Почему к нам «прилипают» песни и мелодии? ( 1 фото )
- 04.09.2022
- 14 602
Один и тот же мотив проигрывается в голове раз за разом, и вы не понимаете, почему это происходит? Не беспокойтесь, этому есть научное объяснение.
«Недавно было десятилетие песни Ивана Дорна «Не надо стесняться» — раньше она звучала буквально из каждого утюга, и сейчас у нее будто второе рождение. Я Дорна особо не слушаю, а вот мой муж большой поклонник. Трек был у него на повторе несколько дней, но в итоге песня прицепилась ко мне — уже неделю то и дело всплывает в мыслях», — поделилась переживаниями наша читательница Вероника.
Оказывается, она такая не одна — согласно исследованиям, по меньшей мере около 90% людей раз в неделю страдают из-за того, что к ним привязалась мелодия.
Чтобы мотив «прилип» к нашему сознанию, он должен быть простым и иметь четкий ритм, который побуждал бы нас двигаться.
Мелодия — одна из главных составляющих шлягера, но ведь помимо нее у песни есть еще и текст, который тоже порой надолго застревает в голове. Почему? «Первая причина — это ритм, метр и рифма: они тоже создают мотив, который усиливает воздействие, — объясняет кандидат филологических наук Ольга Северская.
— Вторая причина — повторяемость определенных фрагментов текста: зачин может повториться в концовке, куплеты уникальны, а припевы одинаковые, то и дело повторяются так называемые «ключевые» слова».
По словам Ольги Северской, и в первом, и во втором случае мы имеем дело с признаками стихотворной формы. И любой элемент в ней, будь то звук, часть слова, само слово или несколько слов, повторяясь, становится значимым, наделяется смыслом.
Впрочем, есть и третья причина — песни обычно звучат фоном
Если мы прислушиваемся к чему-то более внимательно, мозг распознает, нравится ему это или нет. Готов он воспринять предлагаемую информацию или лучше не стоит. Тогда как при фоновом прослушивании на подкорку пишется все без разбора, а потом еще долго «аукается» нам, влияя и на наши мысли, и на наши чувства.
Когда внимание рассеяно, работают доминанты — источники нервной возбудимости, о которых писал еще выдающийся ученый-физиолог Алексей Ухтомский. Доминанта включается, если в песне звучит какое-то важное для конкретного человека слово. Звучит еще одно — включается еще одна доминанта. Вместе они создают определенный образ, и этот процесс уже не остановить.
Такое понятие, как доминанта — правда, эмоционально-смысловая, — существует и в лингвистике. «Наши эмоционально-смысловые доминанты не обязательно совпадают с теми, что имел в виду автор слов навязчивой песенки, — поясняет Ольга Северская. — Но мы находим в тексте важные для нас слова и синтезируем из них свою «песню о главном». Также стоит принять во внимание, что текст песни, хорошая она или плохая, — это в любом случае поэзия. А поэзия — это страшная сила!»
В свое время на это обратила внимание немецко-американский философ Ханна Арендт. По ее словам, поэзия, овеществляя в слове нашу историю и опыт, запускает процесс «разговора» и затем вовлекает в него нас самих. Вот и получается, что, в очередной раз мурлыкая под нос прилепившуюся песню, мы разговариваем сами с собой.
Так что, как пел Дорн, не надо стесняться! Такая реакция нашего мозга на определенные мелодия абсолютно нормальна. А если есть сильное желание побыстрее избавиться от навязчивой песни, можно попробовать, к примеру, медитацию.
Об эксперте
Ольга Северская — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН, журналист радио «Эхо Москвы».
«Недавно было десятилетие песни Ивана Дорна «Не надо стесняться» — раньше она звучала буквально из каждого утюга, и сейчас у нее будто второе рождение. Я Дорна особо не слушаю, а вот мой муж большой поклонник. Трек был у него на повторе несколько дней, но в итоге песня прицепилась ко мне — уже неделю то и дело всплывает в мыслях», — поделилась переживаниями наша читательница Вероника.
Оказывается, она такая не одна — согласно исследованиям, по меньшей мере около 90% людей раз в неделю страдают из-за того, что к ним привязалась мелодия.
Чтобы мотив «прилип» к нашему сознанию, он должен быть простым и иметь четкий ритм, который побуждал бы нас двигаться.
Мелодия — одна из главных составляющих шлягера, но ведь помимо нее у песни есть еще и текст, который тоже порой надолго застревает в голове. Почему? «Первая причина — это ритм, метр и рифма: они тоже создают мотив, который усиливает воздействие, — объясняет кандидат филологических наук Ольга Северская.
— Вторая причина — повторяемость определенных фрагментов текста: зачин может повториться в концовке, куплеты уникальны, а припевы одинаковые, то и дело повторяются так называемые «ключевые» слова».
По словам Ольги Северской, и в первом, и во втором случае мы имеем дело с признаками стихотворной формы. И любой элемент в ней, будь то звук, часть слова, само слово или несколько слов, повторяясь, становится значимым, наделяется смыслом.
Впрочем, есть и третья причина — песни обычно звучат фоном
Если мы прислушиваемся к чему-то более внимательно, мозг распознает, нравится ему это или нет. Готов он воспринять предлагаемую информацию или лучше не стоит. Тогда как при фоновом прослушивании на подкорку пишется все без разбора, а потом еще долго «аукается» нам, влияя и на наши мысли, и на наши чувства.
Когда внимание рассеяно, работают доминанты — источники нервной возбудимости, о которых писал еще выдающийся ученый-физиолог Алексей Ухтомский. Доминанта включается, если в песне звучит какое-то важное для конкретного человека слово. Звучит еще одно — включается еще одна доминанта. Вместе они создают определенный образ, и этот процесс уже не остановить.
Такое понятие, как доминанта — правда, эмоционально-смысловая, — существует и в лингвистике. «Наши эмоционально-смысловые доминанты не обязательно совпадают с теми, что имел в виду автор слов навязчивой песенки, — поясняет Ольга Северская. — Но мы находим в тексте важные для нас слова и синтезируем из них свою «песню о главном». Также стоит принять во внимание, что текст песни, хорошая она или плохая, — это в любом случае поэзия. А поэзия — это страшная сила!»
В свое время на это обратила внимание немецко-американский философ Ханна Арендт. По ее словам, поэзия, овеществляя в слове нашу историю и опыт, запускает процесс «разговора» и затем вовлекает в него нас самих. Вот и получается, что, в очередной раз мурлыкая под нос прилепившуюся песню, мы разговариваем сами с собой.
Так что, как пел Дорн, не надо стесняться! Такая реакция нашего мозга на определенные мелодия абсолютно нормальна. А если есть сильное желание побыстрее избавиться от навязчивой песни, можно попробовать, к примеру, медитацию.
Об эксперте
Ольга Северская — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН, журналист радио «Эхо Москвы».
Материал взят: Тут