Чем закончился научный эксперимент «Биосфера-2» ( 39 фото )

Присланное




В начале 90-х годов XX века несколько американцев добровольно самоизолировались в специально построенном для эксперимента «Биосфера-2» городке с пятью ландшафтными системами: океаном с коралловым рифом, саванной, джунглями, пустыней и болотом. Герметичный купол укрывал это великолепие от ужасного мира и, казалось, что жизнь там будет настоящим раем.

Однако что-то пошло не так…


Техасский предприниматель и миллиардер Эдвард Басс выделил 30 миллионов долларов на проект «Биосфера-2», в ходе которого предполагалось установить, сможет ли человек выжить в замкнутой системе, будучи полностью отрезанным от реального мира.


В штате Аризона выбрали пустынное место на удалении около 50 км от ближайшего населенного пункта и построили настоящий Эдем: под купольной крышей скрывались пять видов ландшафта.


Замкнутая система включала также сельскохозяйственный блок, оснащенный по последнему слову техники, хороший комфортабельный дом для жилья. Помимо людей, этот «рай» заселили четырьмя тысячами разнообразных представителей фауны от насекомых до сельскохозяйственных животных: коз, спиней и кур. Конечно, предполагалась, что часть из них не доживет до конца эксперимента, которому отводилось два года.


К проекту подготовились основательно. Стройка модулей была начата в 1987 году. Задача проектировщиков осложнялась тем, что систему планировалось сделать абсолютно герметичной.


Для этого оконные уплотнители и прочие конструкции должны были быть максимально воздухонепроницаемы, чтобы свести протечки воздуха (в «городке» было сконцентрировано около 180 тонн) к минимуму. Иначе команда «Биосферы» не смогла бы фиксировать изменения в плотности кислорода под куполом.


Поскольку в течение дня воздух, нагреваясь от солнца, расширялся, а ночью сжимался, инженеры, чтобы нивелировать перепады давления, были вынуждены придумать огромные куполообразные диафрагмы, которые называли «легкими».


Технические сооружения находились под землей. Там были проложены трубы, по которым циркулировала вода, предназначенная для отопления и питья.


Чтобы не допустить какого-либо проникновения извне, все постройки «городка» были изолированы также и от поверхности земли с помощью сварных листов металла, общий вес которых составлял около 500 тонн.


Что касается биотопов, то они были разными по площади. Так, «океан» занимал всего 450 м2, поскольку, в сущности, был относительно бесполезен — зато огородам и полям было выделено 2500 квадратных метров.


Под куполом вырыли также пруд, в который запустили рыбу.


Предполагалось, что колонисты будут питаться тем, что росло под куполом, дышать воздухом, выделяемым растениями, пить очищенную воду, полученную в результате круговорота.


Таким образом, планировалось создать этакую планету в миниатюре — практически рай на земле. Но оказалось, не всё так просто…


Восемь добровольцев впервые переступили порог этого «рая» 26 сентября 1991 года. Их фотографии в одинаковых костюмах перепечатывали тогда многие газеты и журналы.


Поначалу было именно так, как планировалось. Колонисты с энтузиазмом работали на полях, возились с со скотом, проверяли и фиксировали работу всех систем, а по вечерам ели ужин из самых свежих продуктов на балкончике с видом на созревающий урожай.


После ужина устраивали философские дискуссии или джем-сейшены, на которых колонисты играли на музыкальных инструментах, взятых с собой под купол.


Через некоторое время начались неприятности. Сначала главный техник «Биосферы-2» Ван Тилло объявил за завтраком, что ежедневные измерения состояния воздуха показали ошибку проектировщиков — уровень кислорода постоянно падает, а процент углекислого газа в воздухе растет.


Пока это совершенно незаметно, но если тенденция сохранится, что уже через год существовать на станции будет невозможно.


Из-за нарушения баланса компонентов воздуха под куполом стали неконтролируемо размножаться микроорганизмы, которые со временем стали уничтожать посевы и создавать проблемы с дыханием.


Чтобы восстановить баланс кислорода, было решено как можно интенсивнее наращивать зеленую биомассу. Колонисты практически все время посвящали посадкам и уходу за растениями. Кроме этого, они запустили на полную мощность резервный поглотитель углекислого газа, однако, все эти меры помогали слабо — воздух становился все более разреженным.


Не обошлось и без несчастного случая. Одна из колонисток Джейн Пойнтер во время работы с машиной по шелушению риса отрубила себе кончик пальца — пострадавшую пришлось вывезти из «Ковчега» и отправить на лечение в медцентр, после чего она снова вернулась в «Биосферу».


Вскоре перед бионавтами возникла еще одна значительная проблема. Несмотря на казалось бы идеальный микроклимат, ферма в 20 соток земли оказалась неспособна на 100% обеспечить пищей всех биосферианцев.


Их ежедневный рацион — кстати, одинаковый и для мужчин, и для женщин, — составлял всего 1700 килокалорий. Для офисной жизни его бы вполне хватило, но для того уровня физической работы, которую приходилось выполнять восьмерым узникам «рая», это было катастрофически мало.


