Как ресторан опоздал к успеху ( 2 фото )
- 07.08.2022
- 12 687
Многие москвичи знают Дом художника на Кузнецком мосту. Чего там только не было за последние десятилетия – магазины, кафе, выставки. Гораздо меньше известна дореволюционная судьба этого здания. А ведь, если бы не революция 1917 года, оно бы гремело в ресторанном мире Москвы.
Во второй половине XVIII века огромное владение между Рождественкой, современным Сандуновским переулком, Петровкой И Кузнецким Мостом принадлежало графу И.И. Воронцову. В воронцовских строениях по Кузнецкому Мосту открылись первые модные лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому Мосту славу самой «французской» улицы Москвы.
Как рассказывает известный московский краевед Алексей Дедушкин на страницах журнала «Московское наследие», в 1883 году, часть старинных построек была соединена остекленным чугунным сводом по проекту архитектора А.А. Мартынова, и здесь paзместился пассаж металлургического завода графа Франца Сан-Галли, производившего художественное питье, строительные детали и отопительное оборудование для помещений.
В 1896 году здание было перестроено еще раз. Вскоре после начала Первой мировой войны, в мае 1915 года‚ магазин был разгромлен во время антинемецкого бунта и закрыт.
В помещении бывшего пассажа знаменитый булочник Н.Д. Филиппов решил открыть поэтическое кафе «Питтореск». Заказ на отделку интерьеров кафе получил модный тогда художник Георгий (Жорж) Якулов, который привлек к paботe своих коллег по «живописному цеху»: В. Татлина, А. Осьмеркина, Н. Удальцова, П. Бруни, А. Родченко. Основной сюжет росписи «бешено яркими красками» стен и потолка был взят из «Незнакомки» А. Блока. Над проектом «небывалой», «под стать потолку» мебели трудилась Валентина Ходасевич. Увы, ее проекты так и не были воплощены в жизнь. Позже она писала: «Пока делали шаблоны мебели, пока раздобывали материалы —карельскую березу, красное дерево, цветные сафьяны (Филиппов был щедр), - революция развивалась, было уже не до «Питторесков», кафе закрылось, и моя необыкновенная мебель не родилась».
Открылось кафе уже после революции. 20 января 1918 года газета «Мысль» сообщала: «Открылось расписанное Якуловым кафе “Питтореск”, оказавшееся, по-видимому, филиальным отделением Кафе поэтов. Ha открытии выступали знакомые все лица: Маяковский, Бурлюк, B. Каменский».
Художник Н.Лаков писал: «Внутреннее пространство кафе “Питтореск” поражало молодых художников своей динамичностью. Всевозможные причудливые фигуры из кapтона, фанеры и ткани... Краски казались огнедышащими. Все это свисало с потолков, из углов, со стен и поражало смелостью и необычностью».
Время было голодное и холодное. Помещение не отапливалось, в буфете имелись только простокваша в стаканах, да пирожки из мороженой кapтошки. И то не каждый день. Тем не менее, B заведении, которое Якулов прозвал «мировым вокзалом искусства», выступали многие известные поэты, a Всеволод Мейерхольд ставил здесь блоковскую «Незнакомку».
В мае 1918 года в кафе состоялся «прощальный вечер с Москвой» В.Маяковского. На афише, посвященной этому знаменательному событию, значилось: «Только друзьям! Кафе Питтореск (Кузнецкий мост, 5). Среда, 1 мая нов.ст. Я, Владимир Маяковский, прощаюсь с Москвой. 1) Я произнесу в честь друзей моих великолепную речь “Мой май”. 2) Ольга Владимировна Гзовская прочтет мои стихи “Марш” и др. 3) Блестящие переводчики прочтут блестящие переводы моих блестящих стихов; французский, немецкий, болгарский. И наконец: 4) Я сам прочту стихи из всех моих книг: «Война и мир», «Облако в штанах», «Человек», «Простое как мычание», «Кофта фата»
К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса, и по инициативе возглавлявшей оный отдел О.Д. Каменевой было переименовано в «Красный петух». В нем бывали Сергей Есенин и Николай Клюев, Валерий Брюсов и нарком Анатолий Луначарский. Еще через год кафе закрылось, и помещение снова стало торговым. Некоторое время в части здания располагалось издательство «Московский рабочий».
А с 1930 года в доме открылся выставочный зал «Всекохудожник», B 1953 году превратившийся в Московский дом художника. В годы Великой Отечественной здесь создавались знаменитые агитационные плакаты «Окна ТАСС».
В 2001 году благодаря проведенным реставрационным работам, пассажу, серьезно перестроенному в 1960-е годы, был возвращен дореволюционный вид.
