Сансара и другие самые раскрученные понятия из мировых религий в кино ( 10 фото )
- 07.04.2023
- 3 587
6 апреля в Okko начал выходить фантастический сериал «Сансара», в котором кредитный менеджер Андрей (Павел Деревянко) попадает в причудливую ловушку времени: каждый новый день возвращает его во вчерашний, и так снова и снова. Выбраться из этой передряги оказывается не так-то просто. К счастью, на пути Андрея появляется Надя (Кристина Асмус), загадочная девушка из снов, которая, так же как и главный герой, с новым утром всё дальше уходит в прошлое. Вспоминаем фильмы, сюжет которых так или иначе связан с проживанием духовного пути человека.
Кадр из сериала «Сансара», реж. Мария Агранович, Сергей Коротаев, 2023
Само понятие «сансара» позаимствовано авторами сериала из индийской философии. Согласно этой концепции, с момента рождения человеческая душа находится в плену сансары — непонимания своего истинного «я», жизни в мире бесконечных иллюзий. Однако со временем душа взрослеет и начинает стремиться к мокше — освобождению от неведения и принятию реального мира, но не может осуществить его из-за кармы (негативных действий в прошлом).
«Сансара» — не единственный сериал, вдохновленный индийской философией. В разное время к понятиям сансары, мокши и кармы прибегали кинематографисты по всему миру, однако видение религиозных учений было у каждого свое.
В буддизме под сансарой понимается мир вечных мучений и несвободы, который неразрывно связан с повторяющимся циклом рождений и смертей.
Кадр из фильма «День сурка», реж. Харольд Рэмис, 1993
Культовая комедия «День сурка» Харольда Рэмиса с Биллом Мюрреем и Энди МакДауэлл в главных ролях разворачивается вокруг метеоролога Фила Коннорса (Мюррей), который попадает во временную петлю, — каждый новый день герой возвращается во 2 февраля, чтобы прожить его заново и, возможно, изменить жизнь к лучшему. В круге бесконечных повторений 2 февраля легко проглядываются идеи махаяны, крупнейшего учения буддизма, согласно которому персонаж Фила Коннорса интерпретируется как, бодхисаттва — человеческая душа, находящаяся в цикле перерождений. Однако, в отличие от классического бодхисаттвы, главный герой «Дня сурка» каждый раз остается в старом теле и даже сохраняет воспоминания о своих прошлых «жизнях». Смерть и рождение Фила Коннорса в фильме Рэмиса скорее метафорические — хотя в ряде сцен он буквально убивает себя с помощью тостера и мчащегося по дороге грузовика. Серый провинциальный городок, в котором застрял герой Мюррея, — олицетворение той самой сансары, мира страданий и несвободы, выбраться из которого можно лишь через просветление (мокшу), изменение уклада старой жизни и обретение новой версии себя.
Согласно теории джайнизма, круг сансары не знает начала, а душа, которая попадает в него, переходит от одной жизни к другой вместе с кармой, наработанной с момента появления в этом цикле.
Кадр из фильма «Я — начало», реж. Майк Кэхилл, 2014
Главный герой мистической мелодрамы Майка Кэхилла «Я — начало» — молекулярный биолог Иэн Грэй (Майкл Питт), исследующий эволюцию глаза, который, как все мы помним, является зеркалом души. В начале фильма герой знакомится с моделью Софи (Астрид Берже-Фрисби), между ними вспыхивает страстный роман, но заканчивается всё печально: девушка погибает во время подъема на лифте. Глубокие эмоциональные переживания помогают Иэну по-новому взглянуть на собственные научные работы. Он понимает, что глаза — это не только ключ к пониманию человеческой души, но и отражение ее многочисленных перерождений в цикле сансары. Вдохновленный открытиями Иэн начинает поиски новой реинкарнации погибшей Софи и даже находит ее — в лице индийской девочки с зелеными глазами — точно такими же, как у его бывшей возлюбленной. По ходу дела выясняется, что девочка, никогда не бывавшая в большом городе, панически боится лифтов. В концепции джайнизма такой необъяснимый страх можно объяснить влиянием кармы, результатом прошлых действий Софи, которая погибла во время трагического несчастного случая в лифте.
В сикхизме перерождение души в человеческом теле происходит только благодаря благочестивым поступкам в прошлой жизни. В противном случае душа может найти приют в теле животного, птицы или даже насекомого.
Кадр из фильма «Собачья жизнь», реж. Лассе Халльстрём, 2017
В драме «Собачья жизнь» Лассе Халльстрёма главный герой — пес по кличке Бейли — получает способность перерождаться после смерти. В каждой новой жизни Бейли чуть больше приближается к пониманию причин человеческих болей и невзгод и всё меньше остается собакой в ее традиционном понимании. Примечательно, что каждый раз Бейли появляется на свет в теле новой собаки, живет в окружении новых хозяев, не забывая о тех, что были до. Согласно теории сикхизма, душа главного героя, по всей видимости, еще не созрела до тела человека. Однако каждая последующая жизнь провоцирует в Бейли духовный рост, приближая его к человеческому воплощению. Примечательно, что в финале фильма пес совершает благочестивый поступок, который помогает ему прийти к истинному смыслу существования, основная суть которого заключается в том, что жить нужно здесь и сейчас, не зависая в прошлом и не беспокоясь о будущем.
В общем смысле слова карма означает «действие» или «деятельность», в более широком — принципы причины и результата, действия и его последствий, деятельности и ее воздаяния, которые присутствуют в жизни человека. По сути, влияние кармы можно сравнить с расхожей фразой «что посеешь, то и пожнешь».
Кадр из фильма «Колдовство», реж. Эндрю Флеминг, 1996
Молодежный хоррор «Колдовство» Эндрю Флеминга рассказывает о четырех старшеклассницах, увлекающихся черной магией. У каждой из девушек есть своя грустная история: новенькая Сара (Робин Танни) потеряла мать в результате ужасной трагедии, лидер компании Нэнси (Файруза Балк) живет в маленьком трейлере вместе с пьющими матерью и отчимом, проявляющими в отношении нее физическое и психологическое насилие. Благодаря чудодейственному ритуалу все девушки обретают сверхъестественную силу, которая позволяет им улучшить жизнь. Но вместо того чтобы творить добро, героини лишают других людей свободной воли и просто мстят обидчикам. Именно в этот момент они и становятся жертвами так называемого закона кармы — используя способности не только во благо, но и во вред, школьницы навлекают на себя магический бумеранг. Проще говоря: силы пробуждают в них худшие стороны личности, которые постепенно приводят новоиспеченных ведьм к краху.
В индуизме позитивные и негативные результаты кармической деятельности в прошлой жизни человека могут влиять на его существование в настоящей. Иногда — самым неожиданным образом.
Кадр из сериала «В лучшем мире», реж. Дин Холлэнд, Бет МакКарти-Миллер, Морган Сэкетт, 2016–2020
Фантастический сериал «В лучшем мире», созданный при участии Майкла Шура и Дрю Годдарда, — идеальный пример того, как негативная карма из прошлого может повлиять на будущее. Главная героиня шоу — менеджер Элеонор Шеллстроп (Кристен Белл) — всю жизнь была не самым хорошим человеком, откровенно грубым, эгоистичным и самовлюбленным. Погибнув в результате несчастного случая, Элеонор попадает в некое пространство, находящееся между раем и адом. По большому счету, Бог дает Элеонор еще один, последний шанс, прежде чем отправить в геенну огненную. Находясь в условном чистилище, девушка проходит проверку на честность, надежность и добродетель. Естественно, стать хорошим человеком получается не сразу, однако по мере развития сюжета Элеонор начинает видеть себя со стороны, учится на прошлых ошибках и даже обретает любовь. Всё это помогает ей избавиться от «кармического долга», накопленного при жизни на Земле, и отправиться в лучший мир с уже куда более чистой совестью.
В тхераваде закон кармы приравнивается к естественному закону природы, согласно которому результат кармы тождественен самой карме. Неблагие, корыстные поступки не могут принести благих результатов, благие, бескорыстные поступки не могут привлечь негативных последствий.
Кадр из сериала «Меня зовут Эрл», реж. Марк Баклэнд, Эял Гордин, Майкл Фреско, 2005–2009
В популярном комедийном сериале «Меня зовут Эрл» с Джейсоном Ли в главной роли показано действие тхеравады на примере жизни конкретного человека. Главный герой шоу — мелкий мошенник Эрл — живет жизнью, полной несчастий и бед. В один прекрасный день он выигрывает сто тысяч долларов в лотерею, но теряет счастливый билет, после того как его сбивает машина. В больнице к герою приходит подобие озарения. Эрл понимает, что все его несчастья связаны с законом кармы, а неприятности его преследуют лишь потому, что он сам не делает ничего хорошего для других людей. В итоге мужчина решает кардинально изменить отношение к миру: он составляет подробный список всех своих плохих поступков и с рьяным энтузиазмом начинает их исправлять. Абсолютно искренний позыв Эрла компенсировать причиненное зло самым парадоксальным образом меняет его жизнь, превращая в совершенно другого человека.
В джайнизме принято считать, что душа, достигшая состояния мокши, полностью освобождается от бесконечного круговорота рождений и смертей. Более того, человек, осознавший мокшу, превращается в будду, что буквально означает «тот, кто достиг конечной цели».
Кадр из фильма «Матрица», реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 1999
В знаменитой «Матрице» главного героя — программиста Томаса Андерсона (Киану Ривз) — можно воспринимать как своего рода новое олицетворение Будды. В первой части трилогии сестер Вачовски традиционная земная жизнь воспринимается как сансара — существование в неведении и иллюзии, проще говоря, симуляции, созданной для людей, отрабатывающих собственную карму. Однако тем, кто достиг определенного уровня просветления, предоставляется шанс увидеть реальный мир, который, впрочем, мало похож на райский оазис. Томас, который впоследствии взял себе имя Нео, знакомится с Морфеусом (Лоренс Фишбёрн) и осознает истинную архитектуру Вселенной, в результате чего становится дживанмуктой,
или «освобожденным при жизни». Впоследствии выясняется, что мокша не только освобождает Нео от ограничений материального существования, но и дает возможность тотального властвования над миром симуляции. Находясь в состоянии дживанмукты, Нео, по сути, начинает контролировать иллюзии силой собственного разума. Таким образом агента Смита в фильме можно рассматривать как триггер, который стремится помешать Нео достичь полного слияния с внутренним Брахманом, или всеобщим Абсолютом.
Важно понимать, что мокша не является посмертной наградой человека. Путь освобождения начинается еще при его земной жизни и достигается путем отказа от ложного эго — аханкары, — а также раскрытия истинной сущности индивида.
Кадр из фильма «Шоу Трумана», реж. Питер Уир, 1998
Действие драмеди Питера Уира «Шоу Трумана» разворачивается вокруг на первый взгляд обычного страхового агента Трумана Бёрбанка (Джим Керри), который живет жизнью типичного американца и даже не подозревает о том, что с момента рождения за ним наблюдают тысячи камер. По большому счету вся жизнь Трумана — симуляция, созданная не его собственным сознанием, как это было в «Матрице», а телевизионными продюсерами. Родной город Трумана — это всего лишь искусно возведенные декорации, а его близкие друзья и родственники — нанятые актеры. С самого младенчества главный герой жил в состоянии «ложного» эго, считал себя не тем, кем являлся на самом деле. Как только Труман начинает понимать, что мир вокруг нереален, он выходит на путь поиска и обретения своего истинного я — личности, с которой только предстоит познакомиться.
В буддизме альтернативой мокши является нирвана — состояние полной свободы и внеличностной полноты бытия. Буддисты сравнивают переход в нирвану с состоянием постепенного угасания огня страсти (лобха), ненависти (двеша), заблуждений (моха). С угасанием огня проходит и состояние страдания, связывающее индивида с его прошлыми жизнями.
Кадр из фильма «Темный город», реж. Алекс Пройас, 1998
В фантастической картине «Темный город» Алекса Пройаса главный герой — Джон Мёрдок (Руфус Сьюэлл) — просыпается в загадочном городе, где нет света и тепла, не имея никакого представления о том, кем является на самом деле. Его пытаются обвинить в убийстве, однако герой убежден, что невиновен. Поиск правды приводит Джона к некому доктору Шреберу (Кифер Сазерленд), который открывает ему страшную тайну. Оказывается, что Джон, как и все остальные жители, находится в плену ложных воспоминаний, ложных представлений о самом себе, которые внедряются инопланетянами, управляющими темным городом. Сложно представить, сколько несуществующих жизней Джон провел в этом месте, однако случайная ошибка помогает ему навсегда избавиться от оков заблуждений и, как ни странно, выйти из беспросветной тьмы. Подобно Нео, осознав иллюзорность окружающей действительности, Джон обретает способность самостоятельно выстраивать жизнь, находясь в тотальной независимости от кармического воздействия прошлого в лице зловредных пришельцев.
Мы привыкли интерпретировать кино с точки зрения собственного жизненного опыта или даже психологии, однако мало кто рассматривает фильмы через призму религиозных концепций — а жаль. Ведь религия и правда имеет прямую связь с современным искусством — будь то полотна Микеланджело Буонаротти, симфонии Бетховена, блокбастеры Кристофера Нолана или последний альбом Ланы Дель Рей. Духовность и творчество — стороны одной медали, без использования которых ни живопись, ни музыка, ни тем более кинематограф просто не могли бы существовать. Индийская религиозная концепция, одна из самых древних, оказывает очень глубокое влияние на человеческое восприятие мира вокруг, однако порой оно настолько тонкое, что даже мы сами не сразу его понимаем.
Текст: Оля Смолина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из сериала «Сансара», реж. Мария Агранович, Сергей Коротаев, 2023
Само понятие «сансара» позаимствовано авторами сериала из индийской философии. Согласно этой концепции, с момента рождения человеческая душа находится в плену сансары — непонимания своего истинного «я», жизни в мире бесконечных иллюзий. Однако со временем душа взрослеет и начинает стремиться к мокше — освобождению от неведения и принятию реального мира, но не может осуществить его из-за кармы (негативных действий в прошлом).
«Сансара» — не единственный сериал, вдохновленный индийской философией. В разное время к понятиям сансары, мокши и кармы прибегали кинематографисты по всему миру, однако видение религиозных учений было у каждого свое.
В буддизме под сансарой понимается мир вечных мучений и несвободы, который неразрывно связан с повторяющимся циклом рождений и смертей.
Кадр из фильма «День сурка», реж. Харольд Рэмис, 1993
Культовая комедия «День сурка» Харольда Рэмиса с Биллом Мюрреем и Энди МакДауэлл в главных ролях разворачивается вокруг метеоролога Фила Коннорса (Мюррей), который попадает во временную петлю, — каждый новый день герой возвращается во 2 февраля, чтобы прожить его заново и, возможно, изменить жизнь к лучшему. В круге бесконечных повторений 2 февраля легко проглядываются идеи махаяны, крупнейшего учения буддизма, согласно которому персонаж Фила Коннорса интерпретируется как, бодхисаттва — человеческая душа, находящаяся в цикле перерождений. Однако, в отличие от классического бодхисаттвы, главный герой «Дня сурка» каждый раз остается в старом теле и даже сохраняет воспоминания о своих прошлых «жизнях». Смерть и рождение Фила Коннорса в фильме Рэмиса скорее метафорические — хотя в ряде сцен он буквально убивает себя с помощью тостера и мчащегося по дороге грузовика. Серый провинциальный городок, в котором застрял герой Мюррея, — олицетворение той самой сансары, мира страданий и несвободы, выбраться из которого можно лишь через просветление (мокшу), изменение уклада старой жизни и обретение новой версии себя.