В среде колонистов начались конфликты. Сначала ужин сервировали в виде шведского стола, затем, видя нехватку продуктов, каждому еду выделяли порционно, взвешивая и отмеряя буквально каждый кусочек.


Колонисты выходили из-за стола голодными и все философские диспуты, которые были обычны в коммуне вечером, сменились разговорами о еде. Люди постоянно говорили, что бы они сейчас съели и что съедят, когда выйдут в большой мир.

Команда разделилась на две части. Некоторые из колонистов открыто признавали, что не могут терпеть кого-то из группы и стараются не пересекаться с неприятным человеком ни в столовой, ни на поле.


Так выглядел один из участников сразу по завершению эксперимента ( -27 кг) — слева и спустя некоторое время после того, как чуть-чуть отъелся (справа).


Несмотря на улучшившиеся из-за голода показатели крови, люди чувствовали себя все хуже и хуже.

Лето 1992 года стало для колонистов особенно сложным. Посевы риса были практически полностью уничтожены вредителями, и рацион биосфериан на протяжении нескольких месяцев почти полностью состоял из фасоли, батата и моркови. В еде был избыток бета-каротина, потому кожа колонистов стала оранжевой. Продукты животного происхождения (мясо, молоко, сыр) они могли себе позволить не чаще раза в неделю. Участники вспоминают, что после такой трапезы они часто вылизывали тарелки.

Однако, общаясь через стекло с туристами, жители купольного городка неизменно улыбались, рождая иллюзию о счастливом билете, который выпал этой восьмерке.


Между тем, проблемы с низким уровнем кислорода и скоплением углекислого газа становились все серьезнее. Первой из биомов плохо почувствовала себя пустыня — под куполом над ней постоянно скапливалась влага, которая проливалась вниз дождем. Растения, не приспособленные к такому климату, чахли.


Не лучше жилось и кораллам. Вода поглощала слишком много углекислоты. Датчики постоянно показывали снижение уровня кислорода. За 16 месяцев оно сократилось до 14%.


Зато тропическая зелень буйствовала. В почве джунглей в небывалых количествах размножились микроорганизмы, которые тоже потребляли драгоценный кислород.


Люди стали плохо себя чувствовать. Некоторые члены команды жаловались, что стали забывать слова и не в силах произвести простые арифметические действия, а в разговоре им приходилось останавливаться, чтобы на середине фразы перевести дыхание.


— Ты просыпаешься, хватая ртом воздух, потому что изменился состав твоей крови. И тогда ты делаешь буквально вот что: ты прекращаешь дышать, затем делаешь вдох, и это тебя будит. Это ужасно раздражает, — вспоминали они.


Через некоторое время учеными было принято решение закачивать воздух извне — разумеется, об этом СМИ не сообщалось. Для журналистов станция работала «как часы». В сентябре 1993 года двери «Биосферы-2» открыли и измученные колонисты покинули свой «рай».


Первое впечатление, которое постигло Джейн Пойнтер по возвращению в «большой мир» было таким: «Я бы сказала, что мы все вышли несколько чокнутыми. Я была взволнована тем, что увижу всю свою семью и друзей. В течение двух лет я видела людей через стекло. И вот все побежали ко мне. И я отпрянула. Они воняли! Люди воняют! Мы воняем лаком для волос, и дезодорантом, и всякой такой ерундой.»


В 1994 году был дан старт второй миссии «бионавтов», в другом, разумеется, составе. Люди приготовились провести в замкнутом городке не два года, а хотя бы 10 месяцев, но, увы, этот экспермент провалился, едва начавшись. Сначала два уволенных члена бывшей команды в знак протеста ворвались в купол, открыли несколько аварийных выходов, нарушив герметичность на 15 минут, а также разбили несколько стекол. На фоне этого несколько человек из новой команды решили не продолжать эксперимент, а потом и вовсе спонсоры отказались его спонсировать и закрыли финансирование.


Так, невзирая на вложенные в проект миллионы долларов, люди не смогли без притока кислорода извне добиться нормальной жизни в самоизоляции. Природа оказалась сильнее. Постоянные неурожаи и расплодившиеся вредители поставили команду на грань выживания, а конфликты сделали совместное существование практически невозможным. Даже спустя много лет после окончания проекта, биосферианцы не общаются друг с другом.


«Биосфера-2» до сих пор стоит в пустыне Аризоны. Сейчас это просто ботанический сад под куполом, принадлежащий университету штата. Там по-прежнему проводят эксперименты, но, конечно, не такие масштабные.


Одна из достопримечательностей, которую обязательно показывают экскурсантам — надпись, оставленная бывшей «бионавткой»: «Только здесь мы почувствовали, насколько зависим от окружающей природы. Если не будет деревьев — нам нечем будет дышать, если вода загрязнится — нам нечего будет пить».


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация