Крашеные яйца: жизнь после праздника ( 6 фото )
- 16.04.2023
- 3 607
В России на Пасху яйца красят в разные цвета, потом святят в церкви. А на следующее утро начинают их есть. Но сначала те, кто сидит за столом, берут по яйцу в руку и бьются ими друг об друга. Смысла этого действия сегодня уже никто и не понимает. Но испытывает необъяснимую радость, если его яйцо останется целым.
Между тем, пасхальный обряд с яйцами на Руси не такой и древний. Первые документальные свидетельства о «катании яиц» на Пасху относятся к XIV веку, а «битье» яиц и вовсе упоминается лишь в XVII веке. При этом монастырские наказы XVII века категорически запрещали это. Наша с Ольгой Сюткиной очередная статья для The Moscow Times:
Выводы отсюда следуют, на самом деле, не столь очевидные. Понятно, что яйцо играло символическую роль у наших предков еще в дохристианские времена. И неупоминание этого в русских летописях говорит как раз о том, что языческий характер этого действа сохранялся чуть ли не до XV века. А дальше начала происходить адаптация всего этого обычая в церковный быт. Аналогичная история случилась и с блинами, которые не имели связи с Масленицей и сыропустной неделей до XVI века.
Европейские путешественники отмечали обычай красить яйца в Московии – Сигизмунд фон Герберштейн (посетив Россию в 1526 году), Жак Маржерет (в 1600-1606 годах), Петр Петрей (1608 и 1611 гг) и другие. А уже в XVII столетии, как писал историк Николай Костомаров (1817-1885), «всю страстную неделю повсюду толпились продавцы красных яиц, другие расписывали их золотом. Некоторые яйца были гусиные или куриные, вареные, а иные деревянные. При христосовании считали необходимым дать яйцо, а если христосовались люди неравного достоинства, то яйцо давал высший низшему». Поясним, что «христосование», - это традиционное приветствие на Пасху с возгласом «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» и троекратным поцелуем.
Почтовая открытка начала XX века
Но, как видите, никакого битья яиц друг о друга не предусматривалось. Это, конечно, не означает, что такого битья никогда не происходило. Раз существовали церковные запреты, значит, была и практика, их вызывающая. Другое дело, что она общественно не поощрялась.
Наиболее популярными в дореволюционной России были яйца красного цвета. Красили их луковой шелухой, но шелуха дает буро-коричневый оттенок. А красная краска получалась из кошенили, или червеца, то есть из кармина, получаемого из этого насекомого. Такой краситель давал пурпурный цвет и был дорогим. Желтую краску получали из корня дикорастущих яблонь, цветков бузины, которые варили с яйцами, как и луковую шелуху. Синий цвет давало растение, известное на юге России, как мышиный гиацинт (Muscari armeniacum). При этом заранее сушить его не приходилось, поскольку к Пасхе на юге он уже появлялся. Если вскипятить в его отваре яйца, они станут темно-синими, почти черными. В рассказе Александра Куприна «По-семейному» героиня вспоминает свое детство в деревне и Пасху. Она рассказывает, красили яйца луковой шелухой, тряпочками и отваром «сон-травы» – он давал синий цвет.
Яйца, сваренные в шелухе от гречки, приобретали цвет индиго. Так же красивый синий можно было получить отваром засушенных цветов мальвы. Кора ольхи давала черный цвет. Видимо, необходимый для весны гербарий заготавливали еще летом.
Чтобы облагородить яйца, крашенные луковой шелухой, использовали кусочки ткани (яйцо заворачивали в него) или трафареты из засушенных трав, так делают и сегодня. Мы сами используем корни растения марены красильной (Rubia tinctórum). Ее корешки специально накануне праздника привозят в Москву торговцы из Грузии, где это растение называется «эндро». При окрашивании оно даст богатый бордово-алый оттенок.
Любопытно, что самые подробные картины русской пасхи можно найти у немцев. Именно немецкие (ну, и шире – европейские) путешественники, торговцы и дипломаты оставили записи о живой России далекого прошлого. Когда наши авторы описывали лишь деяния святых, да подвиги князей.
«Записки о московских делах» Герберштейна написаны, когда в Москве еще и книг-то не печатали. Да, что там седая старина! Даже в XIX веке мы видим у немцев изображения русской жизни, гораздо более детальные и фотографически точные, чем у отечественных бытописателей.
Вот перед нами изданная в 1882 году книга рассказов из русского народного быта для детей. Но что это? Яркие красочные иллюстрации к ней – это на самом деле «светописные раскрашенные оригинальные картины Шерера и Энглера в Дрездене».
