«Хищники»: О зверях и людях ( 4 фото )
- 08.02.2023
- 2 476
В российский прокат вышел социальный триллер «Хищники» — не то мудрая притча о животном в человеке, не то фильм-предостережение о том, что некоторые конфликты неизбежно перерастают в бойню. Работа испанца Родриго Сорогойена похожа одновременно на несколько прогремевших хитов 2022 года и ни на что другое. Рассказываем, как автору удалось поднять одну из самых актуальных тем последних лет и не затеряться на фоне других мастеров режиссуры.
Кадр из фильма «Хищники», реж. Родриго Сорогойен
Французская пара — Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис) — воплощает мечту всей жизни и переезжает в испанскую деревушку: супруги хотят стать фермерами, а заодно отремонтировать полуразрушенные старые дома для других новоприбывших соседей. Семья поставила на это дело целое состояние — и всё же спустя два года ее пребывание на лоне природы оказывается под угрозой.
Местные жители начинают травить Антуана за то, что тот отказался продавать участок компании, планирующей поставить на земле ветрогенераторы. А без его согласия денег лишаются все, кто был готов сторговаться с бизнесменами. В дело идут ксенофобские шутки, презрительные взгляды и злобные шепоты за спиной. Но чем неуступчивей ведет себя француз, тем радикальнее становится реакция аборигенов: братья Сан (Луис Саера) и Лорен (Диего Анидо), настроенные агрессивнее всех, атакуют огород героя и его жены.
«Хищники» выходят на экраны встык с другой фестивальной драмой о непонимании и насилии в человеческом обществе — «Банши Инишерина» Мартина МакДоны. Но если живой ирландский классик предпочитает рассуждать о наболевшем через привычную призму едкой иронии и пулеметных театральных диалогов, то испанец Родриго Сорогойен остается верен своему камерному реалистичному подходу.
«Хищники» — намеренно бесхитростное, приземленное кино о простых людях. Единственное, что эстетизируется в фильме за монотонные два часа хронометража, — природа, да и та постоянно страдает от набегов алчных и злых людей. Первый снег, выпавший на землю, созревшие овощи, грязь на дорогах и дуновение утреннего ветра — живописные пасторальные кадры то и дело конфликтуют с душными камерными сценами.
Талант Сорогойена — еще и в умении создать напряжение из буквально двух брошенных фраз. «Хищники» — прежде всего триллер, а уже потом социальная драма: саспенс здесь складывается из статичных кадров деревенского трепа о земле, урожае и старых обидах. Зритель чувствует себя как на минном поле: Антуан и Ольга постоянно в шаге от роковой ошибки — со своенравными испанцами, как бы ни хотелось, надо вести себя сдержанно и покорно.
Конфликт в фильме многогранный и имеет сразу несколько истоков: исторический (испанцы просто ненавидят колонизаторов-французов), социальный (благосостояние главных героев куда выше, чем у их ненавистников) и, наконец, нравственный — ведь Антуан принципиально не соглашается покидать хижину. Предпосылок к маленькой войне между персонажами так много, что ситуация кажется абсолютно безвыходной.
Но Сорогойен — не обличитель человеческих пороков и уж тем более не разважничавшийся морализатор. Автора куда больше интересует механизм прощения и смирения, чем ненависти. Поэтому в третьем акте фильма на первый план выходит Ольга — жена главного героя. Из напряженного триллера о том, что человек человеку волк, «Хищники» превращаются в драму библейских масштабов: зло будет существовать всегда, но чтобы дать ему отпор, нужно самому — пускай и через силу — примерить маску милосердия. Эта простота и духовность приближают кино к классической гуманистической литературе: минимум метафор и многослойных намеков, но много ценных приземленных рассуждений. Пусть фильм Сорогойена считывается, как открытая книга, — житейской мудрости в нем не меньше, а то и больше, чем во многих претенциозных каннских и венецианских лауреатах.
Текст: Влад Шуравин
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из фильма «Хищники», реж. Родриго Сорогойен
Французская пара — Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис) — воплощает мечту всей жизни и переезжает в испанскую деревушку: супруги хотят стать фермерами, а заодно отремонтировать полуразрушенные старые дома для других новоприбывших соседей. Семья поставила на это дело целое состояние — и всё же спустя два года ее пребывание на лоне природы оказывается под угрозой.
Местные жители начинают травить Антуана за то, что тот отказался продавать участок компании, планирующей поставить на земле ветрогенераторы. А без его согласия денег лишаются все, кто был готов сторговаться с бизнесменами. В дело идут ксенофобские шутки, презрительные взгляды и злобные шепоты за спиной. Но чем неуступчивей ведет себя француз, тем радикальнее становится реакция аборигенов: братья Сан (Луис Саера) и Лорен (Диего Анидо), настроенные агрессивнее всех, атакуют огород героя и его жены.
«Хищники» выходят на экраны встык с другой фестивальной драмой о непонимании и насилии в человеческом обществе — «Банши Инишерина» Мартина МакДоны. Но если живой ирландский классик предпочитает рассуждать о наболевшем через привычную призму едкой иронии и пулеметных театральных диалогов, то испанец Родриго Сорогойен остается верен своему камерному реалистичному подходу.
«Хищники» — намеренно бесхитростное, приземленное кино о простых людях. Единственное, что эстетизируется в фильме за монотонные два часа хронометража, — природа, да и та постоянно страдает от набегов алчных и злых людей. Первый снег, выпавший на землю, созревшие овощи, грязь на дорогах и дуновение утреннего ветра — живописные пасторальные кадры то и дело конфликтуют с душными камерными сценами.
Талант Сорогойена — еще и в умении создать напряжение из буквально двух брошенных фраз. «Хищники» — прежде всего триллер, а уже потом социальная драма: саспенс здесь складывается из статичных кадров деревенского трепа о земле, урожае и старых обидах. Зритель чувствует себя как на минном поле: Антуан и Ольга постоянно в шаге от роковой ошибки — со своенравными испанцами, как бы ни хотелось, надо вести себя сдержанно и покорно.
Конфликт в фильме многогранный и имеет сразу несколько истоков: исторический (испанцы просто ненавидят колонизаторов-французов), социальный (благосостояние главных героев куда выше, чем у их ненавистников) и, наконец, нравственный — ведь Антуан принципиально не соглашается покидать хижину. Предпосылок к маленькой войне между персонажами так много, что ситуация кажется абсолютно безвыходной.
Но Сорогойен — не обличитель человеческих пороков и уж тем более не разважничавшийся морализатор. Автора куда больше интересует механизм прощения и смирения, чем ненависти. Поэтому в третьем акте фильма на первый план выходит Ольга — жена главного героя. Из напряженного триллера о том, что человек человеку волк, «Хищники» превращаются в драму библейских масштабов: зло будет существовать всегда, но чтобы дать ему отпор, нужно самому — пускай и через силу — примерить маску милосердия. Эта простота и духовность приближают кино к классической гуманистической литературе: минимум метафор и многослойных намеков, но много ценных приземленных рассуждений. Пусть фильм Сорогойена считывается, как открытая книга, — житейской мудрости в нем не меньше, а то и больше, чем во многих претенциозных каннских и венецианских лауреатах.
Текст: Влад Шуравин
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Материал взят: Тут