Лондонский обком уполномочен заявить: Каким получился мини-сериал «Шпион среди друзей» ( 7 фото )
- 22.03.2023
- 3 148
На MGM+ вышел мини-сериал «Шпион среди друзей» с Дэмиэном Льюисом и Гаем Пирсом в главных ролях. В центре сюжета двойной агент, который на протяжении 30 лет работал в MИ-6 и был советским шпионом. Объясняем, почему сегодня сериал выглядит актуально.
Кадр из сериала «Шпион среди друзей», реж. Ник Мерфи, 2022
В то время как в России в память о двойном британско-советском агенте и коммунисте Киме Филби называют площадь в Москве, у него на родине выходит политический триллер, где шпионские страсти уступают место трагедии маленького человека, который хотел сделать что-то великое. И тема холодной войны, оставшейся как воспоминание о прошлом, в текущих реалиях оказывается крайне востребованной.
Большинство из тех, кому меньше 40, скорее всего, слышат имя Кима Филби впервые, но во время позднего СССР о нем знали все. Еще бы, в то время, когда на Запад уезжали наши звезды вроде Нуриева и Барышникова, Довлатова или Крамарова, в страну Ленина по идеологическим соображением переезжает гордость британской нации, выпускник Кембриджа, корреспондент газеты Times и агент спецслужбы МИ-6 (на нее, кстати, работает герой книг Яна Флеминга, легендарный Джеймс Бонд).
Филби не меньший джентльмен, чем мистер Бонд, но не на его успехах в спасении мира или соблазнении женщин решили сделать акцент создатели сериала. Их ключевая задача — показать, что шпионы тоже люди. И ничто человеческое им не чуждо. Впрочем, подобное мы уже могли видеть в фильме Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон», где британские агенты в исполнении Гари Олдмана и Колина Фёрта переживали экзистенциальный кризис и трудности в личной жизни.
Основой для сценария сериала «Шпион среди друзей» стала одноименная книга Бена Макинтайра, который специализируется на документальной литературе о шпионах, разведчиках и военных преступлениях, а шоураннером проекта выступил Александр Кэри (один из авторов сериала «Родина»). Но если в книге Филби, разумеется, является главным героем повествования, то в шестисерийном байопике акценты расставлены совсем по-другому.
Конечно, о вербовке Кима (его роль исполнил Гай Пирс, он же Леонард Шелби из «Мементо» Кристофера Нолана), работе на советскую власть и бегстве в СССР на борту сухогруза «Долматов» из Ливана здесь расскажут во всех подробностях, но лидирующую роль в сериале займет его лучший друг и «правильный» британский шпион Николас Эллиотт (Дэмиэн Льюис, он же Николас Броуди из «Родины»), который будет доказывать властям, что ничего о предательстве напарника не знал. Или знал, но молчал? Или догадывался, но постарался отмести все подозрения?
Интересный факт: в сериале «Родина» на месте двойного агента был сам Льюис — он играл сержанта морской пехоты, который был в плену у террористов из «Аль-Каиды» восемь лет и перешел на сторону врага. А в «Шпионе среди друзей» сам создатель Джеймса Бонда появится в первых сериях и даже будет советоваться с главными героями о том, как лучше повернуть сюжет в его новой книге и как бы они поступили на месте агента 007.
Именно со сцены допроса Николаса и начинается первая серия, когда коллеги из конкурирующей организации МИ-5 пытаются выведать у него, кто такой этот Ким Филби и единственный ли он предатель в их рядах. По жанру «Шпиона среди друзей» можно отнести к герметичной психологической драме, которая разворачивается в красивых кабинетах с деревянной меблировкой, а весь экшен происходит во флешбэках, которые могут унести нас как на 20 лет, так и на один день назад.
Провостоянию МИ-5 и МИ-6 посвящена значительная часть экранного времени, и это неспроста. Между разведывательными группами действительно была концептуальная разница: если в «пятерку» в основном шли люди попроще (бывшие полицейские и военные, часто из регионов Британии), то «шестерка» была прибежищем для выпускников элитных колледжей, заслуженных юристов, известных журналистов и даже представителей аристократии. Обе организации смотрели друг на друга с презрением, и, если бы не их межвидовая борьба, то шанс выйти на двойного агента Филби предоставился бы намного раньше. Но история не знает сослагательного наклонения.
Отдельной похвалы заслуживает актриса Анна Максвелл Мартин, сыгравшая Лили Томас — единственного вымышленного персонажа во вселенной сериала, сотрудницу МИ-5, которая ведет основное расследование. Умная, проницательная, спокойная, прогрессивная идеалистка с мужем африканского происхождения и совершенно усредненной внешностью добивается успеха в мире мужчин, создавших, по сути, элитарный клуб джентльменов, которые в свободное от покера, сигарет и алкоголя время вершат шпионские дела на благо короны (и не только). Она помогает зрителям понять, что «хороший шпион» — это оксюморон, нелепица вроде «мокрого огня» или «доброго людоеда». И если даже ты не предал свою страну, это не значит, что тебя не будет ждать расплата от своих же коллег, друзей, любимых.
Без «развесистой клюквы» обойтись в британском сериале не могли, но Бухарест — это и правда максимально правдоподобная замена Москвы, которую могли позволить себе создатели. Впрочем, в этом же городе они сняли и Бейрут, что ничего, кроме нервных смешков, вызвать не может. Поезд, который везет двойного агента в столицу СССР, выглядит так, будто Великая Отечественная война еще не закончилась. Мужчины все сплошь в ватниках, дамы любого возраста в серых платках (на дворе 1963 год, и даже в Союзе уже спокойно носят мини-юбки), а девочки играют в тряпичные куклы (промышленность в стране пока не научилась делать пластмассу, видимо). Хочется улыбаться и оттого, что в дорогих ресторанах у нас, по мнению создателей, играют на балалайке — спасибо, что без драк с медведями обошлись.
В такой вот забавной Москве после побега селится Ким Филби (напоминаем, что и сериал, и книга максимально точно соответствуют реальным обстоятельствам его жизни), ему выдают бывшую генеральскую квартиру в центре с окнами на все четыре стороны, находят послушную и молчаливую жену и на замену любимому виски дают водку. Этот горячительный напиток на четверть века (до самой смерти шпиона в 1988 году) станет его главным другом и союзником, который поможет скрывать боль и разочарование.
Почему же впал в депрессию Филби? Оказалось, что коммунизм как идея и коммунизм как стиль жизни — две большие разницы, но британский шпион этого, к сожалению, не знал. Ким, полагавший, что в СССР его встретят как национального героя со всеми почестями, столкнулся с суровой реальностью. Справедливости ради, думать так Ким мог — во время Второй мировой войны поделился с советскими разведчиками планами Третьего рейха по битве на Курской дуге и позволил изменить ход битвы. Но всё, что ему могла дать советская власть, — это почетная пенсия, хороший продуктовый набор и редкие консультации по международным вопросам.
Самыми трогательными сценами, которые и сняты как-то по-особенному тепло, можно назвать диалоги двух лучших друзей — Кима и Николаса. В них они уносятся в воспоминания о юности, знакомствах с девушками, надеждах и мечтах, открытиях и признаниях. Кажется, они не обсудили лишь одну тему: как увидеть в близком человеке предателя и можно ли сохранить дружбу с тем, кого все считают изменником родины, а ты видишь в нем единомышленника и практически родственника?
Сериал лишен лоска и героического пафоса, он снят как оборотная сторона жизни условного Джеймса Бонда и его окружения в намеренно темных и приглушенных цветах. Как и любят британцы, основное действие занимают диалоги, а не события или какой-то экшен. Но режиссеру Нику Мёрфи благодаря флешбэкам и параллельному монтажу удается сохранить интерес к происходящему на экране, строить параллели с современностью и так подбирать актеров даже на второстепенные роли, что в какой-то момент забываешь, что это не документальная съемка, а лишь имитация реальной жизни.
«Шпион среди друзей» — история о кризисе героев и антигероев, а также полном непонимании, кто же в мире разведчиков действительно хороший и плохой. И правда ли, что шансы получить нервный срыв или психологическую болезнь прямо пропорциональны количеству секретов и тайн, которые ты вынужден хранить? На эти темы интересно рассуждали «Хранители» Зака Снайдера и «Джокер» Тодда Филлипса, но создатели из Великобритании вольно или невольно противопоставляют всем этим комиксным персонажам реальных героев своей истории. При этом восхититься результатами их работы искренне не получается.
В мире кинематографистов есть такая присказка. Если не можешь искренне похвалить картину, а обидеть режиссера не хочется, говори: «Видно, что была проделана большая работа». В случае со «Шпионом среди друзей» лучше и не скажешь: вышло достойно, в меру красиво, талантливо с актерской точки зрения. Но чего-то в этом сериале не хватило. При всей своей игре на полутонах он выглядит стерильно, а драматизм в диалогах чаще всего перекрывает трагедии на экране.
Текст: Максим Кобзев
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из сериала «Шпион среди друзей», реж. Ник Мерфи, 2022
В то время как в России в память о двойном британско-советском агенте и коммунисте Киме Филби называют площадь в Москве, у него на родине выходит политический триллер, где шпионские страсти уступают место трагедии маленького человека, который хотел сделать что-то великое. И тема холодной войны, оставшейся как воспоминание о прошлом, в текущих реалиях оказывается крайне востребованной.
Большинство из тех, кому меньше 40, скорее всего, слышат имя Кима Филби впервые, но во время позднего СССР о нем знали все. Еще бы, в то время, когда на Запад уезжали наши звезды вроде Нуриева и Барышникова, Довлатова или Крамарова, в страну Ленина по идеологическим соображением переезжает гордость британской нации, выпускник Кембриджа, корреспондент газеты Times и агент спецслужбы МИ-6 (на нее, кстати, работает герой книг Яна Флеминга, легендарный Джеймс Бонд).
Филби не меньший джентльмен, чем мистер Бонд, но не на его успехах в спасении мира или соблазнении женщин решили сделать акцент создатели сериала. Их ключевая задача — показать, что шпионы тоже люди. И ничто человеческое им не чуждо. Впрочем, подобное мы уже могли видеть в фильме Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон», где британские агенты в исполнении Гари Олдмана и Колина Фёрта переживали экзистенциальный кризис и трудности в личной жизни.
Основой для сценария сериала «Шпион среди друзей» стала одноименная книга Бена Макинтайра, который специализируется на документальной литературе о шпионах, разведчиках и военных преступлениях, а шоураннером проекта выступил Александр Кэри (один из авторов сериала «Родина»). Но если в книге Филби, разумеется, является главным героем повествования, то в шестисерийном байопике акценты расставлены совсем по-другому.
Конечно, о вербовке Кима (его роль исполнил Гай Пирс, он же Леонард Шелби из «Мементо» Кристофера Нолана), работе на советскую власть и бегстве в СССР на борту сухогруза «Долматов» из Ливана здесь расскажут во всех подробностях, но лидирующую роль в сериале займет его лучший друг и «правильный» британский шпион Николас Эллиотт (Дэмиэн Льюис, он же Николас Броуди из «Родины»), который будет доказывать властям, что ничего о предательстве напарника не знал. Или знал, но молчал? Или догадывался, но постарался отмести все подозрения?
Интересный факт: в сериале «Родина» на месте двойного агента был сам Льюис — он играл сержанта морской пехоты, который был в плену у террористов из «Аль-Каиды» восемь лет и перешел на сторону врага. А в «Шпионе среди друзей» сам создатель Джеймса Бонда появится в первых сериях и даже будет советоваться с главными героями о том, как лучше повернуть сюжет в его новой книге и как бы они поступили на месте агента 007.
Именно со сцены допроса Николаса и начинается первая серия, когда коллеги из конкурирующей организации МИ-5 пытаются выведать у него, кто такой этот Ким Филби и единственный ли он предатель в их рядах. По жанру «Шпиона среди друзей» можно отнести к герметичной психологической драме, которая разворачивается в красивых кабинетах с деревянной меблировкой, а весь экшен происходит во флешбэках, которые могут унести нас как на 20 лет, так и на один день назад.
Провостоянию МИ-5 и МИ-6 посвящена значительная часть экранного времени, и это неспроста. Между разведывательными группами действительно была концептуальная разница: если в «пятерку» в основном шли люди попроще (бывшие полицейские и военные, часто из регионов Британии), то «шестерка» была прибежищем для выпускников элитных колледжей, заслуженных юристов, известных журналистов и даже представителей аристократии. Обе организации смотрели друг на друга с презрением, и, если бы не их межвидовая борьба, то шанс выйти на двойного агента Филби предоставился бы намного раньше. Но история не знает сослагательного наклонения.