Согласно теории джайнизма, круг сансары не знает начала, а душа, которая попадает в него, переходит от одной жизни к другой вместе с кармой, наработанной с момента появления в этом цикле.
Кадр из фильма «Я — начало», реж. Майк Кэхилл, 2014
Главный герой мистической мелодрамы Майка Кэхилла «Я — начало» — молекулярный биолог Иэн Грэй (Майкл Питт), исследующий эволюцию глаза, который, как все мы помним, является зеркалом души. В начале фильма герой знакомится с моделью Софи (Астрид Берже-Фрисби), между ними вспыхивает страстный роман, но заканчивается всё печально: девушка погибает во время подъема на лифте. Глубокие эмоциональные переживания помогают Иэну по-новому взглянуть на собственные научные работы. Он понимает, что глаза — это не только ключ к пониманию человеческой души, но и отражение ее многочисленных перерождений в цикле сансары. Вдохновленный открытиями Иэн начинает поиски новой реинкарнации погибшей Софи и даже находит ее — в лице индийской девочки с зелеными глазами — точно такими же, как у его бывшей возлюбленной. По ходу дела выясняется, что девочка, никогда не бывавшая в большом городе, панически боится лифтов. В концепции джайнизма такой необъяснимый страх можно объяснить влиянием кармы, результатом прошлых действий Софи, которая погибла во время трагического несчастного случая в лифте.
В сикхизме перерождение души в человеческом теле происходит только благодаря благочестивым поступкам в прошлой жизни. В противном случае душа может найти приют в теле животного, птицы или даже насекомого.
Кадр из фильма «Собачья жизнь», реж. Лассе Халльстрём, 2017
В драме «Собачья жизнь» Лассе Халльстрёма главный герой — пес по кличке Бейли — получает способность перерождаться после смерти. В каждой новой жизни Бейли чуть больше приближается к пониманию причин человеческих болей и невзгод и всё меньше остается собакой в ее традиционном понимании. Примечательно, что каждый раз Бейли появляется на свет в теле новой собаки, живет в окружении новых хозяев, не забывая о тех, что были до. Согласно теории сикхизма, душа главного героя, по всей видимости, еще не созрела до тела человека. Однако каждая последующая жизнь провоцирует в Бейли духовный рост, приближая его к человеческому воплощению. Примечательно, что в финале фильма пес совершает благочестивый поступок, который помогает ему прийти к истинному смыслу существования, основная суть которого заключается в том, что жить нужно здесь и сейчас, не зависая в прошлом и не беспокоясь о будущем.
В общем смысле слова карма означает «действие» или «деятельность», в более широком — принципы причины и результата, действия и его последствий, деятельности и ее воздаяния, которые присутствуют в жизни человека. По сути, влияние кармы можно сравнить с расхожей фразой «что посеешь, то и пожнешь».
Кадр из фильма «Колдовство», реж. Эндрю Флеминг, 1996
Молодежный хоррор «Колдовство» Эндрю Флеминга рассказывает о четырех старшеклассницах, увлекающихся черной магией. У каждой из девушек есть своя грустная история: новенькая Сара (Робин Танни) потеряла мать в результате ужасной трагедии, лидер компании Нэнси (Файруза Балк) живет в маленьком трейлере вместе с пьющими матерью и отчимом, проявляющими в отношении нее физическое и психологическое насилие. Благодаря чудодейственному ритуалу все девушки обретают сверхъестественную силу, которая позволяет им улучшить жизнь. Но вместо того чтобы творить добро, героини лишают других людей свободной воли и просто мстят обидчикам. Именно в этот момент они и становятся жертвами так называемого закона кармы — используя способности не только во благо, но и во вред, школьницы навлекают на себя магический бумеранг. Проще говоря: силы пробуждают в них худшие стороны личности, которые постепенно приводят новоиспеченных ведьм к краху.
В индуизме позитивные и негативные результаты кармической деятельности в прошлой жизни человека могут влиять на его существование в настоящей. Иногда — самым неожиданным образом.
Кадр из сериала «В лучшем мире», реж. Дин Холлэнд, Бет МакКарти-Миллер, Морган Сэкетт, 2016–2020
Фантастический сериал «В лучшем мире», созданный при участии Майкла Шура и Дрю Годдарда, — идеальный пример того, как негативная карма из прошлого может повлиять на будущее. Главная героиня шоу — менеджер Элеонор Шеллстроп (Кристен Белл) — всю жизнь была не самым хорошим человеком, откровенно грубым, эгоистичным и самовлюбленным. Погибнув в результате несчастного случая, Элеонор попадает в некое пространство, находящееся между раем и адом. По большому счету, Бог дает Элеонор еще один, последний шанс, прежде чем отправить в геенну огненную. Находясь в условном чистилище, девушка проходит проверку на честность, надежность и добродетель. Естественно, стать хорошим человеком получается не сразу, однако по мере развития сюжета Элеонор начинает видеть себя со стороны, учится на прошлых ошибках и даже обретает любовь. Всё это помогает ей избавиться от «кармического долга», накопленного при жизни на Земле, и отправиться в лучший мир с уже куда более чистой совестью.
В тхераваде закон кармы приравнивается к естественному закону природы, согласно которому результат кармы тождественен самой карме. Неблагие, корыстные поступки не могут принести благих результатов, благие, бескорыстные поступки не могут привлечь негативных последствий.
Кадр из сериала «Меня зовут Эрл», реж. Марк Баклэнд, Эял Гордин, Майкл Фреско, 2005–2009
В популярном комедийном сериале «Меня зовут Эрл» с Джейсоном Ли в главной роли показано действие тхеравады на примере жизни конкретного человека. Главный герой шоу — мелкий мошенник Эрл — живет жизнью, полной несчастий и бед. В один прекрасный день он выигрывает сто тысяч долларов в лотерею, но теряет счастливый билет, после того как его сбивает машина. В больнице к герою приходит подобие озарения. Эрл понимает, что все его несчастья связаны с законом кармы, а неприятности его преследуют лишь потому, что он сам не делает ничего хорошего для других людей. В итоге мужчина решает кардинально изменить отношение к миру: он составляет подробный список всех своих плохих поступков и с рьяным энтузиазмом начинает их исправлять. Абсолютно искренний позыв Эрла компенсировать причиненное зло самым парадоксальным образом меняет его жизнь, превращая в совершенно другого человека.
В джайнизме принято считать, что душа, достигшая состояния мокши, полностью освобождается от бесконечного круговорота рождений и смертей. Более того, человек, осознавший мокшу, превращается в будду, что буквально означает «тот, кто достиг конечной цели».
Кадр из фильма «Матрица», реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски, 1999
В знаменитой «Матрице» главного героя — программиста Томаса Андерсона (Киану Ривз) — можно воспринимать как своего рода новое олицетворение Будды. В первой части трилогии сестер Вачовски традиционная земная жизнь воспринимается как сансара — существование в неведении и иллюзии, проще говоря, симуляции, созданной для людей, отрабатывающих собственную карму. Однако тем, кто достиг определенного уровня просветления, предоставляется шанс увидеть реальный мир, который, впрочем, мало похож на райский оазис. Томас, который впоследствии взял себе имя Нео, знакомится с Морфеусом (Лоренс Фишбёрн) и осознает истинную архитектуру Вселенной, в результате чего становится дживанмуктой,
или «освобожденным при жизни». Впоследствии выясняется, что мокша не только освобождает Нео от ограничений материального существования, но и дает возможность тотального властвования над миром симуляции. Находясь в состоянии дживанмукты, Нео, по сути, начинает контролировать иллюзии силой собственного разума. Таким образом агента Смита в фильме можно рассматривать как триггер, который стремится помешать Нео достичь полного слияния с внутренним Брахманом, или всеобщим Абсолютом.
