Деревня Утка ( 3 фото )
- 05.11.2022
- 16 717
Я сейчас был в командировке, а по дороге, в поезде, читал дневники Ролана Быкова. Чтение поучительное, хоть и не вдохновляющее. Когда меня начинало особенно сильно тошнить от рассуждений великого артиста, я переключался на "Зубы дракона" Майи Туровской, и становилось легче.
Из интересного, что я вычитал у Быкова, стоит выделить историю с фильмом Бориса Бунеева "Деревня Утка" (1976 год), где Быков играл главную роль. Кое-что непонятное наконец-то прояснилось.
Я этот фильм видел ещё в 1976 году, и он мне тогда не понравился. В середине нулевых я его пересмотрел и мнения своего не изменил. Однако... В мемуарах сценариста Александрова (это тот перец, который сочинил "Сто дней после детства", "Голубой портрет" и "Прилетал марсианин в осеннюю ночь" - а про его "Серафима Полубеса" я ещё буду писать) сценарию к "Деревне Утка" придавалось колоссальное значение. Все остальные творения Александрова были для него как бы сбоку припёка, но "Деревня Утка"!!! Это главное порождение его гения, с коим он носился, как дурень с писаной торбой - и, между прочим, пристраивал в провинициальные театры в качестве пьесы.
Кто-нибудь помнит? Там, значит, девочка приезжает в деревню к бабушке и встречает Шишка, этакого деревенского "карлсона", проказливого и доброго духа, символизирующего "детства чистые глазёнки" на пейзанском приволье. Шишок открывает девочке все тайны здешних мест, а потом она уезжает в город, а Шишок едет за ней и обнаруживает, что в городе он не нужен. Расстроенный, добрый дух возвращается, так сказать, к корням, к родимому гумну, что по-над-тихой-речкою.
Страданиям над ролью Шишка Ролан Быков посвятил десятки страниц, при том, что о намного более серьёзных своих работах писал впроброс и как бы нехотя. Но Шишок! О, это должно было стать ролью его жизни! Мне шишковские терзания были совершенно непонятны до того момента, пока не выяснилась режиссёрская экспликация одного забавного эпизода.
Шишок рассказывает девочке, что раньше, когда шишков было много, они построили чудо-машину из дерева, чтобы летать по всему миру, перемещаться, куда захочется. Но так ни разу машиной и не воспользовались. Шишок решает запустить машину и по ходу разговора хвастается, что чудо-машина сколочена без единого гвоздя. Потом говорит "Нет, подожди... Один гвоздь есть, его в самом начале вбили, но он, по сути, не нужен". Шишок вытаскивает "ненужный гвоздь" и машина тут же разваливается. Это смешно, но, оказывается, по замыслу режиссёра со сценаристом, этот гвоздь - Сталин. Когда его "вытащили", всё рухнуло. Вот о чём, оказывается, Бунеев снимал свой фильм. Ролан Быков не без меланхолии замечает, что, к счастью, из этой гениальной режиссёрской придумки ничего не вышло, а то фильм получился бы ещё хуже. Ну, он не совсем так формулирует, но смысл таков.
Из интересного, что я вычитал у Быкова, стоит выделить историю с фильмом Бориса Бунеева "Деревня Утка" (1976 год), где Быков играл главную роль. Кое-что непонятное наконец-то прояснилось.
Я этот фильм видел ещё в 1976 году, и он мне тогда не понравился. В середине нулевых я его пересмотрел и мнения своего не изменил. Однако... В мемуарах сценариста Александрова (это тот перец, который сочинил "Сто дней после детства", "Голубой портрет" и "Прилетал марсианин в осеннюю ночь" - а про его "Серафима Полубеса" я ещё буду писать) сценарию к "Деревне Утка" придавалось колоссальное значение. Все остальные творения Александрова были для него как бы сбоку припёка, но "Деревня Утка"!!! Это главное порождение его гения, с коим он носился, как дурень с писаной торбой - и, между прочим, пристраивал в провинициальные театры в качестве пьесы.
Кто-нибудь помнит? Там, значит, девочка приезжает в деревню к бабушке и встречает Шишка, этакого деревенского "карлсона", проказливого и доброго духа, символизирующего "детства чистые глазёнки" на пейзанском приволье. Шишок открывает девочке все тайны здешних мест, а потом она уезжает в город, а Шишок едет за ней и обнаруживает, что в городе он не нужен. Расстроенный, добрый дух возвращается, так сказать, к корням, к родимому гумну, что по-над-тихой-речкою.
Страданиям над ролью Шишка Ролан Быков посвятил десятки страниц, при том, что о намного более серьёзных своих работах писал впроброс и как бы нехотя. Но Шишок! О, это должно было стать ролью его жизни! Мне шишковские терзания были совершенно непонятны до того момента, пока не выяснилась режиссёрская экспликация одного забавного эпизода.
Шишок рассказывает девочке, что раньше, когда шишков было много, они построили чудо-машину из дерева, чтобы летать по всему миру, перемещаться, куда захочется. Но так ни разу машиной и не воспользовались. Шишок решает запустить машину и по ходу разговора хвастается, что чудо-машина сколочена без единого гвоздя. Потом говорит "Нет, подожди... Один гвоздь есть, его в самом начале вбили, но он, по сути, не нужен". Шишок вытаскивает "ненужный гвоздь" и машина тут же разваливается. Это смешно, но, оказывается, по замыслу режиссёра со сценаристом, этот гвоздь - Сталин. Когда его "вытащили", всё рухнуло. Вот о чём, оказывается, Бунеев снимал свой фильм. Ролан Быков не без меланхолии замечает, что, к счастью, из этой гениальной режиссёрской придумки ничего не вышло, а то фильм получился бы ещё хуже. Ну, он не совсем так формулирует, но смысл таков.
Материал взят: Тут