South of the Circle . Надоедливые воспоминания о холодной войне ( 23 фото )

Это интересно

У британцев явно очень все плохо и с играми, и с фильмами. Мне приходилось видеть кое-какие образчики низкобюджетных британских боевичков, сделанных как будто трудами пары клубов реконструкторов или страйкболистов, и впечатление дешевизны было сильнее, чем от перестроечных боевиков 90-х. Теперь то же самое я вижу и в играх.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Британская студия "State of Play" в 2011 г. выпустила короткометражку "Lume" аналогичного качества с графикой из картона, а потом наклепала несколько цветовых головоломок. Потом она выпустила типа как свое крупнобюджетное творение "South of the Circle", в котором появились озвучка и графон, благодаря чему игра даже попала на сайты игровых новостей. Рецензенты восхваляли ее за всякие достоинства: "законченная композиция, построенная на уникальном визуальном стиле, отличной режиссуре и актерской игре и проработанной истории", "хорошо написанная история отношений между людьми в достоверных декорациях времён холодной войны", "приятная графика и отличная актёрская работа здорово дополняют увлекательную историю, а повествовательные элементы столь хороши, что слабоватый геймплей не сильно портит впечатление".

На самом деле все это очередная чушь, превозносящее очередное "интерактивное кино". Этот жанр, который является ублюдочным бастардом, не кино и не игрой, мне уже порядочно надоел, и "South of the Circle" вовсе не стал исключением.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Вначале игра подкупает более-менее оригинальной завязкой. На дворе 1964 год. Антарктика. Горяие дни холодной войны. Здесь среди снегов потерпели крушение самолета два британских полярника - молодой климатолог Питер Гамильтон и его пилот по имени... э-э-э... У него нет имени. Пилот повредил ногу, как тот муравей из старой сказки, так что идти не может. Питер сам отправляется на красный свет радиовышки к местной британской базе. Нетрудно догадаться, что все будет не так просто. База пуста, а потом выясняется, что ребята попали в какую-то куда более серьезную передрягу, чем им казалось. Параллельно нам рассказывают про прошлое Питера в многочисленных флэшбэках. Оформлены они стандартно, под глюки - за время бесконечной ходьбы по снегам у Питера уже путается в голове, и локации прошлого и настоящего буквально перетекают одни в другие.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Собственно, в этом очередном интерактивном кино мы видим доведение до абсурда всех его проблем. Такие творения всегда делаются на минимальный бюджет, поэтому на графике всегда экономят. Вспомните разорившуюся TaleTell с ее контурными фигурами и грубостью реквизита из начала 2000-х. Здесь рисовка вообще представлена низкополигональной графикой из цветных многоугольников. Я знаю паблик ВКонтакте, который развлекается, переделывая в таком стиле известные фото и кинокадры. Почему-то его никто не хвалит за хорошую рисовку, как такую. Ситуацию несколько спасает то, что персонажи сделаны в моушн-кэпчинг, и это придает ходящим многоугольником с нарисованными карандашом глазами и ртом некоторое правдоподобие.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Что еще? Геймплей? Отлично - в таком жанре он вообще не особо нужен, и его тут просто отбросили за ненадобностью. Если игры TaleTell или Life in Strange хотя бы пытались изображать подобие выбора в репликах или делали второстепенные сюжетные линии, зависевшие от выбора - тут и этого нет. Весь "геймплей" представлен в виде выбора в диалогах... нет, не реплик - "эмоций". "Эмоции" изображены (внезапно!) теми же многоугольниками геометрическими фигурками типа кружков и квадратиков. Впрочем, можете их спокойно игнорировать - выбор не значит абсолютно ничего. Более того - даже если вы будете возиться со значками, скорее всего, диалог никак не изменится. Я очень хотел пройти игру, постоянно нажимая на "негатив", но оказалось, что при этом герой обычно просто ноет, а не шлет всех собеседников к дьяволу и не хамит им. Более того - часто выбор всего один, как в бюллетене времен товарища Сталина. Так что можно ничего не жать - игра будет это делать за вас. Все, что потребуется лично от игрока - щелкать изредка по активным зонам (далее действие автоматическое), иногда двигать персонажа клавишами WASP, разика три покрутить ручку у радио и пройти убогую стрельбу в тире из ружья с полностью отбитым прицелом. Иногда Питер едет на машине - в основном достаточно просто жать вперед, машина сама найдет направление.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Остаются блистательный сюжет и непередаваемое сценарное мастерство... Окей, тут авторы действительно постарались. За основу взят проверенный прием двух сюжетных линий. В одной мы пытаемся найти помощь и шастаем по совершенно пустым базам, догадываясь, что наш полярный зверек гораздо крупнее, чем мы думали, что в какой-то момент подтверждает здоровенная шахта с какой-то знакомой желто-черной эмблемкой на дверях. Во второй линии, где проходит три четверти действия мы видим флэшбэки из жизни нашего ботана Питера Паркера Гамильтона. В общем-то там мало интересного - стандартная жизнь ученого 1950-х. Вырос мальчик в суровой семье, где отец лупил его за соплежуйство, отучился в школе и пошел в институт климатологом. Дальше - стандартные проблемы молодого ученого: студенты-дебилы (взаимодействовать и штамповать им двойки не дадут), низкая публикационная активность, псевдомилый куратор со своими тараканами в голове, добренькие друзья-кобели и затхлая каморка для работы.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
У этой линии два костыля - мелодрама и исторический фон. За мелодраму отвечает ученая Клара - веселая, симпатичная и никогда не унывающая девушка, которая постепенно сближается с рохлей Питером. За фон - холодная война. На дворе холодная война и обострение дипломатических отношений в 1950-е. Британские студенты выходят на акции за ядерное разоружение, знакомых Клары арестовывают по подозрению в связях с коммунистами, Кембриджскую четверку уже разоблачили - и догадываются, что есть и кто-то пятый. По радио неоднократно заявляют о том, как злобный-нехороший СССР не хочет соглашаться на демилитаризацию Антарктиды и его агрессия грозит военным обострением. Собственно, с этим связан единственный конфликт сюжета: Клара куда-то девается, видимо, из-за лишних связей с антивоенными активистами, или нет, я плохо понял - а Питеру сначала предлагают убрать ее имя с совместной монографии, а потом в награду предлагают стать климатологом на базе в Антарктиде, куда Макар белых медведей не гонял. Дескать, злые русские опять что-то химичат с ядерным оружием, и надо держать ухо востро.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
"РСФСР СТАЛИНГРАДСКАЙ"... Ну как же без клюквы, даже самой мелкой...