Важно понимать, что мокша не является посмертной наградой человека. Путь освобождения начинается еще при его земной жизни и достигается путем отказа от ложного эго — аханкары, — а также раскрытия истинной сущности индивида.
Кадр из фильма «Шоу Трумана», реж. Питер Уир, 1998
Действие драмеди Питера Уира «Шоу Трумана» разворачивается вокруг на первый взгляд обычного страхового агента Трумана Бёрбанка (Джим Керри), который живет жизнью типичного американца и даже не подозревает о том, что с момента рождения за ним наблюдают тысячи камер. По большому счету вся жизнь Трумана — симуляция, созданная не его собственным сознанием, как это было в «Матрице», а телевизионными продюсерами. Родной город Трумана — это всего лишь искусно возведенные декорации, а его близкие друзья и родственники — нанятые актеры. С самого младенчества главный герой жил в состоянии «ложного» эго, считал себя не тем, кем являлся на самом деле. Как только Труман начинает понимать, что мир вокруг нереален, он выходит на путь поиска и обретения своего истинного я — личности, с которой только предстоит познакомиться.
В буддизме альтернативой мокши является нирвана — состояние полной свободы и внеличностной полноты бытия. Буддисты сравнивают переход в нирвану с состоянием постепенного угасания огня страсти (лобха), ненависти (двеша), заблуждений (моха). С угасанием огня проходит и состояние страдания, связывающее индивида с его прошлыми жизнями.
Кадр из фильма «Темный город», реж. Алекс Пройас, 1998
В фантастической картине «Темный город» Алекса Пройаса главный герой — Джон Мёрдок (Руфус Сьюэлл) — просыпается в загадочном городе, где нет света и тепла, не имея никакого представления о том, кем является на самом деле. Его пытаются обвинить в убийстве, однако герой убежден, что невиновен. Поиск правды приводит Джона к некому доктору Шреберу (Кифер Сазерленд), который открывает ему страшную тайну. Оказывается, что Джон, как и все остальные жители, находится в плену ложных воспоминаний, ложных представлений о самом себе, которые внедряются инопланетянами, управляющими темным городом. Сложно представить, сколько несуществующих жизней Джон провел в этом месте, однако случайная ошибка помогает ему навсегда избавиться от оков заблуждений и, как ни странно, выйти из беспросветной тьмы. Подобно Нео, осознав иллюзорность окружающей действительности, Джон обретает способность самостоятельно выстраивать жизнь, находясь в тотальной независимости от кармического воздействия прошлого в лице зловредных пришельцев.
Мы привыкли интерпретировать кино с точки зрения собственного жизненного опыта или даже психологии, однако мало кто рассматривает фильмы через призму религиозных концепций — а жаль. Ведь религия и правда имеет прямую связь с современным искусством — будь то полотна Микеланджело Буонаротти, симфонии Бетховена, блокбастеры Кристофера Нолана или последний альбом Ланы Дель Рей. Духовность и творчество — стороны одной медали, без использования которых ни живопись, ни музыка, ни тем более кинематограф просто не могли бы существовать. Индийская религиозная концепция, одна из самых древних, оказывает очень глубокое влияние на человеческое восприятие мира вокруг, однако порой оно настолько тонкое, что даже мы сами не сразу его понимаем.
Текст: Оля Смолина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Материал взят: Тут