Дореволюционные предприниматели России. Рояли от Беккера. ( 6 фото )
- 08.05.2023
- 3 994
Здравствуйте уважаемые.
Сегодня поговорим об Якобе Бейкере и его известнейшей до сих пор компании.
Знаменитый музыкальный мастер Якоб (Яков Давыдович) Беккер, родился в 1811 году в городе земельного подчинения в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц, однако судьбу свою связал с Россией и Санкт-Петербургом. Именно в нашем городе он в 1841 году основал свою фабрику, которая прославила его имя.
Вначале фабрика представляла собой скромную мастерскую, которая выпускала 20 инструментов в год. Размещалась она на Итальянской улице, в доме № 31. Здесь выпускались преимущественно небольшие рояли, которые по сравнению с существовавшими в то время пианино и прямоугольными роялями пользовались повышенным спросом. Я. Беккер был большим знатоком современного ему фортепианного производства, в конструкцию своих инструментов он смело вводил все технические новшества, благо ему принадлежало несколько патентов.
Например, с помощью его патентов удалось улучшить тон верхнего регистра и это очень понравилось клиентам с тонким музыкальным слухом.
Так петербургский музыкальный издатель и пианист М. И. Бернард писал: «Особо замечательны теперь инструменты Беккера, который своими талантами, старательностью и добросовестностью заслужил всеобщую известность. Его рояли по прочности и красоте работы не уступают эраровским, а силою, полнотою и прелестию звука, бесспорно, превосходят их».
А в начале 50-х годов беккеровские рояли привлекли внимание Ф. В. Булгарина, который поместил в своей газете «Северная пчела» письмо польского пианиста А. Коптского к Я. Беккеру: «Г. Беккер! Не хочу оставить Петербург, не выразив вам письменно того удовольствия, которое я ощущал, играя в четырех последних концертах на вашем превосходном фортепиано. В числе отличных качеств инструментов вашей работы особенно замечательны необыкновенная чистота звуков, удивительная ровность клавиатуры и то высокое достоинство, что инструмент твердо сохраняет аккорд или настройку».
В 1857 г. мастерская Я.Беккера становится фабрикой «J.Becker». Болезнь Я. Беккера заставляет подключиться к делу брата Франца. Его близость ко двору позволила ему в 1867 г. получить для фабрики звания поставщика Высочайшего Двора и Дворов Наследника Цесаревича, Великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Великой княгини Елены Павловны. Тем не менее, отсутствие в мастерской Якоба Беккера сказалось на качестве роялей, которое стало заметно падать. Увы-увы. надо было что-то срочно предпринимать. Поэтому фабрике нашли новых хозяев.
В 1871 году фабрика перешла в руки М. А. Битепажа и П. Л. Петерсона. С этого времени ее деятельность приобретает более крупные масштабы. Новые владельцы в память о былых заслугах сохранили за фирмой старое название. Плюс сам Якуб, если позволяло здоровье, присутствовал на фабрике и помогал с работой. На промышленной выставке в Москве в 1872 году их инструмент был удостоен высшей награды — Почетного диплома и золотой медали. Началась разработка новой модели инструмента — в беккеровскую конструкцию был внесен ряд существенных изменений. И это снова привело клиентов в фирму.
Битепаж и Петерсон не остановились на достигнутом и продолжали совершенствовать свои инструменты. Только за пять лет — с 1872 по 1876 год—они создали 20 различных, очень дорогостоящих моделей, потребовавших от фирмы немало затрат. Владельцы предприятия стремились еще более расширить свое производство. Они увеличили число рабочих до 100 человек и выстроили на Петербургской стороне новое просторное четырехэтажное здание. Теперь фабрика помещалась на набережной Большой Невки, в доме № 36. На Итальянской улице был оставлен лишь магазин фирмы.
Беккеровская фабрика отличалась от других фортепианных предприятий тем, что в ее стенах производились абсолютно все детали будущих инструментов. В нижнем этаже помещалась слесарная мастерская, кузница, машинное отделение с паровой машиной в 25 лошадиных сил. Во 2-м и 3-м этажах делали корпуса и мелкие деревянные детали, собирали готовые инструменты. Весь верхний этаж занимал склад древесины различных пород. Из сборочного отдела инструменты перемещались с помощью специальной подъемной машины в большой зал для настройки. Через несколько лет здесь оборудовали собственные чугунные и медно-литейные мастерские, построили новые помещения для склада и сушильни леса. Серьезное производство.
