Миниатюры и замки Средних веков ( 21 фото )

Это интересно




Замок Сомюр с его южной стороны на странице «Сентябрь» в манускрипте XV века. Фрагмент. «Великолепный часослов герцога Беррийского». 1410 год. Музей Конде

«– Убежит, монсеньор! Убежит!
– сказал он. – Но разве вашему преосвященству не известно,
где находится герцог де Бофор?
– Разумеется, я знаю, что он в Венсенском замке.
– Да, монсеньор, и в его комнате стены
в семь футов толщиной, окна с железными решетками,
и каждая перекладина в руку толщино».
А. Дюма «Двадцать лет спустя»

История и культура. Средние века. Мы уже несколько раз приводили на страницах ВО иллюстрации из средневековых манускриптов и выяснили целый ряд интереснейших фактов.

Во-первых, что художники-миниатюристы, достаточно хорошо изображавшие взрослых людей, их вооружение и доспехи, а также лошадей, очень «своеобразно» и, можно сказать, даже неумело рисовали младенцев.

Во-вторых, опять-таки, во всех подробностях изображая приспособления и орудия для штурма укрепленных замков и крепостей, сами эти замки и крепости они изображали совершенно «неузнаваемыми», видимо, «из головы». То есть для них точное изображение «фактуры» места действия роли не играло, и как источник информации о средневековых замках те же миниатюры мы можем использовать лишь очень опосредованно.

Но… как и всегда, и в любом деле бывают исключения из правил. Есть они и в живописи художников-миниатюристов. Например, в совершенно уникальной рукописи «Великолепный часослов герцога Беррийского» или иначе – «Роскошный часослов герцога Беррийского», относящейся началу XV века. При этом наиболее прославленными иллюстрациями часослова является цикл «Времена года», состоящий из 12 миниатюр с изображением развлечений знатных особ или крестьян за работой на фоне средневековых замков.

Книга была заказана герцогом Жаном Беррийским миниатюристам братьям Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410–1411 годах, и после смерти всех трёх художников и их заказчика в 1416 году осталась незаконченной. Затем она была дополнена в календарной части анонимным мастером в 1440–1450-х годах, и, как считают, художником, который это сделал, был Бартелеми д’Эйк.

Однако работа над манускриптом продолжилась и позднее. В 1485–1486 годах по заказу Карла I Савойского он был доработан художником Жаном Коломбом, только вот часть листов с его авторством остались незавершёнными. В 1856 году часослов купил герцог Омальский, и с тех пор он так и хранится в его замке Шантийи (в настоящее время – Музей Конде). Причем герцог передал его вместе с поместьем и находящимся в нём собранием произведений французскому государству. Правда, по его завещанию, и этот манускрипт, как и другие экспонаты, не должен никогда покидать пределов этого замка.

Ну, а для нас интерес представляют, прежде всего, те его миниатюры, на которых изображены были замки. Причем очевидно, что нарисованы они были очень точно, благодаря чему реставраторы тех из них, что дошли до наших дней, использовали рисунки в качестве образцов для реконструкции, хотя и далеко не всегда.


А вот так целиком и полностью выглядит страница «Сентябрь» в «Часослове». Крестьяне на переднем плане заняты традиционным для французских селян занятием: уборкой винограда. Причем работает на уборке даже беременная женщина. «Великолепный часослов герцога Беррийского», художники: Поль Лимбург и Жан Коломб. 1410 год. Музей Конде

Художники отмечают каждую мелочь. Например, что крестьяне мужчины даже в сентябре работают с голыми ногами, в чулках до колен и… в коротких белых трусах. Интересно, что изображенный на заднем плане замок Самюр сохранился до наших дней, несколько раз очень бережно реставрировался, но былого великолепия все-таки так и не обрел!