M.Scherer & H.Engler
Немец Мартин Шерер (Martin Sсherer) еще в 1863 году вместе с швейцарцем Георгием Набгольцем (Georg Nabholz) организовал в Москве совместное предприятие, выкупив известную по тем временам фотостудию Карла Бергнера («Photographie de A. Bergner a Moscou»). Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выставочных каталогов. Как это часто бывает, именно благодаря деятельности иностранцев до нас дошли уникальные страницы нашей истории - снимки вернувшихся из ссылки русских декабристов, знаменитых писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.
M.Scherer & H.Engler
Вскоре, впрочем, Шерер отошел от дел и в 1867 году продал фирму. А сам уехал в Дрезден, где основал фотоцинкографию «M.Scherer & H.Engler». Так вот именно ее работы мы имеем возможность посмотреть сегодня. Как точно немец запечатлел русскую пасху.
Праздник Пасхи помимо общего воодушевления имеет для домохозяек и совершенно прикладной аспект. Куда все эти вареные и крашеные яйца потом девать? Не претендуя на всеобъемлющее решение, мы предлагаем свой рецепт.
Яйца маринованные в свекольном соке
6 яиц
1 крупная свекла
200 мл яблочного уксуса
2 ст. л. сахара
1/2 ч. ложки соли
1 ст. л. зерен горчицы
1/2 ст. л. черного перца горошком
2 ст. л. сушеных итальянских трав
1 красная луковица
1 авокадо
сок 1/4 лимона
5 ст. ложек майонеза
соль и перец по вкусу
зелень для подачи
Свеклу нарезать ломтиками толщиной 0,5 см.
В кастрюлю налить воду, уксус, добавить сахар, соль, горчицу, перец, травы.
Поставить на огонь, довести до закипания, убавить огонь и варить 15 минут на слабом огне. Снять с огня, оставить на 30 минут.
Яйца варить после закипания 8 минут, снять с огня и оставить на 8 минут в воде, в которой яйца варились. Затем воду слить и яйца почистить от скорлупы.
Яйца залить свекольным маринадом, положить нарезанный перышками красный лук. Оставить на 24-48 часов.
Авокадо мелко нарежьте.
Яйца достаньте из маринада, аккуратно разрежьте пополам и достаньте желток.
Желток разомните с авокадо. Посолите, поперчите, добавьте майонез, лимонный сок.
Нафаршируйте половинки яиц.
Украсьте красным луком, веточками укропа.
Между тем, пасхальный обряд с яйцами на Руси не такой и древний. Первые документальные свидетельства о «катании яиц» на Пасху относятся к XIV веку, а «битье» яиц и вовсе упоминается лишь в XVII веке. При этом монастырские наказы XVII века категорически запрещали это. Наша с Ольгой Сюткиной очередная статья для The Moscow Times:
Выводы отсюда следуют, на самом деле, не столь очевидные. Понятно, что яйцо играло символическую роль у наших предков еще в дохристианские времена. И неупоминание этого в русских летописях говорит как раз о том, что языческий характер этого действа сохранялся чуть ли не до XV века. А дальше начала происходить адаптация всего этого обычая в церковный быт. Аналогичная история случилась и с блинами, которые не имели связи с Масленицей и сыропустной неделей до XVI века.
Европейские путешественники отмечали обычай красить яйца в Московии – Сигизмунд фон Герберштейн (посетив Россию в 1526 году), Жак Маржерет (в 1600-1606 годах), Петр Петрей (1608 и 1611 гг) и другие. А уже в XVII столетии, как писал историк Николай Костомаров (1817-1885), «всю страстную неделю повсюду толпились продавцы красных яиц, другие расписывали их золотом. Некоторые яйца были гусиные или куриные, вареные, а иные деревянные. При христосовании считали необходимым дать яйцо, а если христосовались люди неравного достоинства, то яйцо давал высший низшему». Поясним, что «христосование», - это традиционное приветствие на Пасху с возгласом «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» и троекратным поцелуем.
Почтовая открытка начала XX века
Но, как видите, никакого битья яиц друг о друга не предусматривалось. Это, конечно, не означает, что такого битья никогда не происходило. Раз существовали церковные запреты, значит, была и практика, их вызывающая. Другое дело, что она общественно не поощрялась.