Вскоре магазин фирмы был переведен на угол Невского проспекта и Казанской площади, в его огромных залах постоянно было выставлено до 150 инструментов. К 1889 году на фабрике работало уже около 300 человек, действовало более 100 различных станков и механизмов. Однако летом тоо же года произошло несчастье - большой пожар уничтожил главный фабричный корпус, часть машин и много готовых инструментов. Уцелели лишь мастерские, расположенные во флигелях, и склад лесоматериалов. Однако деятельность фабрики продолжалась — в первое время в уцелевших мастерских, а позже в большом здании, арендованном на соседнем участке. К осени удалось установить выписанные из-за границы новые машины и станки, на которых работали опытные рабочие, не покинувшие фабрику. Было трудно - но выдюжили :-)
Хотя после пожара Петерсон вышел из дела, и фирма перешла в полную собственность Битепажа. В начале 1890 года он приобрел новое помещение — дом № 63 по 8-й линии Васильевского острова. Во вновь оборудованном помещении пятиэтажного каменного здания имелось около полусотни станков и машин, три кузнечных горна, один тигельный, вагранка для плавки чугуна, два пресса, шесть различных пил, 170 верстаков, 28 тисков, работали две паровые машины и два паровых котла.
Уже через год после открытия новой фабрики выпуск продукции достиг прежнего уровня. В последние годы XIX столетия производство росло особенно интенсивно. Продолжало улучшаться и качество выпускаемых изделий. Инструменты фирмы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. После Всемирной парижской выставки 1878 года европейские музыкальные газеты ставили в заслугу фабрике внедрение огромного числа усовершенствований, способствовавших дальнейшему развитию фортепианного дела.
В последнее десятилетие века инструменты фирмы «Я. Беккер» неоднократно удостаивались высших наград на международных и всероссийских промышленных выставках: в 1893 году в Чикаго был I получен диплом и медаль, год спустя в Антверпене—главная награда Гран-При, в 1896 году — Государственный герб в Нижнем Новгороде, в 1897 —в Стокгольме золотая медаль и звание «Поставщик двора короля шведского и норвежского», в 1900 году — Гран-при в Париже (здесь Бите-паж был награжден орденом Почетного легиона). Фирма носила звания поставщика всероссийского и австрийского императоров, всех российских великих князей, Русского музыкального общества, Петербургской и Московской консерваторий.
На роялях фирмы играли известные русские и европейские пианисты, давшие очень высокую оценку качеству инструментов Ф. Лист, К. Сен-Санс, К- Шуман, Г. Бюлов, А. и Н. Рубинштейны, М. Балакирев, С. Танеев...
С. Танеев
К- К. Шредер, возглавивший в 1903 году руководство фабрикой, успешно развивал беккеровские традиции. На выставке 1905 года в Милане рояль фирмы «Я. Беккер» получил Гран-при. Новый владелец значительно расширил производство — на территории фабрики вдоль 8-й линии был выстроен каменный двухэтажный фабричный корпус, а два года спустя надстроены все лицевые и надворные здания, в результате чего образовался огромный шестиэтажный производственный корпус с флигелями. В 1912 году К. К- Шредер надстроил и переоборудовал сушильню дерева, расположенную в глубине двора, но в октябре 1913 года здание сушильни было уничтожено пожаром, и его так и не удалось восстановить.
Во время первой мировой войны фабрика продолжала работу, однако производство пришлось сильно сократить. Если в 1913 году на фабрике работало 400 человек, в 1914 — около 300, то в 1915 осталось всего 123 рабочих. В 1916 году из-за топливного кризиса производство пришлось сократить еще больше. На 1 января 1917 года здесь числилось всего 19 рабочих. В 1918 году фабрика роялей «Я. Беккер» была национализирована и приступила к работе в 1924 году под новым названием «Красный Октябрь».
