Дом-двор: как на Русском Севере строили индивидуальные жилые комплексы ( 20 фото + 1 видео )
- 15.03.2023
- 3 651
Казалось бы, чем меньше дом, тем меньше возникнет проблем с его обогревом в зимнюю пору. Но попадая в деревни Русского Севера, первое, что бросается в глаза – огромные жилые дома, поражающие монументальностью и размерами. Особенно много таких жилищ можно увидеть в Архангельской области у берегов Белого моря, где жили поморы, которые были довольно зажиточными людьми. Но расстраивали они хоромы не от избытка средств, в случае с суровым климатом северных районов строительство индивидуального жилого комплекса (его еще называют дом-двор), вполне оправдано вне зависимости от достатка семьи.
Что такое индивидуальный жилой комплекс
Дом-двор: на Русском Севере предпочитали строить индивидуальные жилые комплексы.
Дома двойняшки или пятистенки.
Деревни на Русском Севере издревле заметно отличались от тех, которые можно было увидеть в других населенных пунктах, особенно от южных регионов. Суровый климат диктовал свои условия (и до сих пор это делает, правда, мода несколько изменилась), которые вынудили северян выработать особенные технологии строительства и оформления подворий. Чаще всего это были огромные по размеру избы, состоящие из двух половинок, вплотную приставленных друг к другу (избы-двойни, тройни, пятистенки и шестистенки — с прирубом, они получались из двойной/тройной длины бревна). При этом любое из строений устанавливалось на высокие или низкие подклети, а если строительство шло вдоль рек, то предусматривались защитные сооружения, чтобы уберечь усадьбу от затоплений.
Большие дома – привычная картина для населенных пунктов Русского Севера.
Зажиточные поморы строили дома в несколько этажей.
Встречались полноценные двухэтажные и трехэтажные постройки, у которых (как и в одноэтажном доме) предусмотрен функциональный чердак, используемый в качестве места для женского рукоделия светелки или горницы с балконом. Но какую бы этажность и форму сруба не выбирали хозяева, он обязательно должен быть основательным и подготовленным к суровой зиме, ведь главным в строительстве жилища всегда ставилось теплосбережение.
Все под одной крышей
В таком доме-дворе жила только одна семья, которая могла состоять из двух поколений.
Строительство индивидуальных жилых комплексов была вынужденная мера.
Стоит сразу же оговориться, что в одном помещении, помимо жилого пространства, находились и хлев с домашними животными, и сени, и мастерские, где зимой работали мужчины, и амбар, кладовые, погреба. А порой и даже двор, чтобы в непогоду не требовалось выходить на улицу лишний раз. Поэтому если несведущему человеку, который впервые увидел подобные строения, кажется, что на таком подворье проживает, если не община, так несколько семей точно. Но это неверное предположение. В домах-дворах всегда обитала одна семья, которая могла состоять из нескольких поколений. Но все же, чаще, выросшие дети строили свои дома, исключение составляли лишь немощные родители или одинокие близкие родственники, которые не могли ни обслуживать дом, ни содержать хозяйство.
Структура дома
Распределение пространства внутри большого дома-комплекса.
В каждом регионе и даже населенном пункте форма и оформление подворий могли отличаться, все зависело от традиций и нагрянувшей моды. Но в любом случае структура построек и зданий, а также распределение внутреннего пространства было стабильным и грамотным.
• Подклеть
На нижнем уровне находились хозяйственные помещения и хлев для скота.
Подклетью называют самый нижний уровень (современное понятие цокольного этажа). Это могло быть высокое строение и низкое. В первом случае здесь обустраивали амбары, хлев для скота, (иногда зимнюю избу для наемных работников). В низких подклетях устраивали погреба и кладовые, где хранились съестные припасы.
• Поветь
Частенько ввоз в повет полностью обшивали деревом.
На первом фактическом этаже также были хозяйственные помещения, только здесь уже предусматривались окна и хранились: сено, промысловый и сельскохозяйственный инвентарь, рабочий/ремесленный инструмент. Обычно повет разгораживали и в свободной части обустраивали кладовую, где хранилась домашняя утварь. Отличительной чертой повети являлся отдельный вход, точнее сказать, въезд (называли взвоз), представляющий собой настил из тонких крепких бревен, установленный под углом так, чтобы лошадь с повозкой могла подняться до площадки, за которой были распашные ворота. Таким образом доставляли сено или бочки с рыбой, вином и т. д. Ввозную пристройку полностью могли оставить открытой, хотя чаще обшивали деревом и накрывали крышей, поэтому, если увидите на северной стороне дома странную деталь в виде деревянного рукава, соединяющего землю и второй этаж, то можете быть уверены, что в доме имеется поветь.
• Жилая часть дома
Печь была главным атрибутом любого сельского дома/избы.
Где будут располагаться жилые помещения решали сами хозяева, но чаще всего, все определялось размером дома. Если периметр был небольшим (изба увеличивалась ввысь), то они были на третьем уровне. В том случае, когда избы срубали приставным образом (дома-двойняшки и тройняшки), то могли разгородить поветь, при этом между хозяйственной частью и жилой всегда оставался пролет, играющий роль сеней. В остальном же отличий от привычной русской избы не было. Главной героиней любого интерьера всегда была печь, находящаяся в большой комнате (здесь же ели, проводили время и спали)
Интерьер горницы, которая считалась самой нарядной комнатой, где общались и рукодельничали женщины.
Также имелись: горница и повалуша (еще одна горница, в которой летом спала семья), при этом она/они могли располагаться как над жилой зоной, так и рядом, все зависело от структуры дома. Если эти помещения находились на вернем уровне, то, зачастую из них был выход на балкон, а то и два, если это был дом-двойня. Кстати сказать, несмотря на то, что хлев и туалет находились под одной крышей с жилыми помещениями, неприятных запахов в нем не было. Все разделялось и изолировалось так, чтобы в доме воздух был всегда свежим.
Интерьер жилой комнаты зажиточных поморов (Дом Ошевнева, Кижи).
Примечательно: Несмотря на то, что фасады домов-дворов обилием декоративных элементов не отмечались, интерьеры всегда могли радовать глаз простором и чистотой. Добротная массивная мебель служила функциональным украшением и чем выше был достаток семьи, тем изысканней становились предметы. Не обходилось и без модных новинок, и городских пристрастий к белоснежному накрахмаленному постельному белью и скатертям, горок с подушками на кроватях, обилию посуды и кухонной утвари, выставленной на открытых полках или стеллажах, фикусов в кадках, комнатных цветов на подоконниках, мягкой мебели. У особо зажиточных с утонченным вкусом водились даже зеркала, шкафы с дорогой посудой, особые светильники, картины, музыкальные инструменты.
Организация подворья
Зажиточные поморы могли позволить накрыть весь двор крышей, а промысловые помещения построить за пределами усадьбы.
Примеры домов-дворов, выполняющих функции многофункциональных комплексов, только для нужд одной семьи.
Поморская усадьба всегда была обширной и состояла из множества хозяйственных построек, необходимых для ведения сельского хозяйства и промысловых целей. Все зависело от того, чем занималась семья и, какие наделы имела. Если это были рыбаки, то во дворе обязательно было несколько сараев для хранения снастей, промысловых орудий, инвентаря. Также имелись сушильни, коптильни, салотопни и ледники, где перерабатывался и хранился улов. При расположении участка на берегу водоемов, строились также сараи для лодок. Хотя случалось, что зажиточные поморы имели еще и промысловый дом, где находились все вышеперечисленные помещения и изба, в которой мужчины семьи жили в сезон ловли и заготовки.
Подворья поморов-середняков, занимающихся промыслом рыбы и морских животных у себя дома.
Более бедные подворья были намного скромнее и отдельных сараев или амбаров не строили. Сети и рыбу сушили прямо во дворе, шкуры – на солнечном фасаде дома, который не был спрятан под общей крышей. Те, кто занимался выращиванием овощей и зерновых строили сеновалы, сараи для инвентаря и оборудования, амбары и кладовые, которые поднимали на высокие валуны, предохраняющие от затоплений и грызунов. Чаще за пределами усадьбы или подворья имелись и площадки для обмолота и сушки зерновых.
Если посмотреть на дом-двор крестьянина Ошевнева с высоты, то можно убедиться, что он действительно огромный.
Поскольку большая часть этих построек находилась под общей крышей с главным домом, соединяясь с ним переходами, с улицы кажется, что дом имеет просто гигантские размеры. Хотя усадьбы поморов были действительно намного больше, чем у жителей Центральной России, Средней полосы и южных районов. Сказывалось стремление северян спрятать жизненно важные объекты под одной крышей, чтобы во время лютых морозов и в сильные метели иметь доступ ко всем помещениям, особенно если дом-двор выступает в роли главного места, где перерабатывалась и хранилась выращенная/выловленная продукция или охотничья добыча.
Стоит отметить, что имелись объекты, которые преднамеренно выносились за пределы двора, а тем более подворья, накрытого кровлей. Это были бани и мельницы (если таковые имелись), которые строились далеко за пределами подворья. В идеале они находились у водоемов, что могло спасти усадьбу от пожаров и было целесообразно с точки зрения поддержания традиций, после парилки окунуться в ледяную воду. А вот мельницы необязательно были водяными, ветер также неплохо справлялся с измельчением злаковых, но строились он все равно поодаль.
Крыша – главный конструктивный элемент, от которого зависела долговечность дома и всех построек под ней
Схема устройства кровли русской избы в условиях Севера.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что кровля играла чуть ли не главную роль в том, насколько долго простоит дом и все подворье северян, которые прятали хозяйственные постройки под крышу, вплоть до небольших огородов. За многие века поморские мастера, которыми являлись чуть ли не каждый мужчина в доме, выработали особую технологию создания крыши, чтобы она смогла выдержать очень толстый слой снега, льда и порывы ураганных ветров.
Каждый элемент конструкции крыши призван защитить дом от влаги, снега и холода.
Крыльцо в доме было всегда высоким, при этом экстерьер не пестрил декоративными элементами.
В северных районах не использовали ни камыш, ни солому, как делали это в южных областях, здесь дома покрывали крепким деревом – тесом и дранью, надежно закрепленными на каркасе конька и обрешетке. Для гидроизоляции могли использовать еще и бересту, также прикреплялись водосточные желоба, выдолбленные из бревен. При этом все декоративные элементы выполняли больше роль защиты от влаги нежели в качестве украшения, но все же именно они придавали строению аутентичный вид и служили оберегом. Поскольку издревле на Руси ничего не делалось просто так. Расположение дома, главного фасада и окон, каждый узор или резьба имели сакральный смысл, порой, известный только жителям поселения.
Материал взят: Тут