Израильский КАЗ «Раам Сеголь»: несколько лет ждали выстрела ракеты по танку ( 2 фото )

Это интересно




Комплекс активной защиты «Трофи» уже стал визитной карточкой Израиля, ведь им оснащаются не только танки «Меркава», но и американские «Абрамсы». Однако до его принятия на вооружение военными рассматривались и другие варианты, среди которых был «Раам Сеголь». Эта система запомнилась не столько своим способом противодействия подлетающим снарядам, сколько не совсем полноценными боевыми испытаниями, в ходе которых арабы не выпустили по танкам ни одной ракеты.

Не уничтожение, а маскировка

Вообще, конечно, израильские военные хорошо умеют делать правильные выводы и применять их на практике. В немалой степени это касается и бронетанковых войск Армии обороны Израиля (АОИ), которые накопили большой опыт, участвуя в войнах с арабскими государствами. Причём касался он не только тактической составляющей, но и понимания того, с какими угрозами может столкнуться танк на поле боя.

Так, например, арабо-израильские войны показали, что количество бронетехники, уничтоженной огнём танков противника, составляет лишь четверть от общего числа потерь. А вот подавляющее большинство машин стало жертвами кумулятивных ракет, гранат и противотанковых мин. Это оказало своё влияние не только на характеристики и последующую модернизацию «Меркав», но и на создание и массовое производство таких технически сложных систем, как комплексы активной защиты (КАЗ).

К сожалению, израильские учёные и военные очень неохотно делятся информацией, но просочившаяся в СМИ информация даёт некоторое понимание об истории работ по танковой активной защите. Одним из её этапов стал комплекс под названием «Раам Сеголь», что в переводе на русский означает «Фиолетовый гром».


Хорошо видны элементы «Раам Сеголь»: радиолокационная станция и мортиры для постановки аэрозольных завес..

Все действия новоиспечённой роты проходили в условиях строжайшей секретности. Доходило даже до того, что пехотинцам, несущим службу в опорном пункте, было запрещено подниматься на танки. Кроме того, танкистам предписывалось накрывать бортовые радиолокационные станции и аэрозольные мортиры специальными чехлами, снимать которые разрешалось только при выполнении боевых задач.

Изначально оборудованные КАЗ «Меркавы» выполняли вполне типичные для тех мест задачи, которые в целом ограничивались поддержкой пехотных позиций при атаке противника, а также созданием танковых засад. Однако со временем список расширился ночными рейдами, в ходе которых машины парами колесили по местности или выезжали на боевые позиции без прикрытия пехотой. Согласно источникам, вишенкой на торте стали дневные выезды, причём в те места, где противник мог находиться на господствующих высотах. Ранее подобное не практиковалось, поскольку танки становились удобными мишенями для обстрела гранатомётами и ракетами со стороны ливанцев.

В общем, действия «Нахшоль» всё больше стали походить на намеренный вызов вражеского огня на собственные машины – чего только не сделаешь, чтобы испытать активную защиту в деле. И прилетало на самом деле много всего: танки попадали под миномётный обстрел, арабы били по ним из гранатомётов и накрывали реактивной артиллерией разного пошиба. Не летели только противотанковые ракеты, на которых планировали испытать «Раам Сеголь», ведь защищала она как раз от них.

Видимо, у ливанцев попросту не было в наличии противотанковых ракетных комплексов, а если и были, то использовались по другим целям. В конечном итоге «Нахшоль» пробыла на территории Южного Ливана около трёх лет и была выведена оттуда в мае 2000 года. За это время по её танкам не было выпущено ни единой противотанковой управляемой ракеты, хотя есть информация, что некое подобие ПТУР (идентифицировать чётко оказалось невозможно) всё-таки пролетало мимо и рвануло около гусениц танка, но КАЗ на неё не сработал.

Таким образом система «Раам Сеголь» так и не была испытана в боевых условиях против того, для чего в принципе создавалась. Определённые результаты по общей эксплуатации, в том числе работы РЛС, конечно, были получены, но и её дальнейшее существование оказалось под большим вопросом. Система не могла противодействовать гранатам и артиллерийским кумулятивным снарядам – им управление в полёте не требовалось, а значит и аэрозольная завеса фактически становилась бесполезной. Здесь, пожалуй, больше выгоды несли бортовые РЛС, которые определяли направление выстрела и тем самым облегчали танкистам работу по поражению огневых точек противника.

В конце концов работы по «Раам Сеголь» были прекращены за отсутствием перспектив, однако с большой долей вероятности её компоненты – в первую очередь РЛС – использовались при создании уже более совершенной активной защиты «Трофи».

Автор:Эдуард Перов

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация