Саундтрек «Очень странных дел»: Другая музыка ( 6 фото )
- 21.03.2023
- 1 997
Уже летом, если верить Дэвиду Харбору, должны начаться съемки пятого сезона «Очень странных дел». Один из важных и заметных рецептов успеха хита Netflix — запоминающийся саундтрек родом из 80-х. Песни Синди Лопер и Кейт Буш снова возглавляют мировые чарты. Объясняем, какую роль музыка играет в сериале братьев Даффер.
Кадр из сериала «Очень странные дела», реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви
Еще недавно люди, оформлявшие подписку на Netflix, предпочитали тратить ее на проверенную временем голливудскую классику. Теперь же по размаху бюджета, величине актеров и, главное, качеству авторские шоу стриминга вполне сопоставимы с флагманской продукцией «фабрики грез». Причин тому множество: от выверенной маркетинговой стратегии дистрибьюторов до пандемии коронавируса, обанкротившей кинотеатры, но приковавшей внимание миллионов зрителей к малому экрану.
Однако точкой отсчета в становлении стриминга как «нового Голливуда» можно обозначить 2016 год. Именно тогда состоялась премьера «Очень странных дел» — проекта мечты молодых кинофантастов братьев Даффер. Netflix пошел ва-банк и выделил не самым опытным и именитым авторам огромный бюджет вкупе с полной творческой свободой. Результатом этой продюсерской смелости стал настоящий культурный феномен конца 2010-х и уже 2020-х. Успех первого сезона предвосхитил самые смелые ожидания и во многом определил ту роль, которую стриминги играют в нашей жизни сегодня.
Музыка и, собственно, звук играют в сериале особую роль. Они не просто составляют фон, но выступают активным субъектом повествования и громко заявляют о себе с первых минут первой серии. Саундтрек в «Очень странных делах» — полноценное действующее лицо, рассказчик, можно даже сказать, ключевой персонаж.
Обложка первого диска саундтрека четвертого сезона «Очень странных дел»
У авторов коммерчески ориентированного кино часто возникает соблазн использовать давно доказавшую свою эффективность формулу — завлечь аудиторию парой громких треков из чартов, а всю оставшуюся тишину заполнить безликой стоковой музыкой. К подобной схеме творцов подталкивают сами студии, которые стремятся отбить давно и задорого купленные лицензии на поп-хиты. Но в «Странных делах» дела обстоят иначе. Братья Даффер — заядлые меломаны. Это чувствуется и в разговорах героев о группах, и в мелких художественных деталях, и в песнях, которые звучат непрерывно, — на каждую серию приходится минимум один запоминающийся номер.
Если у большинства 1980-е ассоциируются с диско, Майклом Джексоном и группой ABBA, то для Дафферов это период расцвета альтернативы. Зажигательные ритмы былых лет тут большая редкость, в отличие от мрачных завываний Иэна Кёртиса или разносящихся эхом блюзовых риффов The Cramps. При этом помимо условной классики вроде Joy Division в шоу нередко встречаются песни куда менее очевидных команд, к примеру, британских нью-вейв-рокеров Echo & the Bunnymen. Иконический поп тоже мелькает, но вовсе не для того, чтобы настроить зрителей на ностальгический лад. Песня Africa группы Toto звучит в настолько необычном для нее ключе, что умудряется скорее нагнать жуть, чем вызвать сентиментальную улыбку.
Саундтрек «Очень странных дел» вообще отлично создает атмосферу — сцена с отчаявшимся шерифом Хоппером, сидящим в своей заглушенной полицейской машине под Atmosphere, пробирает до честных мурашек. Однако этим функционал песен в сериале не ограничивается. Они почти всегда имеют символическое значение и глубоко интегрированы в сюжет, образуя вполне самодостаточный нарратив. Так, у каждого сезона есть своя заглавная тема. В первом (и немного втором) это Should I Stay Or Should I Go The Clash, а в четвертом — Running Up That Hill от Кейт Буш, впервые за долгое время попавшая в ротацию. При этом песни не просто повторяются, а каждый раз образуют новый контекст, получают оригинальную интерпретацию.
Например, впервые, Should I Stay Or Should I Go фигурирует в безумно трогательном разговоре братьев Джо и Уилла, где старший показывает младшему «настоящую музыку» и дает несколько наставлений о жизни. Конфликт массовой и протестной культуры — одна из важных и наиболее интересных микротем в «Очень странных делах».