Замок Самюр сегодня. Фото – Ministère de la Culture (France)


Вид на тогдашний Лувр. Фрагмент. «Великолепный часослов герцога Беррийского». 1410 год. Музей Конде


«Октябрь». Великолепный часослов герцога Беррийского». Музей Конде

На миниатюре изображено поле напротив замка Лувр (теперь набережная Малаке). На переднем плане происходит сев озимых. Мужчина в чепце справа сеет ну совершенно так же, как сеяли Густлик и Томаш в серии «Военный сев» в «Четырех танкистах и собаке» – ничего, как видите, не изменилось за столетия!

Сороки и вороны клюют только что посеянные семена, возле белого мешка и мешка с дичью. Сзади чучело в виде лучника и натянутые веревки, на которых подвешены перья, призванные отпугивать птиц. Слева крестьянин верхом на лошади тянет борону, на которой лежит камень, позволяющий зубьям глубже проникать в землю.

На заднем плане художник изобразил Луврский дворец. Виден центральный донжон, в котором тогда размещалась королевская казна, восточный фасад справа, обрамленный башней Тайлери и башней Капеллы, а слева – южный фасад с двумя сдвоенными башнями в центре. Все окружено стеной с тремя башнями и двумя сторожками.


«Ноябрь». Выпас свиней в лесу. Пейзаж – вымышленный, вероятно, художник был вдохновлён видами Савойи, то есть теми местами, где он работал. Так что замок, что немного виднеется слева, искать бесполезно. «Великолепный часослов герцога Беррийского». Музей Конде


«Декабрь». Охота. Место – дубовая роща около Венсенского замка – одного из владений герцога Беррийского, и то место, где он появился на свет. «Великолепный часослов герцога Беррийского». Музей Конде

Сначала на месте Венсенского замка около 1150 года был построен охотничий домик для Людовика VII. В XIII столетии это поместье понемногу превратили в замок Филипп Август и Людовик Святой (именно из Венсенского замка Людовик отправился в роковой для него крестовый поход в Тунис).

Во второй половине XIII века в Венсенском замке бракосочетались короли Филипп III и Филипп IV; здесь умерли Людовик X, Филипп V Длинный и Карл IV. В XIV веке при Филиппе VI Венсен существенно расширили и построили в центре башню-донжон высотой 52 метра. В ней располагались королевские покои и библиотека. Затем, уже около 1410 года, при Карле VI, было завершено строительство внешних стен.


Венсенский замок на миниатюре Жана Фуке, ок. 1452–1460 гг. Музей Конде

Позднее замок превратился в королевскую тюрьму, где кого только не содержали. Узниками замка были герцог де Бофор и суперинтендант финансов Николя Фуке, маркиз де Сад, энциклопедисты Дидро и Мирабо. Именно здесь 1804 году был расстрелян и похищенный по приказу Наполеона герцог Энгиенский, а ещё в 1917 году казнена супершпионка Мата Хари, а в 1944 году немцами расстреляны 30 заложников – совершенно мирных граждан.


Вид на донжон замка Венсен сегодня. Впечатляет, не так ли? Фото Пьера Каматероса


«Март». Изображены весенняя пахота, сев, обработка виноградника. Место – замок Лузиньян в Пуату. На перекрёстке дорог стоит верстовой камень – «монжуа». Над замковой башней Пуатвен изображен дракон, но на самом деле это фея Мелюзина, покровительница рода Лузиньянов, охранявшая по легенде этот замок. «Великолепный часослов герцога Беррийского». После 1440 г. Музей Конде

Замок Лузиньянов существовал уже в XI веке. Согласно легенде, первый замок построил водяной дух – фея Мелюзина, ставшая супругой одного из Лузиньянов – Раймондина. Именно её волшебное содействие в постройке замка и сделало его таким мощным и красивым.

Но над Мелюзиной висело проклятие: по субботам она превращалась «в златочешуйчатого крылатого змея», и вот миниатюристы братья Лимбурги, зная эту легенду, в «Великолепном часослове герцога Беррийского» взяли да и изобразили её в таком виде, парящей над крайней правой башней замка. Слева к башне примыкают так называемые Палаты королевы, рядом с ней башня Мелюзины, позади которой вдали возвышается башня Часов. Ну а в XV веке этот замок сделался резиденцией герцога Жана I Великолепного Беррийского.


Фрагмент с драконом…


«Апрель». «Великолепный часослов герцога Беррийского». После 1440 г. Музей Конде

Месяц считался не только порой цветения, но и любви. Вот на миниатюре и показано, как пара молодожёнов обменивается кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Считается, что здесь изображено обручение внучки герцога Беррийского Бонны д’Арманьяк и Шарля Орлеанского. Впрочем, есть и такая точка зрения, что тут происходит помолвка Марии Беррийской с Жаном Клермонским, имевшая место в 1400 году. Место действия – либо замок Дурдан, либо Пьерфон.


Замок Пьерфон. Современный вид. Фото – 2004 Idarvol de Wikipédia


Замок Пьерфон. Реконструкция Виолле-ле-Дюка

Замок Пьерфон (который, кстати, прикупил к своим владениям не безызвестный Портос из «Трех мушкетеров» и их продолжения – «Виконт де Бражелон) сохранился до наших дней. Однако после реставрации Виоле-ле-Дюка, как считают некоторые его критики, этот замок стал даже «более средневековым», нежели был на самом деле!


«Июнь». «Великолепный часослов герцога Беррийского». После 1440 г. Музей Конде

Сенокос. Интересно, что все работают босиком, и мужчины, и женщины. Мужчины, как и положено, косят, женщины собирают скошенное граблями. Место – Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста), вдали виден замок Консьержери и Сент-Шапель. До нас ничего этого в прежнем виде не сохранилось.


«Июль». Стрижка овец на переднем плане, а вдали виднеется замок Пуатье, находившийся при впадении реки Клен в Пуату. Это тоже было владение герцога Беррийского, но сегодня этот замок не существует. «Великолепный часослов герцога Беррийского». После 1440 г. Музей Конде


«Август». «Великолепный часослов герцога Беррийского». Между 1412 и 1416 гг. Музей Конде

На переднем плане знатные дамы и господа из замка отправляются на соколиную охоту. Впереди идет сокольничий с длинной палкой, чтобы бить ею по кустам и вспугивать птиц. Он несет двух птиц на руке и на поясе приманку в виде птицы, к которой прикреплено мясо, чтобы заставить соколов вернуться. Шествие сопровождают собаки, приносить дичь. У других охотников свои птицы, вероятно, это ястребы или кречеты.

На заднем плане представлены сельскохозяйственные работы августа. Один крестьянин косит поле, второй собирает колосья в снопы, а третий грузит их на телегу, запряженную двумя лошадьми. Рядом купальщики купаются в реке – возможно, Джуне – или вытираются, сидя на бережке на солнце.

На заднем плане стоит замок Этамп, который герцог де Берри приобрел в 1400 году после смерти Луи д'Эвре, графа Этампа. За валами мы можем увидеть четырехугольную крепость и башню Гинетт, которая сохранилась до сих пор, хотя и в сильно поврежденном виде.


Осада замка Этамп в 1411 г. Гравюра из книги Леона Маркиза: «Этамп. Город и его окрестности. Памятники и руины. Карты, виды и прогулки. Тридцать нарисованных и подписанных гравюр» Париж, Огюст Обри, 1873


Единственным остатком средневековой крепости сегодня является башня Тур де Гинетт, построенная в 1140 году. Вид у неё даже в разрушенном виде очень внушительный??


Так она выглядит сегодня изнутри. Фото – Ministère de la Culture (France)


Стоящая на возвышенности башня прямо нависает над домами городка Этамп. Фото – Ministère de la Culture (France)

В общем, как мы убедились, существует, по крайней мере, одна иллюстрированная рукопись, которая в деталях воспроизводит внешний облик замков эпохи своего создания. Наверняка есть такие изображения и в некоторых других манускриптах, но только автору данного материала они не попадались…

Автор:Вячеслав Шпаковский

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация