Наказание "немирной" Персии - поход 1796 года ( 4 фото )
- 08.02.2023
- 1 961
В статье Как Россия спасала Грузию от Персии, отмечалось, что в 1796 году Россия организовала поход против персидской державы. Эта военная операция, надо сказать, одна из блестящих русских военных кампаний, является настоящим «белым пятном» для граждан России – в школьном курсе о ней даже не упоминают, да в программах вузов эта война, как и тема Кавказских войн России, освещена мало и не полно.
Войско возглавил Валериан Александрович Зубов (1771 — 1804) - брат фаворита Екатерины II. Полководцу было всего 24 года, он быстро возвысился благодаря протекции Н. И. Салтыкова, а затем своего старшего брата Платона Зубова. Около 1774 года Валериан был записан вахмистром в лейб-гвардии Конный полк. В 14 лет его произвели в корнеты. В 1789 году поручика лейб-гвардии Зубова направили в действующую армию под командованием Григория Потёмкина. Но повоевать поручику не удалось – князь практически сразу отправил его в Петербург с известием о взятии Бендер. В столице Зубов за «почётную весть» был обласкан – получил звание полковника, денежные награды, ценные подарки, стал флигель-адъютантом императрицы.
В 1790 году опять направлен на действительную службу и «придворному» полковнику, наконец, выпал шанс показать свою храбрость во время штурма Измаила. Он бился в первом ряду штурмовой колонны под командованием Кутузова. В этот день всё войско Суворова и части под командованием Михаила Илларионовича покрыли себя бессмертной славой. За отвагу Валериан был награждён орденским крестом св. Георгия 4-й степени, чином бригадира и полковника лейб-гвардии. В 1791 году ему был пожалован орден Александра Невского. Затем он участвовал в Польской кампании 1792 года и в 1793 году пожалован званием графа. В 1794 году участвует в усмирении Речи Посполитой, под начальством Суворова. Русский гений военного искусства отмечал энергичность, доблесть и бесстрашие Зубова, уже генерал-майора. Этот молодой генерал стал любимцем армии, его любили и офицеры, и солдаты.
Во время этой кампании он потерял ногу, её оторвало вражеским ядром. Зубов выжил, хоть и долго болел. Императрица осыпала его наградами – орден св. Георгия 3-й степени, орден св. Андрея Первозванного (высшая награда империи), 300 тыс. рублей для уплаты долгов, дворец, ещё 20 тыс. золотом и 13 тыс. ежегодная пенсия.
Зубов с радостью воспринял весть о назначении командующим армией, которую направляли в Персию. Этот поход давал ему возможность прославиться как самостоятельному полководцу на сложном и удалённом театре военных действий. Его произвели в генерал-аншефы, и генерал «золотая нога» (так его назовут на Кавказе и в Персии) составил список военачальников, которых хотел взять с собой - генерал Цицианов, Римский-Корсаков, Беннигсен, атаман Платов, граф Апраксин.
Начало похода
В конце марта 1796 года к крепости Моздок стали стягивать войска, предназначенные для Персидского похода. Отдельный 8 тыс. отряд под командованием командующего Кавказской линией генерала Гудовича готовился отправиться в Тифлис (Тбилиси). В начале апреля прибыл Зубов, он вместе с Гудовичем проработал маршрут экспедиции, меры по её снабжению. В этом плане Зубов проявил талант организатора и хорошего генштабиста. Было согласовано взаимодействие с Каспийской флотилией – она была должна поддерживать армию с моря, высаживать десанты, подвозить из Астрахани боеприпасы, подкрепления.
8 апреля 1796 года поход начался, сапёры и казаки навели понтонный мост через Терек, у станицы Каргалинской. Первым переправился Хопёрский казачий полк, затем Волгский и Донской полковника Машлыкина казачьи полки, они составили авангард экспедиции. Его возглавлял генерал Савельев, ранее отметившийся успешными действиями против горцев Чечни. Затем двинулись части 1-й (два батальона Кубанского егерского корпуса и два батальона Кавказского гренадёрского полка) и 2-й (по одному батальону от Кавказского гренадёрского, Воронежского и Тифлисского пехотных полков) пехотных бригад под командованием генералов С. Булгакова и А. Римского-Корсакова.
Кроме того, в корпусе были 1-я кавалерийская бригада под командованием барона Беннигсена, ею до его приезда успешно командовал Н. Раевский (будущий герой Отечественной войны 1812 года). В неё входили Владимирский и Нижегородский драгунский полки. 2-й кавбригадой – Таганрогский и Астраханский драгунские полки, командовал граф Апраксин. Иррегулярные казачьи соединения были под руководством донского атамана Матвея Платова.
Это были не все войска, постоянно прибывали новые силы – Моздокский казачий полк терцев, Гребенской и Семейный казачьи войска (их численность была примерно равна полку). Первоначально выступивший корпус насчитывал примерно 13 тыс. человек при 21 орудии.
18 апреля Зубов отдал приказ идти на Дербент, это была столица одноимённого ханства, вассала Персии. Дербент был древней крепостью – «железными воротами», которые запирали узкий проход между Каспийским морем и предгорьями Кавказа. Гарнизон вместе с ополчением насчитывал несколько тысяч воинов.
Русский авангард в это время вошёл во владения 18-летнего Шейх Али-хана. В специальном послании ему предложили войти в военный союз с Российской империей, обещая покровительство Петербурга. Воинственный хан даже не ответил. Передовые казачьи разъезды были встречены пальбой, казаки не пошли на штурм, т. к. не имели достаточных сил для этого, стали ждать прихода основных сил.
В это время экспедиционный корпус форсировал реку Сулак – конница вплавь, пехота, снаряжение, обозы на лодках и паромах. С продовольствием проблем не было, местность была дикая – охотничьи команды били кабанов, другую дичь. Местные жители – кумыки, привозили на стоянки рыбу. Владыка южнодагестанских земель прислал своего сына, чтобы приветствовать русские войска - дагестанцы серьёзно относились к персидской угрозе.
Зубов решил блокировать крепость с двух сторон – отряд Булгакова (два драгунских, два казачьих полка, Семейное войско, батальон гренадёр, два батальона егерей) горными тропами обошёл Дербент и блокировал его с юга. С севера к крепости вышли силы Зубова. Казаки перекрыли все тропы и дороги.
Штурм
2 мая крепость была полностью окружена. Казаки и спешенные драгуны завязали перестрелку с вышедшими за стены ханскими воинами, вскоре их загнали за укрепления. Казаки заняли равнину у моря, егеря стали в центре, драгуны на правом фланге, у скал. Основной походный лагерь разбили примерно в 4 верстах от стен.
Особенностью Дербента было наличие вынесенных за линию основных стен мощных башен, в них были свои гарнизоны, которые могли обстреливать, пытающиеся штурмовать саму крепость силы противника. При этом эти башни были в пределах ружейного и пушечного огня со стен крепости, что осложняло их взятие. Ночью попытались взять одну из таких башен. Отряд под командованием полковника Кривцова скрытно подошёл к укреплению, поставили лестницы, начали подниматься. В это время противник поднял тревогу. На головы штурмующих обрушились камни, ружейные залпы. Кривцов получил три ранения, заменившему его майору Верёвкину прострелили обе ноги, вскоре все офицеры были убиты или ранены, т. к. были в первых рядах. Генерал Римский-Корсаков приказал отвести войска.
На следующий день были установлены осадные батареи, кроме того, в 400 саженях от крепости вырыли осадные траншеи (из них в любой миг пехота могла пойти на штурм). Дербентский гарнизон не решился на вылазку. Несколько дней артиллерия вела огонь по стенам Дербента. В это время прибыли посланцы с армянских поселений на реке Самур. Они попросились в подданство России и в знак добрых намерений передали посланцев, которым удалось выбраться из Дербента – их послали за помощью.
