Петроглифы на Белом море ( 1 фото )
- 13.09.2022
- 9 123
С чем у вас ассоциируется слово петроглиф? Возможно, кто-то посмотрит "в корень" и скажет, что это слово возникло из двух: ПЕТРА – камень и ГЛИФОС – резьба, то есть дословно – РЕЗЬБА ПО КАМНЮ. И занимались ей древние художники в эпоху неолита, и их главными инструментами были куски кварца.
А активные путешественники вспомнят что-нибудь про Бесов нос на Онежском озере. Мы много раз собирались на этот Нос, проезжая его по дороге из Карелии, но так и не побывали там. Дело в том, что добираться туда довольно сложно: надо или иметь джип, или сплавляться на лодке по речке, или платить местным жителям энную сумму денег за заброску. Зато в этом году мы побывали в другом таком же интересном месте, а именно на беломорских петроглифах. Находится они, как уже понятно из названия, под городом Беломорском, и доехать до них можно на любой машине.
Причём если на Бесовом носу петроглифов много, но они разбросаны на территории - нужно пройти 20 км вдоль побережья, чтобы их увидеть, то под Беломорском петроглифы находятся в нескольких сконцентрированных группах и смотреть их намного проще.
Их здесь очень много: где-то читала, что 2000 изображений, в других местах написано 3500, но в любом случае вам их хватит, чтобы насладиться созерцанием древней живописи.
Открыл их писатель и историк А. М. Линевский. Прикольно, что у Игоря в детстве была книжка, написанная этим самым Линевским.
Открыл он их в 1926 году, будучи ещё студентом-этнографом. И назвал эту группу рисунков Бесовы следки по аналогии с Бесовым носом.
Позднее на этом месте сделали павильон, чтобы сохранить петроглифы, но выглядел он очень неказисто, и многим казалось, что это просто какие-то служебные сооружения Выгостровской ГЭС.
Потом павильон совсем закрыли, и только в прошлом году построили новый, в котором нам удалось побывать. Нам рассказали, что музей только строится, и они планируют каждый год дополнять экспозицию.
Сейчас здесь много разных плакатов, интеллектуальных развлечений для детей,
но, конечно, самое интересное - это сами петроглифы.
Тут огромное количество рисунков и разных сюжетов, но самое странное - это следы человека почти в натуральную величину, которого и называют бесом.
Музей очень приятный, единственный минус - это полное отсутствие парковки, поскольку рядышком ГЭС, а чтобы сделать парковку на федеральной трассе нужно решить очень много проблем.
Зато рядом с другими петроглифами огромная парковка, но до петроглифов нужно пройти чуть больше километра. Они находятся под открытым небом, и называется это место Залавруга. Есть старая Залавруга, открытая в тридцатых годах, и новая - открытая уже значительно позже.
В Старой Залавруге главный сюжет - это огромные олени, идущие друг за другом. А под ногами у них как бы преградивший им путь ряд лодок с гребцами. "Здесь отражена осенняя охота на оленей, переправляющихся через реку, в период их перекочевки с севера на юг".
Новая Залавруга была открыта в 1963 г. археологической экспедицией под руководством Юрия Савватеева совсем рядом со Старой Залавругой. И, собственно, основные описания сюжетов - из книги Савватеева про старую и новую Залавругу. Всего там было найдено около 1000 изображений из 26 сюжетов.
Очень необычно и прикольно было ходить по Залавруге и самим искать рисунки. Дело в том, что мы уже видели петроглифы только что в музее на Бесовых следках, а несколько лет назад в Норвегии были в музее в Альте и тоже смотрели там петрографы. Но там, во-первых, они были покрашены краской, а во-вторых, давалась подробная брошюра, где было написано про каждый петроглиф. А в Залавруге нам приходилось искать их самим. Не скажу даже что лучше, потому что когда ты видишь уже описанные сюжеты - это интересно, но ничего необычного в этом нет, а когда ты сам выискиваешь рисунки на камнях, в этом есть что-то странное и жутко интересное. И очень радостно, когда удаётся что-то найти.
Ещё надо сказать, что условия для разглядывания петроглифов у нас были довольно сложные: яркое солнце, а их лучше всего смотреть или на восходе, или на закате, но мы всё равно кое-что нашли.
Цитирую по Савватееву описания некоторых сюжетов.
Самой крупной и выразительной является сцена зимней охоты на лосей, включающая 16 фигур. Три охотника, идущие на лыжах, преследуют трех лосей, настигают их и бьют. Первоначально виден след ступающих лыж, затем скользящий, короткий отрезок лыжни в виде двух параллельных непрерывных линий и вновь ступающий, еще раз скользящий след. По-видимому, сплошные отрезки лыжни означают, что охотники съезжают по склону (или же их держит крепкий наст).
Наконец лыжня круто поворачивает на северо-восток. И вновь появляется след ступающих лыж. Ниже начала лыжни видна цепочка лосиных следов. Животные, как и лыжники, вначале идут след в след. На протяжении 230 см цепочка следов и лыжня проходят рядом, но расстояние между ними постепенно сокращается до 15 см.
После того как лыжня и след лосей максимально сблизились, на сцене появляются главные действующие лица охотники. Животные разбегаются, за каждым из них теперь тянется свой след. У крутого поворота лыжни один из охотников останавливается и стреляет из лука в отставшего лося. Лыжня же продолжается вверх, на восток. Какое-то время по ней идут двое, но вскоре один из них, преследующий центрального, самого крупного лося, сходит с общей лыжни, настигает сохатого и бьет копьем. Самый длинный путь проделал третий охотник. Он описал полукруг и, выйдя наперерез головному лосю, поразил его из лука тремя стрелами.
Еще один сюжет. Здесь выбита выразительная сцена, в которой белуха загарпунена с шести лодок, плывущих с боков и сзади и как бы настигающих ее.
И еще. Внутри полукруга 8 мужских фигур. Двое из них с длинными шестами. Один, весьма странных очертаний, стреляет из лука. Следующий соединен короткой чертой (копьем) с каким-то зверем (оленем или лосем). Причем человек стоит почти на голове другого, обращенного лицом в противоположную сторону. Всех их можно принять за участников загонной охоты на стадо из шести идущих друг за другом оленей, показанных выше (над ними). Тогда всю сцену можно прочесть как изображение коллективной загонной охоты на северных оленей.
В общем, очень рекомендую съездить в это место. А если вы не хотите разыскивать сюжеты, то почитайте на этой страничке ВКонтакте, здесь описано всё очень подробно.
А активные путешественники вспомнят что-нибудь про Бесов нос на Онежском озере. Мы много раз собирались на этот Нос, проезжая его по дороге из Карелии, но так и не побывали там. Дело в том, что добираться туда довольно сложно: надо или иметь джип, или сплавляться на лодке по речке, или платить местным жителям энную сумму денег за заброску. Зато в этом году мы побывали в другом таком же интересном месте, а именно на беломорских петроглифах. Находится они, как уже понятно из названия, под городом Беломорском, и доехать до них можно на любой машине.
Причём если на Бесовом носу петроглифов много, но они разбросаны на территории - нужно пройти 20 км вдоль побережья, чтобы их увидеть, то под Беломорском петроглифы находятся в нескольких сконцентрированных группах и смотреть их намного проще.
Их здесь очень много: где-то читала, что 2000 изображений, в других местах написано 3500, но в любом случае вам их хватит, чтобы насладиться созерцанием древней живописи.
Открыл их писатель и историк А. М. Линевский. Прикольно, что у Игоря в детстве была книжка, написанная этим самым Линевским.
Открыл он их в 1926 году, будучи ещё студентом-этнографом. И назвал эту группу рисунков Бесовы следки по аналогии с Бесовым носом.
Позднее на этом месте сделали павильон, чтобы сохранить петроглифы, но выглядел он очень неказисто, и многим казалось, что это просто какие-то служебные сооружения Выгостровской ГЭС.
Потом павильон совсем закрыли, и только в прошлом году построили новый, в котором нам удалось побывать. Нам рассказали, что музей только строится, и они планируют каждый год дополнять экспозицию.
Сейчас здесь много разных плакатов, интеллектуальных развлечений для детей,
но, конечно, самое интересное - это сами петроглифы.
Тут огромное количество рисунков и разных сюжетов, но самое странное - это следы человека почти в натуральную величину, которого и называют бесом.