Надо сказать, очевидно, чью сторону в нем занимают авторы. Да, мир сериала далеко не черно-белый, персонажи постоянно меняются, взрослея у зрителя на глазах, но в центре внимания находится всё же группа подростков-аутсайдеров. Они играют в Dungeons & Dragons вместо бейсбола, любят учебу, слушают странную, по мнению сверстников, музыку. Дафферы до безумства любят своих героев и определенно романтизируют весь этот антимейнстрим. Возможно, поэтому саундтрек «Странных дел» и состоит скорее из пластинок неформала Джо Байерса, чем из самых модных новинок хит-парада 1980-х.
Затем пропавший Уилл использует всё ту же песню, чтобы подавать близким сигналы о помощи. Но порой музыка возникает и за кадром, как бы вторя мыслям героев. Джойс принимает решение — бежать из одержимого дома или вернуться, чтобы дать отпор злу, и вновь мы слышим припев клэшевского панк-манифеста: «Мне уйти или остаться? Если я уйду, то не избегу проблем. Но если я останусь, их будет вдвое больше».
Другой пример — Running Up That Hill. Песня возникает в сериале вместе с Макс Мейфилд и является одновременно гимном и музыкальной темой героини. Макс — упорная, смелая, уверенная в себе девочка, поэтому главный сингл в карьере Кейт Буш в каком-то роде олицетворяет ее твердый характер. В финале четвертого сезона она будет использовать песню как талисман, который не раз поможет ей в борьбе со злом. Сама же Буш в одном из редких интервью публично поблагодарила авторов сериала. И вовсе не за то, что подарили ее песне вторую жизнь, но за то, что деликатно обошлись с вложенным в нее смыслом.
Впрочем, «Странные дела» не только мастерски жонглируют хитами прошлого, но и располагают сильнейшим OST вкупе с запоминающимся саунд-дизайном. Весь звук сериала выстроен вокруг аудиоэстетики классических хорроров. Сама тема из заставки с ее мистичным арпеджио вдохновлена Джоном Карпентером и его музыкой к собственному «Хэллоуину» (оммаж творчеству режиссера прослеживается и на визуальном уровне). За оригинальный саундтрек отвечали Кайл Диксон и Майкл Штайн из электронной группы Survive. По слухам, ребята даже ушли со своей основной работы, чтобы с головой погрузиться в проект. Вряд ли они когда-либо жалели об этом решении — альбом Stranger Things, Vol. 1 принес им международную славу и парочку престижных премий.
Треки в большинстве своем записаны на винтажных аналоговых синтезаторах. Это тоже дань уважения классике. В 1980-х электронные гудки условного Prophet-5 ассоциировались у продюсеров с чем-то мрачным и загадочным. Многие ключевые звуки (электричество, выключение света, джампскейры) также были кропотливо «синтезированы» Никсоном и Штайном на олдскульном оборудовании. Именно это создает некую альтернативную реальность мира Stranger Things, делает их аудиодискурс цельным и завершенным.
Но неужели действие шоу не могло бы происходить в наше время, под современный аккомпанемент, звучащий из Bluetooth-колонок и беспроводных наушников? Почему Дафферы всеми силами стремятся погрузить нас именно в атмосферу того десятилетия? Ответить сложно. Может, дело в пресловутом 20-летнем цикле — творцы, выросшие в 1980-х, сейчас находятся на пике своей карьеры. А может, в удачной ставке на ностальгию взрослой аудитории и любопытство молодой. Как бы то ни было, сериал сложно представить себе в другом сеттинге и с другим саундтреком. Дело вовсе не в тоске по прошлому, а в искренней любви режиссеров к революционной культуре своего детства и в особой спилберговской магии, которую они с математической точностью воссоздают уже четыре сезона подряд.
«Очень странные дела» прекрасно показывают, что с тех пор, как кино перестало быть немым, звукоряд стал играть в нем не менее важную роль, чем визуал. Музыка сериала — его визитная карточка, такая же, как яркий неоновый логотип на черном фоне или бритоголовая девочка Элевен. Современные хорроры часто эксплуатируют тишину, наш страх перед ней. «Очень странные дела» же собирают свою жуткую атмосферу по крупицам — из звуков прошлого и настоящего. Прошлое может как манить сладкой ностальгией, так и пугать своими призраками, которых мы порой не видим, но узнаем их голоса.
Текст: Александр Мигаль
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из сериала «Очень странные дела», реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви
Еще недавно люди, оформлявшие подписку на Netflix, предпочитали тратить ее на проверенную временем голливудскую классику. Теперь же по размаху бюджета, величине актеров и, главное, качеству авторские шоу стриминга вполне сопоставимы с флагманской продукцией «фабрики грез». Причин тому множество: от выверенной маркетинговой стратегии дистрибьюторов до пандемии коронавируса, обанкротившей кинотеатры, но приковавшей внимание миллионов зрителей к малому экрану.
Однако точкой отсчета в становлении стриминга как «нового Голливуда» можно обозначить 2016 год. Именно тогда состоялась премьера «Очень странных дел» — проекта мечты молодых кинофантастов братьев Даффер. Netflix пошел ва-банк и выделил не самым опытным и именитым авторам огромный бюджет вкупе с полной творческой свободой. Результатом этой продюсерской смелости стал настоящий культурный феномен конца 2010-х и уже 2020-х. Успех первого сезона предвосхитил самые смелые ожидания и во многом определил ту роль, которую стриминги играют в нашей жизни сегодня.
Музыка и, собственно, звук играют в сериале особую роль. Они не просто составляют фон, но выступают активным субъектом повествования и громко заявляют о себе с первых минут первой серии. Саундтрек в «Очень странных делах» — полноценное действующее лицо, рассказчик, можно даже сказать, ключевой персонаж.
Обложка первого диска саундтрека четвертого сезона «Очень странных дел»
У авторов коммерчески ориентированного кино часто возникает соблазн использовать давно доказавшую свою эффективность формулу — завлечь аудиторию парой громких треков из чартов, а всю оставшуюся тишину заполнить безликой стоковой музыкой. К подобной схеме творцов подталкивают сами студии, которые стремятся отбить давно и задорого купленные лицензии на поп-хиты. Но в «Странных делах» дела обстоят иначе. Братья Даффер — заядлые меломаны. Это чувствуется и в разговорах героев о группах, и в мелких художественных деталях, и в песнях, которые звучат непрерывно, — на каждую серию приходится минимум один запоминающийся номер.
Если у большинства 1980-е ассоциируются с диско, Майклом Джексоном и группой ABBA, то для Дафферов это период расцвета альтернативы. Зажигательные ритмы былых лет тут большая редкость, в отличие от мрачных завываний Иэна Кёртиса или разносящихся эхом блюзовых риффов The Cramps. При этом помимо условной классики вроде Joy Division в шоу нередко встречаются песни куда менее очевидных команд, к примеру, британских нью-вейв-рокеров Echo & the Bunnymen. Иконический поп тоже мелькает, но вовсе не для того, чтобы настроить зрителей на ностальгический лад. Песня Africa группы Toto звучит в настолько необычном для нее ключе, что умудряется скорее нагнать жуть, чем вызвать сентиментальную улыбку.
Саундтрек «Очень странных дел» вообще отлично создает атмосферу — сцена с отчаявшимся шерифом Хоппером, сидящим в своей заглушенной полицейской машине под Atmosphere, пробирает до честных мурашек. Однако этим функционал песен в сериале не ограничивается. Они почти всегда имеют символическое значение и глубоко интегрированы в сюжет, образуя вполне самодостаточный нарратив. Так, у каждого сезона есть своя заглавная тема. В первом (и немного втором) это Should I Stay Or Should I Go The Clash, а в четвертом — Running Up That Hill от Кейт Буш, впервые за долгое время попавшая в ротацию. При этом песни не просто повторяются, а каждый раз образуют новый контекст, получают оригинальную интерпретацию.
Например, впервые, Should I Stay Or Should I Go фигурирует в безумно трогательном разговоре братьев Джо и Уилла, где старший показывает младшему «настоящую музыку» и дает несколько наставлений о жизни. Конфликт массовой и протестной культуры — одна из важных и наиболее интересных микротем в «Очень странных делах».
Надо сказать, очевидно, чью сторону в нем занимают авторы. Да, мир сериала далеко не черно-белый, персонажи постоянно меняются, взрослея у зрителя на глазах, но в центре внимания находится всё же группа подростков-аутсайдеров. Они играют в Dungeons & Dragons вместо бейсбола, любят учебу, слушают странную, по мнению сверстников, музыку. Дафферы до безумства любят своих героев и определенно романтизируют весь этот антимейнстрим. Возможно, поэтому саундтрек «Странных дел» и состоит скорее из пластинок неформала Джо Байерса, чем из самых модных новинок хит-парада 1980-х.
Затем пропавший Уилл использует всё ту же песню, чтобы подавать близким сигналы о помощи. Но порой музыка возникает и за кадром, как бы вторя мыслям героев. Джойс принимает решение — бежать из одержимого дома или вернуться, чтобы дать отпор злу, и вновь мы слышим припев клэшевского панк-манифеста: «Мне уйти или остаться? Если я уйду, то не избегу проблем. Но если я останусь, их будет вдвое больше».
Другой пример — Running Up That Hill. Песня возникает в сериале вместе с Макс Мейфилд и является одновременно гимном и музыкальной темой героини. Макс — упорная, смелая, уверенная в себе девочка, поэтому главный сингл в карьере Кейт Буш в каком-то роде олицетворяет ее твердый характер. В финале четвертого сезона она будет использовать песню как талисман, который не раз поможет ей в борьбе со злом. Сама же Буш в одном из редких интервью публично поблагодарила авторов сериала. И вовсе не за то, что подарили ее песне вторую жизнь, но за то, что деликатно обошлись с вложенным в нее смыслом.
Впрочем, «Странные дела» не только мастерски жонглируют хитами прошлого, но и располагают сильнейшим OST вкупе с запоминающимся саунд-дизайном. Весь звук сериала выстроен вокруг аудиоэстетики классических хорроров. Сама тема из заставки с ее мистичным арпеджио вдохновлена Джоном Карпентером и его музыкой к собственному «Хэллоуину» (оммаж творчеству режиссера прослеживается и на визуальном уровне). За оригинальный саундтрек отвечали Кайл Диксон и Майкл Штайн из электронной группы Survive. По слухам, ребята даже ушли со своей основной работы, чтобы с головой погрузиться в проект. Вряд ли они когда-либо жалели об этом решении — альбом Stranger Things, Vol. 1 принес им международную славу и парочку престижных премий.
Треки в большинстве своем записаны на винтажных аналоговых синтезаторах. Это тоже дань уважения классике. В 1980-х электронные гудки условного Prophet-5 ассоциировались у продюсеров с чем-то мрачным и загадочным. Многие ключевые звуки (электричество, выключение света, джампскейры) также были кропотливо «синтезированы» Никсоном и Штайном на олдскульном оборудовании. Именно это создает некую альтернативную реальность мира Stranger Things, делает их аудиодискурс цельным и завершенным.
Но неужели действие шоу не могло бы происходить в наше время, под современный аккомпанемент, звучащий из Bluetooth-колонок и беспроводных наушников? Почему Дафферы всеми силами стремятся погрузить нас именно в атмосферу того десятилетия? Ответить сложно. Может, дело в пресловутом 20-летнем цикле — творцы, выросшие в 1980-х, сейчас находятся на пике своей карьеры. А может, в удачной ставке на ностальгию взрослой аудитории и любопытство молодой. Как бы то ни было, сериал сложно представить себе в другом сеттинге и с другим саундтреком. Дело вовсе не в тоске по прошлому, а в искренней любви режиссеров к революционной культуре своего детства и в особой спилберговской магии, которую они с математической точностью воссоздают уже четыре сезона подряд.
«Очень странные дела» прекрасно показывают, что с тех пор, как кино перестало быть немым, звукоряд стал играть в нем не менее важную роль, чем визуал. Музыка сериала — его визитная карточка, такая же, как яркий неоновый логотип на черном фоне или бритоголовая девочка Элевен. Современные хорроры часто эксплуатируют тишину, наш страх перед ней. «Очень странные дела» же собирают свою жуткую атмосферу по крупицам — из звуков прошлого и настоящего. Прошлое может как манить сладкой ностальгией, так и пугать своими призраками, которых мы порой не видим, но узнаем их голоса.
Текст: Александр Мигаль
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Материал взят: Тут