8 мая взяли штурмом башню, которую не смогли взять с первой попытки. Затем ещё два дня город обстреливали, проделали брешь в одной из башен. 10 мая на крепостной стене Дербента был выкинут белый флаг, а вслед за тем в русский лагерь прибыл и Шейх Али-хан с повешенной на шее в знак покорности саблей и сопровождающая его свита. Русская армия потеряла 118 человек убитыми и ранеными. Было захвачено 28 пушек, 5 знамён, 11 тыс. единиц огнестрельного и холодного оружия. Победа имела большое значение – в руках империи оказался один из важнейших городов Кавказа, ключ к Закавказью. Захват крепости имел и большое психологическое значение, жители многих областей были впечатлены силой русского оружия и не оказывали сопротивления. Зубова наградили орденом св. Георгия 2-й степени, бриллиантовым пером на шапку и алмазными знаками к ордену св. Андрея Первозванного. Были награждены и все генералы, многие офицеры, нижние чины, отличившиеся при осаде и штурме.
Шейх Али-хан стал почётным пленником, но вскоре сбежал и, объявившись в Горном Дагестане, стал подбивать горцев к войне с русскими. В дальнейшем он наделает хлопот не только Зубову, но и его преемникам на Кавказе.
Вхождение в состав России княжеств Северного Азербайджана
Основное войско осталось на две недели для отдыха и сбора разведданных. Кроме того, за это время были должны подойти подкрепления и суда Каспийской флотилии с боеприпасами, продовольствием. Одновременно несколько отрядов были отправлены в Северный Азербайджан – Южный начинался за рекой Аракс. Они были должны добиться от нескольких небольших княжеств признания верховной власти за Россией. При необходимости эти отряды также должны были сыграть роль авангарда, встретить персидскую армию.
Генерал Рахманов без боя занял Баку, отряд Булгакова без сопротивления подчинил Кубинское ханство. Отряд казаков под командованием Платова шёл к Куре. В это время подошли корабли Каспийской флотилии и доставили груз провианта. Началось движение основных сил.
Казаки Платова вышли на реку Ата-чай, а главные силы к реке Гелгели. В это время пришло сообщение, что Шейх Али-хан собирает войска в горах – Зубов приказал арьергарду Булгакова расположиться в Кубинском ханстве для того, чтобы сберечь тылы. В середине июня Каспийская флотилия под командованием адмирала Федорова (фрегат и три шхуны) двинулась к Баку. На кораблях был десант – семь сотен черноморских казаков (бывшие запорожцы), две роты Кабардинского пехотного полка.
В подданство России попросился бакинский хан, затем правитель Шемахи. Прибыл посол Ширванского ханства. В войсках соблюдалась строгая дисциплина, старались, чтобы местное население никто не обижал. Наличие значительных сумм в серебре позволяло закупать продовольствие у местного населения. Подходили подкрепления, так, пришёл корпусной подвижный магазин (обоз) охраняемый двумя драгунскими полками Л. Беннигсена. Из Тифлиса (от Гудовича) подошёл князь Цицианов, его назначили комендантом Баку. Из России пришли Углицкий пехотный и Острогожский лёгконный полки.
Персидское войско не появлялось, высылаемые на юг казачьи разъезды и местные лазутчики контролировали обстановку.
Бой в Алпанском ущелье. Дербентский Шейх Али-хан при поддержке казикумыкского хана собрал большое войско, по некоторым данным, до 15 тыс. человек (видимо, цифра завышена примерно вдвое) и попытался отсечь русскую армию от России, захватив Кубу. Но горцы не решались вступить в бой с немногочисленным отрядом Булгакова и занялись разорением округи.
Он остановился у селения Алпаны, Булгаков выслал к нему разведывательный отряд под командованием подполковника Бакунина (егерский батальон, сотня казаков и два орудия). Бакунин не стал ждать подхода основных сил и сам решил атаковать врага. Русский отряд попал в засаду, орудия были захвачены сразу, в рукопашном бою погиб Бакунин, большинство офицеров. Остатки батальона егерей и казаков отбивали атаки горцев до прихода подкрепления. Теперь горцы увлеклись и прозевали приход Углицкого пехотного полка под командованием полковника Стоянова с батареей орудий, они скрытно окружили противника. Русская батарея ударила картечью почти в упор, гремели ружейные залпы, дело завершила штыковая атака русской пехоты – до 4 тыс. горцев было убито и ранено. Это был разгром, остатки войска дербентского хана в панике бежали. Отряд Бакунина потерял около 250 человек.
После этого хан казикумыкцев Хамутай явился с повинной, дал заложников и выгнал Шейх Али-хана из своих владений.
Интересно, что в Персии назвали этот бой крупной «победой» над неверными и устроили большой праздник.
Подчинение Гянджинского ханства
После этого Зубов решил покорить Гяндж, наступая в направлении Грузии. Это были владения хана Джавата. От него ждали серьёзного сопротивления – воины ханства участвовали в нападении на Тбилиси в 1795 году и кровавой резне в столице грузин и её окрестностях.
13 декабря к Гянджу подошёл 3 тыс. отряд генерала Римского-Корсакова. Крепость была отлично укреплена, имела двойные стены. Но боя не было. Джават-хан выехал навстречу и попросился в русское подданство (через несколько лет он изменит своей клятве и отряду Цицианова придётся брать крепость с боем).
В это время основные силы подошли к урочищу Джеват и разбили походный лагерь у слияния рек Куры и Аракса. На другом берегу начинались собственно персидские земли. Противник так и не дал о себе знать. Хотя русские командиры понимали, что конное войско может появиться очень быстро. Сторожевая и дозорная служба была усилена, высланы дальние дозоры, опрашивали путников, собирая данные о местности и движении противника. Зубов задумал заложить у слияния рек город – Екатериносерд.
Владыка Персии Ага Мохаммед Шах Каджар так и не решился вступить в бой с русской армией. Он был человеком по-восточному хитроумным, понимал, что русские войска превосходят персов в умении и вооружении. К тому же весьма сложной была внутриполитическая и внешнеполитическая обстановка: мятежи на окраинах, угроза заговора и дворцового переворота, опасность со стороны Турции и Афганистана. Он выжидал удобного момента. И его выбор полностью оправдался.
Итоги операции
- В русское подданство перешло ряд территорий – Дербентское, Бакинское, Кубинское, Карабахское, Шемахинское, Гянджинское княжества. Под русским контролем был Дербент, западный берег Каспия. Местное население в целом относилось к русским хорошо, в отличие от персов, те не вырезали их тысячами и десятками тысяч за малейшее неповиновение.
- Зубов и его генералы действовали умело и решительно. Валериан Зубов вполне мог стать одним из знаменитых русских полководцев, если бы судьбы была к нему более благосклонна.
- Дорога на Южный Азербайджан и Тегеран была открыта. Казаки Платова вели дальнюю разведку. В целом кампания была выигранной. Персы сдавали одну территорию за другой фактически без боя.
- Петербургу оставалось только закрепить результат военной операции и утвердить за Россией территории Азербайджана. К тому же местное население и правители присягнули России почти без принуждения.
- На долгосрочную перспективу открывалась возможность выхода к Индийскому океану.
Неожиданный конец
Смерть Екатерины прервала операцию. В декабре 1796 года Зубов получил приказ остановить операцию, а затем указание вернуть полки в Россию. Павел I начинает внешнюю политику России с «чистого листа», к тому же он не разделял политических взглядов матери и её фаворитов. Войска вернулись организованно, без каких-либо военных столкновений. Зимовать за Кавказкой линией остался только отряд Римского-Корсакова в Гяндже. Но и он в течение 1797 года перебазировался за Кавказскую линию. Де-факто все земли вернулись в состав Персии.
Иранский правитель хотел опять разорить Грузию и наказать предавших его ханов. Он собрал 60 тыс. армию и двинул её весной 1797 года. Была захвачена Шуша, персидское войско вступило в Ширванское ханство, но всю картину изменил случай. Не выдержав жестокости хозяина, его убили два раба. В Персии тут же началась междоусобная война за трон, армия вернулась на родину.
Автор:Самсонов Александр
Материал взят: Тут