Музей очень приятный, единственный минус - это полное отсутствие парковки, поскольку рядышком ГЭС, а чтобы сделать парковку на федеральной трассе нужно решить очень много проблем.
Зато рядом с другими петроглифами огромная парковка, но до петроглифов нужно пройти чуть больше километра. Они находятся под открытым небом, и называется это место Залавруга. Есть старая Залавруга, открытая в тридцатых годах, и новая - открытая уже значительно позже.
В Старой Залавруге главный сюжет - это огромные олени, идущие друг за другом. А под ногами у них как бы преградивший им путь ряд лодок с гребцами. "Здесь отражена осенняя охота на оленей, переправляющихся через реку, в период их перекочевки с севера на юг".
Новая Залавруга была открыта в 1963 г. археологической экспедицией под руководством Юрия Савватеева совсем рядом со Старой Залавругой. И, собственно, основные описания сюжетов - из книги Савватеева про старую и новую Залавругу. Всего там было найдено около 1000 изображений из 26 сюжетов.
Очень необычно и прикольно было ходить по Залавруге и самим искать рисунки. Дело в том, что мы уже видели петроглифы только что в музее на Бесовых следках, а несколько лет назад в Норвегии были в музее в Альте и тоже смотрели там петрографы. Но там, во-первых, они были покрашены краской, а во-вторых, давалась подробная брошюра, где было написано про каждый петроглиф. А в Залавруге нам приходилось искать их самим. Не скажу даже что лучше, потому что когда ты видишь уже описанные сюжеты - это интересно, но ничего необычного в этом нет, а когда ты сам выискиваешь рисунки на камнях, в этом есть что-то странное и жутко интересное. И очень радостно, когда удаётся что-то найти.
Ещё надо сказать, что условия для разглядывания петроглифов у нас были довольно сложные: яркое солнце, а их лучше всего смотреть или на восходе, или на закате, но мы всё равно кое-что нашли.
Цитирую по Савватееву описания некоторых сюжетов.
Самой крупной и выразительной является сцена зимней охоты на лосей, включающая 16 фигур. Три охотника, идущие на лыжах, преследуют трех лосей, настигают их и бьют. Первоначально виден след ступающих лыж, затем скользящий, короткий отрезок лыжни в виде двух параллельных непрерывных линий и вновь ступающий, еще раз скользящий след. По-видимому, сплошные отрезки лыжни означают, что охотники съезжают по склону (или же их держит крепкий наст).
Наконец лыжня круто поворачивает на северо-восток. И вновь появляется след ступающих лыж. Ниже начала лыжни видна цепочка лосиных следов. Животные, как и лыжники, вначале идут след в след. На протяжении 230 см цепочка следов и лыжня проходят рядом, но расстояние между ними постепенно сокращается до 15 см.
После того как лыжня и след лосей максимально сблизились, на сцене появляются главные действующие лица охотники. Животные разбегаются, за каждым из них теперь тянется свой след. У крутого поворота лыжни один из охотников останавливается и стреляет из лука в отставшего лося. Лыжня же продолжается вверх, на восток. Какое-то время по ней идут двое, но вскоре один из них, преследующий центрального, самого крупного лося, сходит с общей лыжни, настигает сохатого и бьет копьем. Самый длинный путь проделал третий охотник. Он описал полукруг и, выйдя наперерез головному лосю, поразил его из лука тремя стрелами.
Еще один сюжет. Здесь выбита выразительная сцена, в которой белуха загарпунена с шести лодок, плывущих с боков и сзади и как бы настигающих ее.
И еще. Внутри полукруга 8 мужских фигур. Двое из них с длинными шестами. Один, весьма странных очертаний, стреляет из лука. Следующий соединен короткой чертой (копьем) с каким-то зверем (оленем или лосем). Причем человек стоит почти на голове другого, обращенного лицом в противоположную сторону. Всех их можно принять за участников загонной охоты на стадо из шести идущих друг за другом оленей, показанных выше (над ними). Тогда всю сцену можно прочесть как изображение коллективной загонной охоты на северных оленей.
В общем, очень рекомендую съездить в это место. А если вы не хотите разыскивать сюжеты, то почитайте на этой страничке ВКонтакте, здесь описано всё очень подробно.
Материал взят: Тут