Однако инструменты от Бейкера знают и по сей день.
Приятного времени суток.
Сегодня поговорим об Якобе Бейкере и его известнейшей до сих пор компании.
Знаменитый музыкальный мастер Якоб (Яков Давыдович) Беккер, родился в 1811 году в городе земельного подчинения в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц, однако судьбу свою связал с Россией и Санкт-Петербургом. Именно в нашем городе он в 1841 году основал свою фабрику, которая прославила его имя.
Вначале фабрика представляла собой скромную мастерскую, которая выпускала 20 инструментов в год. Размещалась она на Итальянской улице, в доме № 31. Здесь выпускались преимущественно небольшие рояли, которые по сравнению с существовавшими в то время пианино и прямоугольными роялями пользовались повышенным спросом. Я. Беккер был большим знатоком современного ему фортепианного производства, в конструкцию своих инструментов он смело вводил все технические новшества, благо ему принадлежало несколько патентов.
Например, с помощью его патентов удалось улучшить тон верхнего регистра и это очень понравилось клиентам с тонким музыкальным слухом.
Так петербургский музыкальный издатель и пианист М. И. Бернард писал: «Особо замечательны теперь инструменты Беккера, который своими талантами, старательностью и добросовестностью заслужил всеобщую известность. Его рояли по прочности и красоте работы не уступают эраровским, а силою, полнотою и прелестию звука, бесспорно, превосходят их».
А в начале 50-х годов беккеровские рояли привлекли внимание Ф. В. Булгарина, который поместил в своей газете «Северная пчела» письмо польского пианиста А. Коптского к Я. Беккеру: «Г. Беккер! Не хочу оставить Петербург, не выразив вам письменно того удовольствия, которое я ощущал, играя в четырех последних концертах на вашем превосходном фортепиано. В числе отличных качеств инструментов вашей работы особенно замечательны необыкновенная чистота звуков, удивительная ровность клавиатуры и то высокое достоинство, что инструмент твердо сохраняет аккорд или настройку».
В 1857 г. мастерская Я.Беккера становится фабрикой «J.Becker». Болезнь Я. Беккера заставляет подключиться к делу брата Франца. Его близость ко двору позволила ему в 1867 г. получить для фабрики звания поставщика Высочайшего Двора и Дворов Наследника Цесаревича, Великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Великой княгини Елены Павловны. Тем не менее, отсутствие в мастерской Якоба Беккера сказалось на качестве роялей, которое стало заметно падать. Увы-увы. надо было что-то срочно предпринимать. Поэтому фабрике нашли новых хозяев.
В 1871 году фабрика перешла в руки М. А. Битепажа и П. Л. Петерсона. С этого времени ее деятельность приобретает более крупные масштабы. Новые владельцы в память о былых заслугах сохранили за фирмой старое название. Плюс сам Якуб, если позволяло здоровье, присутствовал на фабрике и помогал с работой. На промышленной выставке в Москве в 1872 году их инструмент был удостоен высшей награды — Почетного диплома и золотой медали. Началась разработка новой модели инструмента — в беккеровскую конструкцию был внесен ряд существенных изменений. И это снова привело клиентов в фирму.
Битепаж и Петерсон не остановились на достигнутом и продолжали совершенствовать свои инструменты. Только за пять лет — с 1872 по 1876 год—они создали 20 различных, очень дорогостоящих моделей, потребовавших от фирмы немало затрат. Владельцы предприятия стремились еще более расширить свое производство. Они увеличили число рабочих до 100 человек и выстроили на Петербургской стороне новое просторное четырехэтажное здание. Теперь фабрика помещалась на набережной Большой Невки, в доме № 36. На Итальянской улице был оставлен лишь магазин фирмы.
Беккеровская фабрика отличалась от других фортепианных предприятий тем, что в ее стенах производились абсолютно все детали будущих инструментов. В нижнем этаже помещалась слесарная мастерская, кузница, машинное отделение с паровой машиной в 25 лошадиных сил. Во 2-м и 3-м этажах делали корпуса и мелкие деревянные детали, собирали готовые инструменты. Весь верхний этаж занимал склад древесины различных пород. Из сборочного отдела инструменты перемещались с помощью специальной подъемной машины в большой зал для настройки. Через несколько лет здесь оборудовали собственные чугунные и медно-литейные мастерские, построили новые помещения для склада и сушильни леса. Серьезное производство.
Вскоре магазин фирмы был переведен на угол Невского проспекта и Казанской площади, в его огромных залах постоянно было выставлено до 150 инструментов. К 1889 году на фабрике работало уже около 300 человек, действовало более 100 различных станков и механизмов. Однако летом тоо же года произошло несчастье - большой пожар уничтожил главный фабричный корпус, часть машин и много готовых инструментов. Уцелели лишь мастерские, расположенные во флигелях, и склад лесоматериалов. Однако деятельность фабрики продолжалась — в первое время в уцелевших мастерских, а позже в большом здании, арендованном на соседнем участке. К осени удалось установить выписанные из-за границы новые машины и станки, на которых работали опытные рабочие, не покинувшие фабрику. Было трудно - но выдюжили :-)
Хотя после пожара Петерсон вышел из дела, и фирма перешла в полную собственность Битепажа. В начале 1890 года он приобрел новое помещение — дом № 63 по 8-й линии Васильевского острова. Во вновь оборудованном помещении пятиэтажного каменного здания имелось около полусотни станков и машин, три кузнечных горна, один тигельный, вагранка для плавки чугуна, два пресса, шесть различных пил, 170 верстаков, 28 тисков, работали две паровые машины и два паровых котла.
Уже через год после открытия новой фабрики выпуск продукции достиг прежнего уровня. В последние годы XIX столетия производство росло особенно интенсивно. Продолжало улучшаться и качество выпускаемых изделий. Инструменты фирмы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. После Всемирной парижской выставки 1878 года европейские музыкальные газеты ставили в заслугу фабрике внедрение огромного числа усовершенствований, способствовавших дальнейшему развитию фортепианного дела.
В последнее десятилетие века инструменты фирмы «Я. Беккер» неоднократно удостаивались высших наград на международных и всероссийских промышленных выставках: в 1893 году в Чикаго был I получен диплом и медаль, год спустя в Антверпене—главная награда Гран-При, в 1896 году — Государственный герб в Нижнем Новгороде, в 1897 —в Стокгольме золотая медаль и звание «Поставщик двора короля шведского и норвежского», в 1900 году — Гран-при в Париже (здесь Бите-паж был награжден орденом Почетного легиона). Фирма носила звания поставщика всероссийского и австрийского императоров, всех российских великих князей, Русского музыкального общества, Петербургской и Московской консерваторий.
На роялях фирмы играли известные русские и европейские пианисты, давшие очень высокую оценку качеству инструментов Ф. Лист, К. Сен-Санс, К- Шуман, Г. Бюлов, А. и Н. Рубинштейны, М. Балакирев, С. Танеев...
С. Танеев
К- К. Шредер, возглавивший в 1903 году руководство фабрикой, успешно развивал беккеровские традиции. На выставке 1905 года в Милане рояль фирмы «Я. Беккер» получил Гран-при. Новый владелец значительно расширил производство — на территории фабрики вдоль 8-й линии был выстроен каменный двухэтажный фабричный корпус, а два года спустя надстроены все лицевые и надворные здания, в результате чего образовался огромный шестиэтажный производственный корпус с флигелями. В 1912 году К. К- Шредер надстроил и переоборудовал сушильню дерева, расположенную в глубине двора, но в октябре 1913 года здание сушильни было уничтожено пожаром, и его так и не удалось восстановить.
Во время первой мировой войны фабрика продолжала работу, однако производство пришлось сильно сократить. Если в 1913 году на фабрике работало 400 человек, в 1914 — около 300, то в 1915 осталось всего 123 рабочих. В 1916 году из-за топливного кризиса производство пришлось сократить еще больше. На 1 января 1917 года здесь числилось всего 19 рабочих. В 1918 году фабрика роялей «Я. Беккер» была национализирована и приступила к работе в 1924 году под новым названием «Красный Октябрь».
Однако инструменты от Бейкера знают и по сей день.
Приятного времени суток.
Материал взят: Тут