Наиболее популярными в дореволюционной России были яйца красного цвета. Красили их луковой шелухой, но шелуха дает буро-коричневый оттенок. А красная краска получалась из кошенили, или червеца, то есть из кармина, получаемого из этого насекомого. Такой краситель давал пурпурный цвет и был дорогим. Желтую краску получали из корня дикорастущих яблонь, цветков бузины, которые варили с яйцами, как и луковую шелуху. Синий цвет давало растение, известное на юге России, как мышиный гиацинт (Muscari armeniacum). При этом заранее сушить его не приходилось, поскольку к Пасхе на юге он уже появлялся. Если вскипятить в его отваре яйца, они станут темно-синими, почти черными. В рассказе Александра Куприна «По-семейному» героиня вспоминает свое детство в деревне и Пасху. Она рассказывает, красили яйца луковой шелухой, тряпочками и отваром «сон-травы» – он давал синий цвет.
Яйца, сваренные в шелухе от гречки, приобретали цвет индиго. Так же красивый синий можно было получить отваром засушенных цветов мальвы. Кора ольхи давала черный цвет. Видимо, необходимый для весны гербарий заготавливали еще летом.
Чтобы облагородить яйца, крашенные луковой шелухой, использовали кусочки ткани (яйцо заворачивали в него) или трафареты из засушенных трав, так делают и сегодня. Мы сами используем корни растения марены красильной (Rubia tinctórum). Ее корешки специально накануне праздника привозят в Москву торговцы из Грузии, где это растение называется «эндро». При окрашивании оно даст богатый бордово-алый оттенок.
Любопытно, что самые подробные картины русской пасхи можно найти у немцев. Именно немецкие (ну, и шире – европейские) путешественники, торговцы и дипломаты оставили записи о живой России далекого прошлого. Когда наши авторы описывали лишь деяния святых, да подвиги князей.
«Записки о московских делах» Герберштейна написаны, когда в Москве еще и книг-то не печатали. Да, что там седая старина! Даже в XIX веке мы видим у немцев изображения русской жизни, гораздо более детальные и фотографически точные, чем у отечественных бытописателей.
Вот перед нами изданная в 1882 году книга рассказов из русского народного быта для детей. Но что это? Яркие красочные иллюстрации к ней – это на самом деле «светописные раскрашенные оригинальные картины Шерера и Энглера в Дрездене».
M.Scherer & H.Engler
Немец Мартин Шерер (Martin Sсherer) еще в 1863 году вместе с швейцарцем Георгием Набгольцем (Georg Nabholz) организовал в Москве совместное предприятие, выкупив известную по тем временам фотостудию Карла Бергнера («Photographie de A. Bergner a Moscou»). Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выставочных каталогов. Как это часто бывает, именно благодаря деятельности иностранцев до нас дошли уникальные страницы нашей истории - снимки вернувшихся из ссылки русских декабристов, знаменитых писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.
M.Scherer & H.Engler
Вскоре, впрочем, Шерер отошел от дел и в 1867 году продал фирму. А сам уехал в Дрезден, где основал фотоцинкографию «M.Scherer & H.Engler». Так вот именно ее работы мы имеем возможность посмотреть сегодня. Как точно немец запечатлел русскую пасху.
Праздник Пасхи помимо общего воодушевления имеет для домохозяек и совершенно прикладной аспект. Куда все эти вареные и крашеные яйца потом девать? Не претендуя на всеобъемлющее решение, мы предлагаем свой рецепт.
Яйца маринованные в свекольном соке
6 яиц
1 крупная свекла
200 мл яблочного уксуса
2 ст. л. сахара
1/2 ч. ложки соли
1 ст. л. зерен горчицы
1/2 ст. л. черного перца горошком
2 ст. л. сушеных итальянских трав
1 красная луковица
1 авокадо
сок 1/4 лимона
5 ст. ложек майонеза
соль и перец по вкусу
зелень для подачи
Свеклу нарезать ломтиками толщиной 0,5 см.
В кастрюлю налить воду, уксус, добавить сахар, соль, горчицу, перец, травы.
Поставить на огонь, довести до закипания, убавить огонь и варить 15 минут на слабом огне. Снять с огня, оставить на 30 минут.
Яйца варить после закипания 8 минут, снять с огня и оставить на 8 минут в воде, в которой яйца варились. Затем воду слить и яйца почистить от скорлупы.
Яйца залить свекольным маринадом, положить нарезанный перышками красный лук. Оставить на 24-48 часов.
Авокадо мелко нарежьте.
Яйца достаньте из маринада, аккуратно разрежьте пополам и достаньте желток.
Желток разомните с авокадо. Посолите, поперчите, добавьте майонез, лимонный сок.
Нафаршируйте половинки яиц.
Украсьте красным луком, веточками укропа.
Материал взят: Тут