Весь этот сюжет, которого хватило бы на час, растянут аж на все четыре. За счет чего? В основном диалогов. Они по большей части в линии прошлого. Каждый раз, когда Питер добирается до очередной комнаты или темного вонючего валуна, флэшбэк перемещает нас туда, в теплые ламповые 1950-е. Здесь он будет бесконечно болтать с Кларой, преподами, друзьями и еще кучей близких. Диалоги прописали старательно и живо, насколько могли, и их озвучивают действительно отличные актеры. Интересно ли это? Нет, потому что все это можно видеть в любом другом фильме или сериалу по теме. Банально, в общем - поверьте, господа авторы, в жизни разговоры с преподом и своей девушкой идут о таком, о чем и вы представить себе не можете.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Вся эта байда идет неспешно, три часа кряду, без остановок. Если вам наскучит бесконечная болтовня персонажей с минимум сюжетной информации - не переживайте: можете отойти попить чайку, перекусить, погладить рубашку и вообще, заняться делами по дому. Просто иногда надо подходить к экрану, чтобы провести нашего героя туда-сюда и иногда делать выбор кагбэ сюжетно важных элементов (которые не важны). В остальном игра сама поиграет в себя, как в TaleTell. Только у TaleTell был экшн, красивая смена ракурсов и разнообразие персонажей и локаций... Но вы обойдетесь и без этого.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Ближе к самому концу появляется некоторая интрига. На сцену совершенно неожиданно выходит бородатый полярник в ушанке шапке, про которого только из концептов к игре можно узнать, что его зовут Михаил. Это русский инженер, который тоже застрял тут из-за бури. Так сюжет сворачивает к важной и актуальной теме единения всех наций планеты в борьбе с ядерным оружием и угрозой войны. Очень, очень актуальная тема в 2022 г., когда войны в Европе и противостояние двух вооруженных до зубов лагерей уже идут и совершенно по другим причинам, чем в те времена, и беззубый пацифизм поему-то не помогает - очень актуально, да. В любом случае, добрый русский инженер очень кстати, потому что пилот-напарник - натуральный психопат, одержимый русофобией и красной истерией. Коммунистов он ненавидит настолько, что даже в минуту смертельной опасности отказывается звать их на помощь, а своего дружка Питера запугал ими так, что он едва увидев советский флаг на базе, запаниковал и стал хватать камни для самозащиты. Потом пилоту взбрело в голову еще и палить из винтовки по приближающимся, и мы понимаем, что он просто отмороженный маньяк. Сумасшествие - это заразно.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
К счастью, сценаристы живут в XXI веке, а не в годы красной истерии, так что Михаил полностью разоблачает все эти параноидальные страхи перед зловещим КаГеБе. Он спасает Питера, аккуратно отнимает у маньяка ножик, отлично говорит на английском (на русском у него вообще была одна-единственная реплика) - и вообще, в доску положительный парень. Именно он окончательно разоблачает все проблемы на месте, которые опять сводятся к опасности радиоактивных испытаний в Антарктиде. Да, по сюжету на Южном Полюсе все стороны проводили такие испытания (британцы вон вообще ядерные бомбы бросали) - и параллельно наблюдали друг за другом. Какого рожна тогда все стороны молчали, если по международному соглашению 1959 г. любые подобные действия категорически запрещены? А чтобы свое рыльце в пушку не разоблачить - умно, правда?

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
К сожалению, сюжет не углубляется в собственные дыры, чтобы окончательно закопать сам себя. Да и вообще радоваться не приходится - концовка тоже затянута, и драма с брошенностью и одиночеством наших персонажей на краю гибели уже не трогает. Под конец разбитной Михаил, наверно, единственный нормальный человек в этом цирке, все-таки вытащит наших героев на самолете из этой ледяной пустыни - но увы, финал открытый. И это, как вы понимаете, тоже очередное лыко в строку претензий к этой "гениальной" игре.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне
Будь "South of the Circle" мультфильмом - это был бы весьма затянутый и банальный мультфильм, который получил бы несколько премий на артхаузных фестивалях. Был бы он фильмом - может быть, его купило бы ТВ, поделив на пару серий, и он получил бы пару премий, если бы там была хорошая операторская работа (потому что в игре ее в целом нет). Но это как бы игра - а интерактивное кино облизывать любят. Поэтому про нее пишут хвалебные отзывы, рекомендуют, делают стримы, проливают над ней слезки в платочек и прощают ей затянутость, недостаток сюжетных поворотов, банальность конфликтов и диалогов и вообще, откровенную вторичность. Что до меня, то я твердо скажу - вранье, что игра может скрасить один-два вечера. Даже положительный русский парень того не стоит, и данные четыре часа прохождения можно было бы потратить на что-то более веселое. Советую и вам так поступить и пройти мимо этого очередного экземпляра "интерактивного кино", маскирующегося под видеоигру.

South of the Circle (2022). Надоедливые воспоминания о холодной войне

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация