Доколе же? ( 1 фото )

Это интересно

- спрашивает своих красноармейцев Лев Давидович. Вторник, РСФСР, карта, 1920 год.

Нарком военно-морских дел и предреввоенсовета товарищ Троцкий защищает Советскую Россию от врагов.

Доколе же?
Льва Давидовича знают все, как и о его "достигах". А кто же такой атаман Тютюнник? Юрий Осипович родился на Киевщине и сразу стал племянником самого Тараса Шевченко. Но этого ему показалось мало и он решил повторить судьбу прославленного фельдмаршала Августа фон Макензена (тогда еще мало кому известного прусского гусара): взял да и поступил в агрономы, а оттуда - в армию. И вот, казалось бы, мечты сбываются - начинается война, да не просто, а Мировая.

Но тут будущему демократическому атаману всей Заднепровщины начинает страшно не везти. Или, говоря языком науки, заканчивает страшно везти. Оказавшись на фронте в качестве унтер-офицера, он участвует только в тех сражениях, которые царская армия проигрывает. А в тех, которые она выигрывает (такие наверняка бывали, да?) не участвует, потому что лечится после тяжелых ранений, полученных в... ну в общем там, вы поняли. Под Лодзью и Нарочем.

Так он теряет здоровье, но получает высокое звание прапорщика. С ним он и встречает Февральскую революцию, после чего начинает вести борьбу (кстати говоря, он "боротьбист") сразу на два фронта - на одном он сражается за демократизацию армии, а на другом - за ее украинизацию. Между тем на дворе уже осень, в Петрограде, в Москве и, допустим, в Иркутске случается Великий Октябрь.

Дальше начинается круговерть: командир коша "вольных козаков" сперва воюет только против красных, потом против гетмана и германца (но еще без красных), а следом, даже не перекурив толком, открывает огонь по петлюровцам (но уже - вместе - с красными) и французам. Казалось бы - что еще тут можно добавить? Но вот происходит "Григорьевский мятеж" и атаман Тютюнник опять сражается с красными (но теперь - против них) и переходит на сторону Петлюры.

Удар тарелок, чисто украинская история.

В 1919 году Тютюнник еще успевает повоевать с белыми, но не очень долго, поскольку деникинские отряды быстро разбивают войска УНР (дабы затем отлететь, подобно листьям осени, к Ростову и Новороссийску). После этого великий польский полководец Пилсудский начинает свой блестящий марш на Киев и не менее блестящий отход к Варшаве, а где-то рядом с поляками двигается туда-сюда и наш уже генерал-хорунжий армии УНР. Затем, как известно, поляки заключают с большевиками перемирие, но Тютюнник (о, конечно) его принять не может и начинает "собственную" войну.

(В те дни, от разгрома Красной Армии и перемирия до 1923 - 1924 гг., советская власть регулярно засылала в Польшу вооруженные отряды "партизан", фактически - диверсантов, а Варшава, в ответ, позволила Тютюннику выступить "в поход" на освобождение Украины, что он и сделал.)

"Собственная война" закончилась в ноябре 1921 года разгромом отрядов генерал-хорунжего, но главные беды в жизни Юрия Осиповича еще только начинались. Двумя годами позднее он попадает в плен к красным и начинает, говоря оперативным языком, "активно сотрудничать с советской властью". Племянник "великого Тараса" преподает в школе красных командиров, пишет разоблачительные книжки и даже играет самого себя в фильме с говорящим названием "Пилсудский купил Петлюру" (кстати, надо будет показать в нашем киноклубе).

За всю эту плодотворную деятельность ему в 1929 году была выписана пуля, которая и достигла адресата на Лубянке. Правда к этому времени Лев Давидович уже был главным "родным" врагом советской власти, а Петлюру убили еще раньше, так что хотя бы тут Юрий Осипович хоть немного, да преуспел. Так закончилась исполненная высокого смысла жизнь желто-сине-зелено-черно-красного командира Гражданской войны в бывшей Российской империи.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация