Мини-ракеты «Панциря-С1» защитят Донецк от РСЗО ( 1 фото )
- 20.08.2022
- 16 468
Сбивать смертоносные цели станет удобнее и дешевле
Сергей Аксенов
На фото: зенитный пушечно-ракетный комплекс ближнего действия «Панцирь-С1» (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС, архив)
Материал комментируют:
Владимир Прохватилов
Дмитрий Корнев
Российские конструкторы разработали мини-ракеты для комплекса ПВО «Панцирь-С1М», позволяющие сбивать малоразмерные цели с рекордно близкой дистанции в 500 метров. Об этом в преддверии международного военно-технического форума «Армия» рассказал первый заместитель гендиректора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.
«Она [ракета] существенно расширяет возможности борьбы с массовыми малоразмерными целями. Речь, конечно, не только о БПЛА, но и, например, о реактивных снарядах залпового огня, противорадиолокационных и управляемых ракетах, высокоточном оружии, самолетах и вертолетах, а также их бортовом вооружении», — пояснил Артяков.
По некоторым данным, причиной создания новых ракет для российских зенитных ракетно-пушечных комплексов стало довольно широкое применение в ходе боевых действий на Украине беспилотников Switchblade и Ghost Phoenix, имеющих небольшие габариты, но способные выводить из строя средства ПВО.
Обновление российских комплексов ПВО проводится на фоне усиления обстрелов, в том числе из РСЗО, городов освобожденных территорий Украины. Так, утром 13 августа ВСУ в течение часа обстреляли Горловку, Донецк и Макеевку. Накануне в Зайцево погибла женщина. Всего же с момента обострения в ДНР погибли более 300 мирных жителей, свыше 3 тысяч ранены.
Эксперт по оружию, главный редактор портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев видит в использовании мини-ракет возможность сэкономить.
— У классического «Панциря С1» 12 ракет (и две 30-миллиметровых пушки — авт.). Каждая ракета стоит, предположим, несколько миллионов рублей. А при нахождении в зоне активных боевых действий может потребоваться поражение в единицу времени десятка беспилотников разного класса, начиная с тактических квадрокоптеров, чуть ли не бытовых, которые иногда используют, и заканчивая чем-то уровня нашего «Орлана» или даже аппаратов посерьезнее. И расходовать дорогостоящий боекомплект «Панциря-С1» на такие задачи слишком расточительно.
При этом для поражения таких БПЛА достаточно ракет с более скромными тактико-техническими характеристиками. Поэтому теперь на «Панцирь-С1» на место одной обычной ракеты будут ставить специальный контейнер с четырьмя маленькими ракетами. Такие ракеты будут управляться командным наведением комплекса. Никаких проблем точно также наводить такую малую ракету нет. Стоимость таких ракет будет в разы ниже, чем штатной ракеты, но ее возможностей будет достаточно, чтобы очистить тактическую зону вокруг «Панциря-С1» диаметром в один километр.
«СП»: — То есть конструкторы сообразили, что стрелять из пушки по воробьям неэффективно…
— Видимо, события этого года, а также боевые действия в Сирии показали, что есть потребность в поражении беспилотников на дальности около 500 метров. А штатные ракеты «Панциря-С1» рассчитаны на работу с дистанции 1,5−2 километров. Думаю, они абсолютно эффективны и на меньших дистанциях, но все-таки возможна определенная «воронка» — расстояние, на котором использовать большие ракеты нельзя из-за риска поражения самого комплекса. А малые ракеты смогут использовать на самой минимальной дистанции тоже.
По мнению военкора Дмитрия Селезнева, новые мини-ракеты «Панциря-С1» помогут бороться с обстрелами городов Донбасса со стороны ВСУ.
— Предположу, что новые мини-ракеты будут прежде всего предназначены для перехвата ракет РСЗО, а не беспилотников. Это трудно сбиваемая ракета в отличии, например, от устаревшей «Точки-У». Их сбивать научились, несмотря на хитрость противника, который порой запускает две «Точки-У» одну за другой, чтобы если первую собьют, вторая все равно долетела бы до цели.
«СП»: — Беспилотники противника всё же доставляют много хлопот нашим военным…
— ВСУ пользуются всем спектром БПЛА, включая и бытовые. Артиллерийские дуэли с обеих сторон ведутся именно с помощью БПЛА. Везде расставлены наблюдательные пункты, которые замечают подозрительное движение противника и наводят огонь своей артиллерии в режиме реального времени. Идет даже война дронов. По себе знаю, слышать жужжание чужого дрона очень неприятно.
«СП»: — Поговаривают, что у нашей стороны избытка в дронах, увы, нет. Но хотя бы чужие будем сбивать с помощью «Панциря С1»…
— У российской армии есть серьезные профессиональные БПЛА. Я их видел на выставках. Например, «Орион». Есть данные об их применении. Но на мой взгляд, о широком их использовании говорить рано. Кажется, их не производят в нужном количестве. Отсюда большой интерес военных к информации о том, что Россия договорилась о поставках иранских беспилотников.
Вряд ли я ошибаюсь в своей оценке. Если бы у нас БПЛА было, сколько надо, это было бы заметно. Во время последней войны в Нагорном Карабахе, где я был в самый разгар боевых действий, пресловутые азербайджанские «Байрактары» было видно и слышно везде. Здесь, на Донбассе, такого, к сожалению, пока не наблюдается.
Однако, движение в правильном направлении есть. Сначала по частной инициативе, а потом и под патронажем властей ДНР, которые ее поддержали, была создана школа — Центр беспилотных систем. Там обучают офицеров пользоваться бытовыми, не военными БПЛА типа китайского «Мавика». Из школы выходят пилоты разного уровня. Надеюсь, противник вскоре почувствует результат.
Военный эксперт Владимир Прохватилов считает новые версии российского оружия частностью, всерьез не влияющей на исход боевых действий на Украине.
— Никакое новое или старое чудо-оружие ни с российской, ни с американо-украинской стороны принципиально соотношение сил на фронте не изменят.
«СП» — Поясните, пожалуйста…
— В соответствии с известными с начала XX века законами Ланчестера (математическая формула для расчета относительных сил пары сражающихся сторон, известна также как законы Осипова — авт.) наше абсолютное превосходство в артиллерии имеет решающее значение. Тот факт, что ВСУ закопались в землю, держат оборону в неких подземных городах (промзонах под заводами) — это временная помеха, для окончательного исхода боевых действий это не существенно.
Тотальное огневое превосходство, «огневой вал» как в Первую мировую, как во Вторую мировую войну решает буквально все. Ясно, что и в XXI веке артиллерия остается богом войны. И бог войны на стороне России.
Материал взят: Тут