«Экспресс»: Пацан к успеху бежал ( 4 фото )
- 28.09.2022
- 12 826
В российский прокат вышел один из лучших отечественных фильмов года — колоритная криминальная комедия «Экспресс». Полнометражный дебют Руслан Братов снимал на родине, в Карачаево-Черкесии. Рассказываем о триумфаторе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге и восхищаемся лихостью сюжета и запоминающимися непрофессиональными актерами.
16+
Кадр из фильма «Экспресс», реж. Руслан Братов
В 11 вечера в Черкесске свет не выключают только по праздникам. Как только город погружается во тьму, на улицу выходят воры люков в папахах и на телеге, запряженной осликом. В один из люков падает ежик. Спасают милейшего зверя двое: энергичный студент Саша Сосланов, он же Сос (феноменальный дебютант Лев Зулькарнаев), и подпитый мужчина средних лет и без определенной профессии, но с гитарой в руках Олег (Павел Ворожцов). После удачной операции парень ведет нового знакомого в букмекерскую контору и оформляет на него новую карту с 1000 бонусов. Сос сразу же ставит их на экспресс из 8 событий. Если все ставки сыграют, победителя ждет миллион. Вечер заканчивается попойкой, а на утро Сос понимает, что карта осталась у друга. За три дня молодой человек должен найти заветный счастливый билет, который резко изменит его жизнь.
«Экспресс» — полнометражный дебют уроженца Черкесска Руслана Братова, автора победившей пять лет назад на «Кинотавре» короткометражной картины «Лалай-Балалай». Режиссер работал над полным метром несколько лет. Премьера фильма прошла на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где картина «Экспресс» завоевала сразу три награды: за лучший фильм, лучший актерский ансамбль и лучшую операторскую работу.
Фильм Братова удивительным образом сочетает документальную точность и анекдотический сюжет. Фактически фабула картины распадается на череду забавных скетчей с участием Соса и его знакомых. Посмотреть на горящую аптеку, орать под луной имя любимой девушки, а утром дожидаться встречи с ней, помочь приятелю тащить холодильник на пятый этаж дома без лифта, красить спортивный зал вуза, слушать анекдоты таксистов — из таких сцен состоит жизнь главного героя в поисках заветной карты. Параллельно прокутивший квартиру Олег снимает новую жилплощадь вместе с ежиком и псом Кунжутом, шатается по городу, поет и играет на гитаре.
Трудно не попасть под обаяние «Экспресса»: обшарпанные многоэтажки, зажатые между горами, старенькие иномарки и повозки, а главное — колоритнейшие актеры второго и даже третьего планов. В кадре всего два профессиональных актера — Лев Зулькарнаев и Павел Ворожцов, все остальные — потрясающе подобранные фактурные непрофессионалы. Чего только стоит один длинноволосый потрепанный жизнью таксист (Артур Хатагов), рассказывающий анекдот о собаках, которые сложились пирамидой, чтобы попытаться полизать Луну, и завидующий возможному успеху Соса. И подобных персонажей в фильме наберется с десяток. Редко в российском кино встречается столь живая и новая энергия.
Поиски счастливой карточки с возможным крупным выигрышем — формальный, но эффектный способ запустить колесо приключений Соса, благодаря которым можно познакомиться с городом и его жителями. Не так важен результат, как сам процесс. Каждому встретившемуся на пути герою Сос обещает кусочек прибыли от большого куша. Он словно бы делится с другими надеждой на успех. Даже если экспресс «не доедет», жизнь студента-неудачника, постоянно находящегося на грани отчисления, обрела смысл. Подобными шансами судьба не разбрасывается, так что нужно хватать удачу за хвост. И Сос бежит, подобно Антуану Дюамелю из «Четырехсот ударов». Возможно, навстречу счастью, а возможно, чтобы не стоять на месте.
В Карачаево-Черкесии в последнее время снимали выпускники мастерской Александра Сокурова: Кантемир Балагов — «Тесноту», Владимир Битоков — «Глубокие реки», Кира Коваленко — «Разжимая кулаки». Всё это были драмы о несвободе и попытках героев вырваться из душного и опостылевшего мира. Сос же рвется разве что к заветной карточке с возможным выигрышем, далеко вперед он не смотрит, да и вообще хорошо вписан в окружающий пейзаж. Без него Черкесск будет не тем. Северный Кавказ предстает колоритным местом, к которому автор относится с мягким юмором. Как и Аки Каурисмяки, Братов посмеивается над персонажами своего пацанского фильма, но и очень нежно к ним относится.
«Экспресс» — увлекательная и прекрасно снятая трехдневная одиссея под гитарный саундтрек, в которую вовлекаются всё новые персонажи. Естественно, в какой-то момент по неписаным законам драматургии они должны сойтись в одном месте. Картина Братова не пытается поставить обществу диагноз, раскритиковать социальные проблемы или замахнуться на какую-то глобальную тему. Сила «Экспресса» в его витальности, мимолетности и продуманности. Лучше заскочить в вагон, пока он не умчался вдаль.
Текст: Максим Ершов
16+
Кадр из фильма «Экспресс», реж. Руслан Братов
В 11 вечера в Черкесске свет не выключают только по праздникам. Как только город погружается во тьму, на улицу выходят воры люков в папахах и на телеге, запряженной осликом. В один из люков падает ежик. Спасают милейшего зверя двое: энергичный студент Саша Сосланов, он же Сос (феноменальный дебютант Лев Зулькарнаев), и подпитый мужчина средних лет и без определенной профессии, но с гитарой в руках Олег (Павел Ворожцов). После удачной операции парень ведет нового знакомого в букмекерскую контору и оформляет на него новую карту с 1000 бонусов. Сос сразу же ставит их на экспресс из 8 событий. Если все ставки сыграют, победителя ждет миллион. Вечер заканчивается попойкой, а на утро Сос понимает, что карта осталась у друга. За три дня молодой человек должен найти заветный счастливый билет, который резко изменит его жизнь.
«Экспресс» — полнометражный дебют уроженца Черкесска Руслана Братова, автора победившей пять лет назад на «Кинотавре» короткометражной картины «Лалай-Балалай». Режиссер работал над полным метром несколько лет. Премьера фильма прошла на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где картина «Экспресс» завоевала сразу три награды: за лучший фильм, лучший актерский ансамбль и лучшую операторскую работу.
Фильм Братова удивительным образом сочетает документальную точность и анекдотический сюжет. Фактически фабула картины распадается на череду забавных скетчей с участием Соса и его знакомых. Посмотреть на горящую аптеку, орать под луной имя любимой девушки, а утром дожидаться встречи с ней, помочь приятелю тащить холодильник на пятый этаж дома без лифта, красить спортивный зал вуза, слушать анекдоты таксистов — из таких сцен состоит жизнь главного героя в поисках заветной карты. Параллельно прокутивший квартиру Олег снимает новую жилплощадь вместе с ежиком и псом Кунжутом, шатается по городу, поет и играет на гитаре.
Трудно не попасть под обаяние «Экспресса»: обшарпанные многоэтажки, зажатые между горами, старенькие иномарки и повозки, а главное — колоритнейшие актеры второго и даже третьего планов. В кадре всего два профессиональных актера — Лев Зулькарнаев и Павел Ворожцов, все остальные — потрясающе подобранные фактурные непрофессионалы. Чего только стоит один длинноволосый потрепанный жизнью таксист (Артур Хатагов), рассказывающий анекдот о собаках, которые сложились пирамидой, чтобы попытаться полизать Луну, и завидующий возможному успеху Соса. И подобных персонажей в фильме наберется с десяток. Редко в российском кино встречается столь живая и новая энергия.
Поиски счастливой карточки с возможным крупным выигрышем — формальный, но эффектный способ запустить колесо приключений Соса, благодаря которым можно познакомиться с городом и его жителями. Не так важен результат, как сам процесс. Каждому встретившемуся на пути герою Сос обещает кусочек прибыли от большого куша. Он словно бы делится с другими надеждой на успех. Даже если экспресс «не доедет», жизнь студента-неудачника, постоянно находящегося на грани отчисления, обрела смысл. Подобными шансами судьба не разбрасывается, так что нужно хватать удачу за хвост. И Сос бежит, подобно Антуану Дюамелю из «Четырехсот ударов». Возможно, навстречу счастью, а возможно, чтобы не стоять на месте.
В Карачаево-Черкесии в последнее время снимали выпускники мастерской Александра Сокурова: Кантемир Балагов — «Тесноту», Владимир Битоков — «Глубокие реки», Кира Коваленко — «Разжимая кулаки». Всё это были драмы о несвободе и попытках героев вырваться из душного и опостылевшего мира. Сос же рвется разве что к заветной карточке с возможным выигрышем, далеко вперед он не смотрит, да и вообще хорошо вписан в окружающий пейзаж. Без него Черкесск будет не тем. Северный Кавказ предстает колоритным местом, к которому автор относится с мягким юмором. Как и Аки Каурисмяки, Братов посмеивается над персонажами своего пацанского фильма, но и очень нежно к ним относится.
«Экспресс» — увлекательная и прекрасно снятая трехдневная одиссея под гитарный саундтрек, в которую вовлекаются всё новые персонажи. Естественно, в какой-то момент по неписаным законам драматургии они должны сойтись в одном месте. Картина Братова не пытается поставить обществу диагноз, раскритиковать социальные проблемы или замахнуться на какую-то глобальную тему. Сила «Экспресса» в его витальности, мимолетности и продуманности. Лучше заскочить в вагон, пока он не умчался вдаль.
Текст: Максим Ершов
Материал взят: Тут