Запретить коллекторов или ликвидировать бедность? ( 1 фото )
- 07.02.2023
- 9 306
Внесудебное взыскание долгов предлагают объявить вне закона
Иван Рыбин
В Госдуму поступил законопроект, предусматривающий полное запрещение в РФ работы так называемых коллекторских агентств — частных структур, занимающихся взысканием просроченной задолженности с граждан. Да, не самый позитивный вид деятельности, однако проблема отнюдь не в нём. Почему-то идут попытки борьбы не с причинами негативных явлений, а с их следствиями, причём на самые опасные моменты «слуги народа» закрывают глаза.
«Я считаю, что коллекторство — это уродливое наследие 1990-х. Попытки регулирования этой сферы не дают эффекта, все вводимые правовые ограничения и правила деятельности коллекторов практически не действуют. Ради прибыли коллекторы всё равно регулярно преступают закон: угрожают, запугивают родственников, портят имущество. В связке с микрофинансовыми организациями они действуют как рэкетиры. Это явление должно исчезнуть с лица России», — заявил председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
Именно его фракция разработала законопроект № 290238−8 с очень длинным названием, о чём «жириновцы» тут же поспешили всем рассказать. Причём в пояснительный записке к документу довольно высокопарно заявляется, что закон «не только защитит права и законные интересы граждан, оказавшихся в трудном финансовом положении, но и позволит высвободить большое количество людей, способных заняться производительным трудом». Не хухры-мухры!
Все означенные выше позиции требуют анализа — нужно «отделить мух от котлет». Прежде всего, что касается микрофинансовых организаций (МФО): значительная часть данного рынка является нелегальной, эти самые «чёрные МФО» вообще вне правового поля. Деньги там криминальные, персонажи — аналогично. К легальному коллекторскому бизнесу всё это не имеет никакого отношения, к легальному финансовому — тоже. Увы, на местном (и не только…) уровне подобные структуры имеют властные «крыши». Проблема есть, но она системная. И решать её нужно не менее системно. Криминальная обстановка в РФ, действительно, не улучшается.
Если брать мировую практику, то в США, Евросоюзе и иных странах коллекторы — не более чем юристы, специализирующиеся на судебных процессах по взысканию «плохих» долгов. Они скупают таковые у банков и начинают тяжбы. По сути, это правовые услуги на аутсорсинге, кредитным организациям гораздо выгоднее пользоваться ими, нежели содержать дополнительных юристов. Общение с кредиторами строго регламентировано, по сути, в досудебном порядке коллекторам разрешается лишь выступать своеобразным консультантом должника. То есть можно советовать ему не ухудшать свою кредитную историю, давить на совесть, но не более того. Иначе легко отправиться за решётку. В общем, довольно рисковый бизнес.
Но он существует, так как правоохранительные системы работают. В итоге всё замыкается на госорганы, которые по суду арестовывают счета, транспортные средства и иное имущество. Если всё это, конечно, имеется. Но если имеется — всё найдут, оприходуют, а потом продадут с молотка. Система работает.
В России, как известно, правовая система работает плохо, а госорганы занимаются чем угодно, но не своими прямыми обязанностями. При этом по закону коллекторы ограничены примерно так же, как на Западе. Да, нарушения есть, могут позвонить в неурочное время. Но не более того. «Рэкет», порча собственности и запугивания — это из арсенала бандитов, связанных с «чёрными МФО». Легальные коллекторы занимаются иным.
«Сейчас я работаю в отделе, который специализируется на автокредитах. Вычисляем, куда люди прячут свои транспортные средства, за которые они не расплатились, и инициируем их изъятие. По сути, мы делаем работу сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая для них оказывается почему-то непосильной. Вычисляем маршрут, по которому гражданин регулярно ездит на кредитном авто, берём с собой работника ФССП, тот связывается с патрулём ГИБДД, и машина помещается на штрафстоянку. По решению суда! В общем, работаю по специальности — сыскарём, как и до этого. Отслужил в МВД, есть боевые, вот на пенсию ушёл совсем молодым. Пригласили в это агентство», — рассказывает капитан полиции в запасе Михаил.
Его коллекторская контора действует при крупном банке, по сути, это его часть. Только юрлицо другое. Закон они не нарушают, знают, что закон, по сути, на стороне кредиторов. Социальная сторона вопроса? Случаи, наверное, разные бывают, но в основном те, кого вычисляет капитан-коллектор, сознательно брали автокредит для того, чтобы по нему не платить. Хотя есть и те, кто потерял возможность платить по ссуде, но не готов расстаться с машиной.
Много ли таких? Вроде как не очень, потому, что транспортное средство не так уж сложно изъять. Данных по году пока нет, но на лето 2022-го при совокупном объёме в 1,4 трлн. рублей не платили по автоссудам на общую сумму в 50 млрд. рублей. Да, всего около 3,5%, но это официальная статистика… Причём ближе к концу года наметилась тенденция по ухудшению ситуации.
И не только по автокредитам. Согласно информации коллекторского агентства «Долговой Консультант», по итогам 2022 года объем просроченных банковских кредитов вырос на 16%. Это в целом, то есть в среднем. Где-то больше, где-то меньше.
Понятное дело, по потребительским кредитам он больше всего, ещё на середину прошлого года по ним не платили 3,76 млн. человек или 15,2% от числа заёмщиков. Причём это только те, у кого просрочка — три месяца и более того! Совокупная сумма данных долгов — секрет. Но это триллионы рублей.
Кстати, коллекторы потребкредитами особо не занимаются. То есть занимаются, но «для галочки». Знают, что там с людей чаще всего просто нечего взять. И если появятся деньги, то народ ссуды погасит. Но никак не иначе. Могут разок-другой позвонить, после чего пропадают.
С объективной точки зрения большая часть «плохих» должников не виноваты. Народ у нас в целом очень честный, но есть объективные сложности — падение доходов населения. Многие просто запутались в долгах и уже не могут по ним расплатиться. Собственно, это и есть то, на что напирает ЛДПР. По сути, популизм.
«Власти действуют в интересах крупной буржуазии и пытаются переложить основные тяготы нынешнего кризиса на плечи простых граждан, что абсолютно неприемлемо. Представители левой оппозиции еще в марте 2022 года заявили о том, что преодоление кризиса напрямую связано с необходимостью серьезных инвестиций в отечественное производство, а также с параллельным увеличением доходов российских граждан, что позволит максимально оживить и поддержать нашу экономику в условиях санкций и прекращения многих зарубежных поставок. Тем не менее, до сих пор кремлевские власти не предприняли существенных мер, направленных на рост доходов населения. Картина, к сожалению, прямо противоположная», — негодует координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.
То есть проблема отнюдь не в коллекторах, да и немного их, если уж на то пошло. Нужно просто проводить политику, направленную на рост экономики и доходов населения. Тогда этот вид деятельности отомрёт сам по себе. А уж если ещё заставить приставов заниматься делом, то есть выполнять своим прямые обязанности, то это произойдёт вообще очень быстро.
Несмотря на огромное количество судебных решений, никто ни с кого не взыскивает алименты, не списывает деньги в счёт компенсации различной порчи имущества, и т. д. Это же нужно работать — искать людей, узнавать их зарплаты, связываться с теми, кому они должны…
Кстати, в конце января Госдума в первом же чтении отклонила законопроект о запрете МФО. Хотя как раз их стоило бы ликвидировать, что решило бы проблему «чёрных коллекторов». И не только. Но вместо этой, вполне здравой, инициативы появилась другая — откровенно популистская.
Вот даже интересно, сколько запретов и ограничений вдруг окажется ненужными, когда все граждане России обретут достойный уровень жизни… Знать бы еще, когда.
Материал взят: Тут