Отдельной похвалы заслуживает актриса Анна Максвелл Мартин, сыгравшая Лили Томас — единственного вымышленного персонажа во вселенной сериала, сотрудницу МИ-5, которая ведет основное расследование. Умная, проницательная, спокойная, прогрессивная идеалистка с мужем африканского происхождения и совершенно усредненной внешностью добивается успеха в мире мужчин, создавших, по сути, элитарный клуб джентльменов, которые в свободное от покера, сигарет и алкоголя время вершат шпионские дела на благо короны (и не только). Она помогает зрителям понять, что «хороший шпион» — это оксюморон, нелепица вроде «мокрого огня» или «доброго людоеда». И если даже ты не предал свою страну, это не значит, что тебя не будет ждать расплата от своих же коллег, друзей, любимых.
Без «развесистой клюквы» обойтись в британском сериале не могли, но Бухарест — это и правда максимально правдоподобная замена Москвы, которую могли позволить себе создатели. Впрочем, в этом же городе они сняли и Бейрут, что ничего, кроме нервных смешков, вызвать не может. Поезд, который везет двойного агента в столицу СССР, выглядит так, будто Великая Отечественная война еще не закончилась. Мужчины все сплошь в ватниках, дамы любого возраста в серых платках (на дворе 1963 год, и даже в Союзе уже спокойно носят мини-юбки), а девочки играют в тряпичные куклы (промышленность в стране пока не научилась делать пластмассу, видимо). Хочется улыбаться и оттого, что в дорогих ресторанах у нас, по мнению создателей, играют на балалайке — спасибо, что без драк с медведями обошлись.
В такой вот забавной Москве после побега селится Ким Филби (напоминаем, что и сериал, и книга максимально точно соответствуют реальным обстоятельствам его жизни), ему выдают бывшую генеральскую квартиру в центре с окнами на все четыре стороны, находят послушную и молчаливую жену и на замену любимому виски дают водку. Этот горячительный напиток на четверть века (до самой смерти шпиона в 1988 году) станет его главным другом и союзником, который поможет скрывать боль и разочарование.
Почему же впал в депрессию Филби? Оказалось, что коммунизм как идея и коммунизм как стиль жизни — две большие разницы, но британский шпион этого, к сожалению, не знал. Ким, полагавший, что в СССР его встретят как национального героя со всеми почестями, столкнулся с суровой реальностью. Справедливости ради, думать так Ким мог — во время Второй мировой войны поделился с советскими разведчиками планами Третьего рейха по битве на Курской дуге и позволил изменить ход битвы. Но всё, что ему могла дать советская власть, — это почетная пенсия, хороший продуктовый набор и редкие консультации по международным вопросам.
Самыми трогательными сценами, которые и сняты как-то по-особенному тепло, можно назвать диалоги двух лучших друзей — Кима и Николаса. В них они уносятся в воспоминания о юности, знакомствах с девушками, надеждах и мечтах, открытиях и признаниях. Кажется, они не обсудили лишь одну тему: как увидеть в близком человеке предателя и можно ли сохранить дружбу с тем, кого все считают изменником родины, а ты видишь в нем единомышленника и практически родственника?
Сериал лишен лоска и героического пафоса, он снят как оборотная сторона жизни условного Джеймса Бонда и его окружения в намеренно темных и приглушенных цветах. Как и любят британцы, основное действие занимают диалоги, а не события или какой-то экшен. Но режиссеру Нику Мёрфи благодаря флешбэкам и параллельному монтажу удается сохранить интерес к происходящему на экране, строить параллели с современностью и так подбирать актеров даже на второстепенные роли, что в какой-то момент забываешь, что это не документальная съемка, а лишь имитация реальной жизни.
«Шпион среди друзей» — история о кризисе героев и антигероев, а также полном непонимании, кто же в мире разведчиков действительно хороший и плохой. И правда ли, что шансы получить нервный срыв или психологическую болезнь прямо пропорциональны количеству секретов и тайн, которые ты вынужден хранить? На эти темы интересно рассуждали «Хранители» Зака Снайдера и «Джокер» Тодда Филлипса, но создатели из Великобритании вольно или невольно противопоставляют всем этим комиксным персонажам реальных героев своей истории. При этом восхититься результатами их работы искренне не получается.
В мире кинематографистов есть такая присказка. Если не можешь искренне похвалить картину, а обидеть режиссера не хочется, говори: «Видно, что была проделана большая работа». В случае со «Шпионом среди друзей» лучше и не скажешь: вышло достойно, в меру красиво, талантливо с актерской точки зрения. Но чего-то в этом сериале не хватило. При всей своей игре на полутонах он выглядит стерильно, а драматизм в диалогах чаще всего перекрывает трагедии на экране.
Текст: Максим Кобзев
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Материал взят: Тут