В настоящее время в здании, по-прежнему принадлежащем Московскому дому художника, располагаются художественные салоны и магазины подарков.
Во второй половине XVIII века огромное владение между Рождественкой, современным Сандуновским переулком, Петровкой И Кузнецким Мостом принадлежало графу И.И. Воронцову. В воронцовских строениях по Кузнецкому Мосту открылись первые модные лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому Мосту славу самой «французской» улицы Москвы.
Как рассказывает известный московский краевед Алексей Дедушкин на страницах журнала «Московское наследие», в 1883 году, часть старинных построек была соединена остекленным чугунным сводом по проекту архитектора А.А. Мартынова, и здесь paзместился пассаж металлургического завода графа Франца Сан-Галли, производившего художественное питье, строительные детали и отопительное оборудование для помещений.
В 1896 году здание было перестроено еще раз. Вскоре после начала Первой мировой войны, в мае 1915 года‚ магазин был разгромлен во время антинемецкого бунта и закрыт.
В помещении бывшего пассажа знаменитый булочник Н.Д. Филиппов решил открыть поэтическое кафе «Питтореск». Заказ на отделку интерьеров кафе получил модный тогда художник Георгий (Жорж) Якулов, который привлек к paботe своих коллег по «живописному цеху»: В. Татлина, А. Осьмеркина, Н. Удальцова, П. Бруни, А. Родченко. Основной сюжет росписи «бешено яркими красками» стен и потолка был взят из «Незнакомки» А. Блока. Над проектом «небывалой», «под стать потолку» мебели трудилась Валентина Ходасевич. Увы, ее проекты так и не были воплощены в жизнь. Позже она писала: «Пока делали шаблоны мебели, пока раздобывали материалы —карельскую березу, красное дерево, цветные сафьяны (Филиппов был щедр), - революция развивалась, было уже не до «Питторесков», кафе закрылось, и моя необыкновенная мебель не родилась».
Открылось кафе уже после революции. 20 января 1918 года газета «Мысль» сообщала: «Открылось расписанное Якуловым кафе “Питтореск”, оказавшееся, по-видимому, филиальным отделением Кафе поэтов. Ha открытии выступали знакомые все лица: Маяковский, Бурлюк, B. Каменский».
Художник Н.Лаков писал: «Внутреннее пространство кафе “Питтореск” поражало молодых художников своей динамичностью. Всевозможные причудливые фигуры из кapтона, фанеры и ткани... Краски казались огнедышащими. Все это свисало с потолков, из углов, со стен и поражало смелостью и необычностью».
Время было голодное и холодное. Помещение не отапливалось, в буфете имелись только простокваша в стаканах, да пирожки из мороженой кapтошки. И то не каждый день. Тем не менее, B заведении, которое Якулов прозвал «мировым вокзалом искусства», выступали многие известные поэты, a Всеволод Мейерхольд ставил здесь блоковскую «Незнакомку».
В мае 1918 года в кафе состоялся «прощальный вечер с Москвой» В.Маяковского. На афише, посвященной этому знаменательному событию, значилось: «Только друзьям! Кафе Питтореск (Кузнецкий мост, 5). Среда, 1 мая нов.ст. Я, Владимир Маяковский, прощаюсь с Москвой. 1) Я произнесу в честь друзей моих великолепную речь “Мой май”. 2) Ольга Владимировна Гзовская прочтет мои стихи “Марш” и др. 3) Блестящие переводчики прочтут блестящие переводы моих блестящих стихов; французский, немецкий, болгарский. И наконец: 4) Я сам прочту стихи из всех моих книг: «Война и мир», «Облако в штанах», «Человек», «Простое как мычание», «Кофта фата»
К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса, и по инициативе возглавлявшей оный отдел О.Д. Каменевой было переименовано в «Красный петух». В нем бывали Сергей Есенин и Николай Клюев, Валерий Брюсов и нарком Анатолий Луначарский. Еще через год кафе закрылось, и помещение снова стало торговым. Некоторое время в части здания располагалось издательство «Московский рабочий».
А с 1930 года в доме открылся выставочный зал «Всекохудожник», B 1953 году превратившийся в Московский дом художника. В годы Великой Отечественной здесь создавались знаменитые агитационные плакаты «Окна ТАСС».
В 2001 году благодаря проведенным реставрационным работам, пассажу, серьезно перестроенному в 1960-е годы, был возвращен дореволюционный вид.
В настоящее время в здании, по-прежнему принадлежащем Московскому дому художника, располагаются художественные салоны и магазины подарков.
Материал взят: Тут