появилось даже шуточное выражение о малоземельных дворянах. Говорилось, что такой феодал, когда ложится спать, головой и ногами касается границ своих владений. А если перевернется, то может попасть к соседу.
Еще более печальные итоги феодальной раздробленности в Европе наблюдались с точки зрения государства, когда бесконечное дробление земель и междоусобицы ослабляли страну в целом и сделали её легкой добычей для внешних завоевателей.
На протяжении нескольких столетий Русь развивалась и обогащалась новыми связями.
Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Даже последовавшее вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило её развитие, но содействовало её дальнейшему расцвету. Этому способствовало то, что её отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе.
В отличие от Европы Древнерусское государство пошло по своему более разрушительному пути, к тому же затянувшемуся на пять столетий. К тому же оно отличалось от хода событий в Европе тем, что во главе всего этого негативного процесса стояли вечно голодные выходцы из княжеской династии Рюриковичей, связанных тесными родственными отношениями. Хотя именно они, а не нарождавшиеся феодалы-бояре, активно способствовали смуте и развалу государства.
Так как древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. Что и явилось главной причиной этого безумия, под названием междоусобица.
Принятое на Руси «Ле́ствичное пра́во», родовой принцип наследования, обрекало Русь на бесконечную войну за наследство, между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали, между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Тем самым обрекая Русь к бесконечному системному кризису, а её народ на чудовищные страдания.
Тем более, что в отличие от Европы в Древней Руси в качестве самого главного и значимого вида наследства среди князей правящего рода являлись вовсе не земли, драгоценности, жены и прочее имущество.
Самым важным предметом наследования являлась власть.
Что позволяло князьям правящего рода осуществлять власть на вверенной им территории. В те времена несколько городов считались особо важными территориями, за право властвования в которых князья даже воевали между собой. Кроме того, на основании решения Любечского съезда 1097 года, такой же лествичный порядок наследования сохранялся и внутри отдельных княжеств.
Среди плюсов этого права следует отметить жёсткий порядок наследования в системе правления, а также преемственность поколений. Сохранение властвующего рода, так как никто не мог злоупотреблять вверенной ему властью. Но минусом было то, что многочисленные потомки выбывших из очереди князей были обречены и считали это несправедливостью, что в свою очереди способствовало развитие междоусобиц, конфликтов, убийств князей. В то же время эта модель являлась зачатками федеративного устройства страны, ведущая к распаду когда то единого государства.
Раздел Руси Ярославом Мудрым в 1054 году подразумевал признание младшими сыновьями старшего в отца место, то есть, в отличие от прошлого периода, признавалось право одновременного владения Киевом старшим князем и другими столами, младшими князьями, при сохранении единства государства. Те князья, которые не успевали занять княжеский престол, кроме того, что становились озлобленными изгоями, получая от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, принадлежавшем при жизни их отцу.
Распад Киевского государства на ряд княжеств был закономерным явлением, обусловленным глубокими экономическими и политическими причинами. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице алчного боярства ожили и своими самостоятельными сепаратистскими действиями снова начали подрывать основу под государственным зданием. Их постоянные междоусобицы стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности.
Хотя ещё в период единства Киевской Руси на её рубежах была организована эффективная система обороны от набегов кочевников. Однако распад единого государства и сопровождавшие его междоусобицы нанесли этой системе непоправимый вред. Каждый прорыв степняков сопровождался разорением русских земель.
Почувствовав слабость центра, удельные князья теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом. Кроме того, местному боярству были нужны сильные и самостоятельные князья на местах, чтобы получить материальную выгоду. Для этого местной знати нужно было обрести политическую самостоятельность и укрепиться в своем уделе, добиться суверенитета, что также способствовало созданию собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси. Главной силой разъединительного процесса на Руси в начале XIII века стали обезумевшие от жажды удельные князья из рода Рюриковичей и алчное боярство.
Для политической раздробленности стало характерно формальное объединение территорий, количество которых менялось. Одной из причин такого состояния государственности на Руси, были постоянные княжеские разделы земель между многочисленными Рюриковичами, их бесконечные, жестокие междоусобные войны и новые переделы земель.
Русь вновь вступает в полосу продолжительных и кровавых княжеских междоусобиц, которые привели к раздроблению Древнерусского государства. Они длились настолько долго, что даже не успевали прекращаться, одна за другой подряд. Её главными действующими лицами были Мономаховичи и Ольговичи. В ходе многолетней междоусобной борьбы Киев несколько раз переходил из рук в руки. В нем правили то черниговские князья, то дети и внуки Мономаха. Активную роль в этой распре играл ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий.
Тем более, не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками, печенегами, торками, половцами. Эта не прекращающаяся борьба, в конечном итоге истощала народные силы, замедляла общий прогресс наиболее развитого края, обрекая его в новых экономических, социальных и военно-политических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны, которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях но не испытывали такого постоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как Среднее Поднепровье.
Когда-то огромная и могущественная Киевская Русь с её весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего дли обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, и не в Киеве, и даже не в лице киевского наместника, а свою, близкую, здесь на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.
Началось формирование местных княжеских династий, а так же развитие на Руси института феодального иммунитета и введение наследственности на землю и людей, её населяющих. В результате раздробленности Русь утратила статус мирового торгового посредника и утеряло фактор объединяющий славянские племена.
Расплодившиеся как грибы-поганки, удельные князья, поддерживаемые алчным боярством, становились зачинщиками бесконечных кровавых междоусобиц, пытаясь завладеть старшим столом, а местная аристократия плела заговоры, поднимая мятежи. В то время, как рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси всё больше способствовал возникновению междоусобицы князей, жаждавших власти и новых земель. В результате таких беспрерывных междоусобиц ослаблялся военный потенциал страны в целом, что для Руси в преддверии грозных событий оказалось роковым.
Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Во многом это происходило благодаря быстрому обогащению некоторой части населения, которая управляла данной землей. А её стремление улучшить свое благосостояние за счёт центра и соседей, также вело к феодальной раздробленности.
К тому же, в XII-XIII веке, внешнеполитическая обстановка способствовала феодальной раздробленности. Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Но пройдёт всего чуть меньше века и внешнеполитические факторы, а это разрыв древнего торгового пути «из варяг в греки», который объединяли вокруг себя славянские племена, а также вторжение сначала половецких племён, а потом и монголо-татар, что в конечном итоге завершат распад Древнерусского государства и полного его переформатирования.
Процесс распада Руси к этому времени зайдет уже слишком далеко, организовывать сопротивление русских земель будет некому. К сожалению, после смерти владимиро-суздальского князя Константина, на Руси не было фигуры, достойной Владимира Мономаха и Всеволода Большое гнездо. А пришедший к власти в Владимиро-Суздольского княжестве, князь Юрий Всеволодович, оказался человеком небольшого ума и неуёмных амбиций.
Могущество Киевской Руси утратилось самой властью этой Руси, а именно, удельными князьями. Так как каждый хотел видеть Русь по-своему. И ради новых уделов братья готовы бросаться в друг друга копьями и преступать братские клятвы, уничтожая собственный народ. Всё решал характер князя и его набожность.
Венцом всего этого беспредела является кровопролитная битва на реке Калке, где во всей красе Рюриковичи покажут свою ненависть, к Родине и безумную спесь.
В начале XIII века на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монголо-татары. Однако удельные князья, увлечённые непрекращающейся междоусобицей ничего не сделали для отражения этой угрозы.
Таким образом, перед нашествием монгол Русь оказалась раздроблена на 13 княжеств с центром в Киеве: Смоленское, Городенское, Турово-Пинское, Волынско-Владимирское, Муромское, Смоленское, Суздальское, Рязанское, Черниговское, Галицкое. Еще четыре «русские земли» не имели князей, это новгородские земли, псковские земли, города Галич и Переяславль, продолжавших непрерывно враждовать и воевать. Как говорится в пословице; «Жизнь висит на нитке а он думает о прибытке».
В отличие от Древней Руси в Европе, приблизительно в XII – XIII веках, снова запустился процесс централизации государств. Где основная цель объединения, было восстановление экономики, а не бесконечная резня и личные интересы алчных феодалов.
В то время как феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV века, когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.
Автор: Dinol
Материал взят: Тут