«Россия – угроза, Китай – конкурент»: основные тезисы Стратегии нацбезопасности США ( 1 фото )

Это интересно




12 октября на сайте Белого дома была опубликована Стратегия национальной безопасности США (The National Security Strategy, NSS), в которой Россия обозначена как «непосредственная угроза международному порядку». Это базовый документ, выпускаемый каждой американской администрацией, который определяет контуры внешней политики Соединенных Штатов. Разумеется, следует учитывать, что есть политика публичная, а есть непубличная, однако, ознакомившись с данным документом, можно понять вектор политики Вашингтона.

Анализ данного документа приводит к неутешительным выводам относительно планов Вашингтона по отношению к России. Что это за планы и как США будут их реализовывать? На этот вопрос и попытаемся ответить в данном материале.

Россия и Китай в Стратегии национальной безопасности США

«Самая насущная стратегическая проблема, стоящая перед нами, исходит от держав, которые сочетают авторитарные правления с ревизионистской внешней политикой. Именно их поведение бросает вызов международному миру и стабильности… Многие недемократические страны присоединяются к мировым демократиям в отказе от такого поведения. К сожалению, Россия и Китайская Народная Республика (КНР) этого не делают. Перед Россией и КНР стоят разные задачи. Россия представляет непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, безоглядно попирая сегодня основные законы международного порядка, как показала ее война против Украины. КНР, напротив, является единственным конкурентом с намерением изменить международный порядок, используя во все большей степени, экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели»,

– говорится в тексте документа.

США таким образом определяют круг своих наиболее опасных противников – это Россия и Китай. Однако если Китай называется «опасным конкурентом», который обладает широким спектром возможностей влияния на международную политику, то Россия в воображении американцев – достаточно посредственная держава, которая представляет угрозу, однако не обладает такими же возможностями, как КНР. Собственно, в дальнейшем в документе это прямо и указывается.

«Россия представляет непосредственную и постоянную угрозу региональному порядку безопасности в Европе и является источником разрушения и нестабильности во всем мире, но ей не хватает широкого спектра возможностей КНР… Стратегические ограничения России были выявлены после начала войны против Украины».

Далее в The National Security Strategy описывается стратегия, которую США намерены использовать в отношении Китая.

«Наша стратегия в отношении КНР состоит из трех пунктов:
1) инвестировать в основы нашей силы у себя дома – в нашу конкурентоспособность, наши инновации, нашу стабильность и нашу демократию;
2) согласовывать наши усилия с нашими союзниками и партнерами, действуя с общей целью и во имя общего дела, и
3) динамично конкурировать с КНР для защиты наших интересов и построения нашего видения будущего».

То есть Вашингтон обозначает, что для того чтобы одержать победу над Китаем, нужно в первую очередь превзойти КНР в технологической, экономической, политической, военной, разведывательной и глобальной сферах. Нужно признать, что пока у американцев это вполне получается. Особенно если говорить про политическую сферу. Недавний кризис вокруг Тайваня, который фактически завершился в пользу Белого дома, тому явное подтверждение.

Подробнее о том, насколько успешно работает американская стратегия в отношении Китая в последнее десятилетие, можно узнать в материале «Американская стратегия крушения Китая: как за одно десятилетие сломить вторую экономику мира», который был опубликован в «Военном обозрении» в прошлом году. Мы же перейдем к рассмотрению американской стратегии в отношении России.

США намерены нанести России на Украине стратегическое поражение

Говоря о внешней политике России, в The National Security Strategy отмечается, что

«российское правительство выбрало империалистическую внешнюю политику с целью ниспровергнуть ключевые элементы международного порядка. Кульминацией этого стало полномасштабное вторжение в Украину в попытке свергнуть ее правительство и поставить ее под контроль России».

Далее следуют формулировки о том, что США якобы пытались наладить контакты с Россией, чтобы определить области сотрудничества, однако президент РФ Владимир Путин отверг все эти попытки.

«Соединенные Штаты, при сменявших друг друга администрациях, прилагали значительные усилия для установления контактов с Россией, чтобы ограничить наше соперничество и определить прагматичные области сотрудничества. Президент Путин отверг эти усилия, и теперь ясно, что его поведение не изменится. Россия сейчас представляет непосредственную и постоянную угрозу международному миру и стабильности. Речь идет не о борьбе между Западом и Россией. Речь идет об основополагающих принципах Устава ООН, участником которого является Россия, в частности, о недопустимости приобретения территории путем войны»,

– отмечается в Стратегии национальной безопасности США.

Из данной части текста явственно следует, что Вашингтон не намерен в дальнейшем вести диалог с Владимиром Путиным. То есть США делают ставку на смену власти в России. Это подтверждается иными тезисами в других частях документа, где критике подвергается в том числе и внутренняя политика российского президента.

Например, в Стратегии национальной безопасности США указывается, что

«в России существует застойная политическая система, которая не реагирует на нужды своего народа»,

а так же, что

«российское правительство под руководством президента Путина нарушает права человека своих граждан, подавляет оппозицию и закрывает независимые СМИ».

Далее следуют тезисы, которые еще более явственно указывает на это:

«несмотря на то, что российское правительство допустило стратегический просчет, именно российский народ будет определять будущее России как крупной державы, способной вновь играть конструктивную роль в международных делах. Соединенные Штаты будут приветствовать такое будущее, а тем временем будут продолжать противостоять агрессивным действиям, совершаемым российским правительством».

В этом контексте решение президента Украины Зеленского об отказе от переговоров с Владимиром Путиным уже не выглядит странным и безрассудным – вероятно, оно исходило от американских советников Зеленского, т. к. полностью укладывается в американскую стратегию.

Что касается развития военного конфликта на Украине, то в документе прямо указывается, что цель США нанести России на Украине стратегическое поражение.

«Мы возглавляем единый, принципиальный и решительный ответ на вторжение России, и мы объединили весь мир для поддержки украинского народа. Работая с широкой и прочной международной коалицией, мы обеспечили почти рекордный уровень помощи в сфере безопасности, чтобы обеспечить Украину средствами для самообороны. Вместе с нашими союзниками и партнерами Америка помогает превратить войну России против Украины в стратегическое поражение. Во всей Европе НАТО и Европейский Союз едины в противостоянии России и защищают общие ценности. Мы сдерживаем стратегические отрасли экономики России, включая оборонную и аэрокосмическую промышленность, и мы будем продолжать противодействовать попыткам России ослабить и дестабилизировать суверенные государства».

Тезис о нанесении России стратегического поражения на Украине не нов, его озвучила еще в начале марта заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая подчеркивала, что, с точки зрения США, конечной целью военного конфликта на Украине является «стратегическое поражение президента Владимира Путина». Недавно этот же тезис повторила помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Селеста Уолландер, которая выразила уверенность в возможности нанести такое поражение России на Украине.

В Стратегии национальной безопасности США отмечается, что, несмотря на то, что аспекты стратегических подходов будут зависеть от хода и результатов военного конфликта на Украине, ряд элементов уже ясен.

Американцы будут, во-первых, всесторонне поддерживать Украину, а также способствовать ее региональной интеграции с Европейским Союзом, во-вторых, будут усиливать коалицию с союзниками против России, в-третьих, реагировать на действия России, которые, по мнению Белого дома, угрожают ключевым интересам США.

«Мы будем учитывать, что обычные вооруженные силы России ослаблены, что, скорее всего, увеличит зависимость Москвы от ядерного оружия в ее военном планировании. Соединенные Штаты не позволят России или любой другой державе достичь своих целей с помощью применения или угрозы применения ядерного оружия»,

– указывается в документе.

В Вашингтоне, исходя из текста The National Security Strategy, считают, что им удалось добиться успехов по части изоляции России, поскольку военный конфликт на Украине способствовал

«снижению статуса России по отношению к Китаю и другим азиатским державам, таким как Индия и Япония, а мягкая сила и дипломатическое влияние Москвы ослабли».

Формирование будущего миропорядка

Еще одной из целей Стратегии национальной безопасности США является лишение России статуса «энергетической сверхдержавы». Этих целей предполагается добиться последствием введения санкций и экспортного контроля, снижения зависимости Европы от российских энергоресурсов, перехода от ископаемых видов топлива к экологически чистым источникам энергии.

«Мы объединились с союзниками и партнерами в Европе и по всему миру для введения санкций и экспортного контроля, которые ослабят способность России вести войны в будущем. Мы сотрудничаем с Европейской комиссией для реализации амбициозного плана по снижению зависимости Европы от российского ископаемого топлива, укреплению европейской энергетической безопасности и достижению общих целей в области климата»,

– говорится в тексте документа.

В администрации президента США не скрывают, что целью Белого дома является формирование нового мирового порядка, в котором они по-прежнему будут доминировать.

«Сейчас мир находится в переломном моменте. Это десятилетие будет решающим в определении условий нашей конкуренции с КНР, преодолении острой угрозы, исходящей от России, и в наших усилиях по решению общих проблем, в частности, изменения климата, пандемий и экономических потрясений. Если мы не будем действовать безотлагательно и творчески, наше окно возможностей для формирования будущего международного порядка и решения общих проблем закроется».

При этом России в этом будущем миропорядке нет места как сильной державе, имеющей свои интересы. В The National Security Strategy указывается, что США будут «работать» со странами, граничащими с Россией, поддерживая антироссийские движения по всему периметру ее границ.

«Поддерживая Украину, мы также будем работать над укреплением стабильности и устойчивости других демократий. Мы будем поддерживать европейские устремления Грузии и Молдовы и их приверженность важным институциональным реформам. Мы будем помогать партнерам в укреплении демократических институтов, верховенства закона и экономического развития на Западных Балканах. Мы будем поддерживать дипломатические усилия по урегулированию конфликта на Южном Кавказе».

В качестве заключения (основные выводы)

Исходя из содержания Стратегии национальной безопасности США, в которой основными соперниками/противниками Вашингтона названы Китай и Россия, а также с обозначенными планами в отношении Москвы, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, США считают Россию «агрессором», а Владимира Путина – человеком, с которым более не представляется возможным вести диалог. Поэтому Белый дом будет поддерживать врагов России в Европе и по всему периметру границ, а также расшатывать ситуацию изнутри, ожидая смены власти в стране.

Во-вторых, военный конфликт на Украине продемонстрировал слабость России, ее стратегическую ограниченность, поэтому американцы больше не считают ее равноправным партнером.

В-третьих, США будет продолжать создавать коалицию против России и добиваться ее полной изоляции. По мнению Вашингтона, неудачи в военном конфликте на Украине уже понизили статус РФ в глазах Индии, Китая и Японии.

Стоит отметить, что документ The National Security Strategy отображает позицию Демократической партии США и существенной части американского истеблишмента. Однако позиция Соединенных Шатов в отношении России не является монолитной – часть Республиканской партии придерживается других подходов по отношению к России. Дональд Трамп и Илон Маск являются рупорами этой части элит, выступающих за конструктивный диалог с Москвой. Однако, судя по всему, на данный момент они не обладают какими-либо существенными рычагами влияния на ситуацию.

В любом случае планы Вашингтона являются прямой угрозой для России и на данный момент не очень понятно, как конкретно Москва собирается парировать эти угрозы. Пока Россия не выработала четкой доктрины, в которой бы указывалось, какой стратегии она будет придерживаться и каким она видит образ будущего. А существующие вызовы этого очень даже требуют.

Автор:Виктор Бирюков

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация