«Больше чем никогда»: Школа смирения в норвежских экстерьерах ( 4 фото )

Это интересно

В российском прокате с сегодняшнего дня франко-норвежская драма Эмили Атеф «Больше чем никогда», мировая премьера которой состоялась на 75-м Каннском фестивале в секции «Особый взгляд». Это последний фильм талантливого французского актера Гаспара Ульеля, трагически погибшего вскоре после окончания съемок. Рассказываем о тонкой драме о принятии смертельной болезни и попытках смириться со страшным диагнозом близких умирающей.


Фиброз легких разделил жизнь Элен (Вики Крипс) на до и после. До — счастливый брак, шумные встречи с друзьями и планы на будущее. После — бесконечные попытки осознать конечность существования и снедающее чувство вины за боль супруга Матьё (Гаспар Ульель). Элен оказалась перед сложным выбором: принять предложение врачей и согласиться на донорские легкие, которые могут не прижиться, или отдаться безумному порыву и убежать в горы, где она сможет провести последние дни, обучаясь смирению.


«Больше чем никогда» — новая работа французско-иранской постановщицы Эмили Атеф, известной приверженностью к рассказам о судьбах женщин. Она работала над эпизодами популярного сериала «Убивая Еву», искала возлюбленного по всей Ирландии с молодой девушкой («Путь Молли»), переживала послеродовую депрессию с Ребеккой («Незнакомец во мне»), искала смерти с Адель («Убей меня»), мечтала о ребенке с Марией («Желанные дети»), принимала сложные решения с Ингой («Королева ночи») и заводила откровенные разговоры с Роми Шнайдер («Три дня с Роми Шнайдер»). Но дольше всего Атеф готовилась к последнему путешествию с Элен. Начиная с 2010 года она работала над сценарием, собирала съемочную команду и искала финансирование, зная, что однажды сможет воплотить задуманное в жизнь.


Но вышло не совсем так, как она планировала. «Больше чем никогда» оказался в центре не вымышленных, а вполне реальных трагических событий. Гаспар Ульель, один из самых известных французских актеров последнего десятилетия, внезапно погиб в январе 2022 года в результате несчастного случая в горах Савойи. Ровно через три недели после  смерти Ульель должен был приехать на финальный смотр — увидеть результат работы, к которой, по словам постановщицы, он относился с особой серьезностью.

Ульель сыграл в фильме мучающегося от неразрешимых задач мужа Элен — Матьё. Он делает всё возможное, чтобы спасти любимую от скорой смерти, но, вооружившись любовью и состраданием, упускает главное — наличие у Элен собственного плана. Она ищет вовсе не спасения, а понимания. В сети девушка обнаруживает блог некоего Мистера (Бьёрн Флоберг), переживающего другую, тоже смертельную болезнь. В отличие от Матьё и их общих друзей, траурно замолкающих при виде Элен, Мистер полон юмора и самоиронии. Он публикует фотографии нежно-голубого неба с подписью «Мое будущее», профессионально снимает интерьеры больницы и удаляет комментарии, где незнакомцы просят его держаться и не унывать. Находящийся за тысячи километров чужой человек кажется Элен ближе собственного мужа, и потому она решается на резкий шаг — в одиночестве отправляется в норвежские горы.


Объятия суровых серых возвышенностей опьяняют Элен. Подъемы без сопровождения выглядят безопасными, ночлег с незнакомцем — отличной идеей, а потеря связи с любимым мужем на несколько дней почти не тревожит путешественницу. Она чувствует, что переезд — выход из зоны комфорта — открыл для нее дверь в неизведанное. Наконец вкусив жизнь, Элен страшится лишь одного: как объяснить Матьё, что она готова к смерти? И можно ли как-то облегчить его страдания?

История, которую рассказывает Атеф, далеко не так трагична, как могло бы показаться на первый взгляд. Ее цель — десакрализировать смерть, что должно стать началом нового пути как для того, кто навсегда покидает мир живых, так и для того, кто вынужден расстаться с умирающим. Центральными мотивами Атеф становятся преобразование самого отношения к смерти и снятие табуированности с тревожной темы. Когда человек сталкивается с неизбежным, его, как правило, окружают заботой, но в то же время на него переносят собственную скорбь, ежечасно напоминая, что конец близок. При умирающем перестают шутить и рассказывать о планах на будущее, словно это может его травмировать, не понимая, что вырезание такого человека из будничных событий и наносит непоправимую травму — делает живого заранее мертвым.

Текст: Яна Телова

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация