Александр Широкорад: история русских «зверств» на Украине на примере «столицы Мазепы» ( 1 фото )
- 11.07.2022
- 11 358
Миллиарды гривен были истрачены на доказательства того, чего никогда не было
Александр Широкорад
На фото: Иван Мазепа (Фото: Mary Evans Picture Library/ Global Look Press)
Украинские гетманы и даже казаки никогда не жили постоянно в Киеве. Гетманы выбирали для своих столиц небольшие городки — Переяслав, Чигирин и др. С 1669 по 1764 год столицей гетманов Брюховецкого и Мазепы был городок Батурин на реке Сейм.
24 октября 1708 года гетман Мазепа выехал из своей резиденции в Батурине навстречу войску Карла XII. Вместе с Мазепой отправилось от 4 до 5 тысяч казаков. Однако 28 октября по прибытии в ставку короля у Мазепы оказалось не более 1500 казаков, остальные попросту разбежались по дороге.
Пётр I узнал об измене Мазепы лишь 28 октября, а во второй половине дня 31 октября к Батурину подошёл отряд Александра Меншикова в составе 5 тысяч драгун без осадной артиллерии. По одним сведениям, русские располагали несколькими малокалиберными полевыми пушками, а по другим у них артиллерия вообще отсутствовала.
В Батуринской крепости находилось от 7 до 15 тысяч гетманского воинства. По сведениям украинских националистических историков, в Батурине состояло аж 315 (!) пушек. И вдруг произошло чудо! В ночь на 2 ноября в течение двух часов Меншиков штурмом овладел Батуриным.
Штурм крепости при таком соотношении сил физически немыслим. Подобное было не под силу ни Суворову, ни Наполеону. А далее произошли события, жуткие для читателей XXI века, но рутинные для Малороссии XVII — начала XVIII веков. Меншиков перебил всех защитников крепости и мирное население. Точно также действовали казаки Хмельницкого в 1648 году, овладев Батуриным. Малороссийские гетманы, а также призванные ими турки и татары в 1648—1680 годах сожгли десятки малороссийских городов, полностью уничтожив их население. Недаром сами украинские историки позже назвали этот период «руиной».
Однако в 1991 году батуринский эпизод Северной войны стал для украинских националистов буквально манной небесной. Дело не в масштабах драмы горожан, а в том, что виновниками можно выставить русских! Оказывается, гетман Мазепа поднял антиколониальное восстание, а Меншиков решил запугать украинский народ и учинил в Батурине геноцид. Он-де велел распять на крестах тысячи щирых украинцев и пустить плоты с крестами по реке Сейм, и прочая, и прочая, и прочая…
По сему поводу за последние 20 лет были сняты десятки документальных и художественных фильмов, написаны сотни картин. «Оранжевые» мифотворцы врали столь усердно, что обманули сами себя. Подобный случай был описан еще Альфонсом Доде в книге «Тартарен из Тараскона».
И вот в 1995 году в Батурине начались грандиозные раскопки. Была создана Чернигово-Северская экспедиция Института археологии Национальной академии наук Украины и Черниговского педагогического университета имени Т.Г. Шевченко.
Нет, не подумайте, никто не стал раскапывать древний Чернигов, где сохранилось семь (!) каменных храмов домонгольского периода. Там археологи плачут, что частные компании постоянно раскапывают остатки храмов, древних кораблей, подземные ходы и немедленно зарывают их, поскольку денег на раскопки нет, и найденное, скорее всего, законсервируют. Нетрудно догадаться, что если даже десятую часть денег, вбуханных на Батурин, направить на раскопки в Чернигове, то были бы сенсации мирового уровня. Украина получила бы солидные доходы от туризма. Но древний Чернигов никого не интересует. Всем нужен захудалый деревянный городишко Батурин, первое упоминание о котором относится к 1622 году.
В раскопки и восстановление Батурина были вложены миллиарды гривен как из украинской казны, так и из различных американских и канадских фондов. Было дано указание искать массовые захоронения десятков тысяч убиенных Меншиковым украинцев.
Цитирую официальный отчет руководства экспедиции: «В 1996—2006 годах археологи обнаружили в Батурине 138 захоронений периода правления Ивана Мазепы. 65 из них принадлежат убитым во время взятия Батурина (преимущественно женщинам, детям и старикам)».
В отчете масса забавных эпизодов. Например, откопаны останки молодой девушки в колодце. Кто ее утопил? Естественно, драгуны Меншикова, и т. д.
Параллельно с раскопками был полностью восстановлен Батурин времен Мазепы. Насыпаны валы, на них поставлен частокол, срублены деревянные церкви, дома, поставлены многочисленные памятники. Замечу, что уже в XVIII веке Батурин представлял собой деревню с деревянными постройками, а от времён Мазепы не осталось и следа. При строительстве новодела были снесены десятки домов местных жителей.
Ну а что случилось на самом деле в Батурине 2 ноября 1708 года? Большую часть гарнизона Батурина составляли севрюки — наёмники Мазепы. Малороссийские казаки не составляли и пятой части их. Севрюков набирали из немцев, ляхов, москалей, турок и т. д. Кроме того, охрану гетманской столицы нёс Прилукский полк. Его полковник Дмитрий Горленко бросил своих казаков и бежал с Мазепой к Карлу XII. Судьба его характерна для малороссийского старшины. Через несколько недель он переметнулся от шведов к русским, получив полное прощение Петра, а в 1711 году оказался уже у турок. В 1715 году опять вернулся к Петру и опять каялся, и опять был прощён.
Казаки Прилуцкого полка помнили присягу и не хотели воевать с царем. Принявший командование над ним старшина Иван Нос отправил гонца к Меншикову и показал тайный вход в крепость. Алексашка воспользовался предложением Носа. Благо, другой возможности овладеть Батуриным у него физически не было.
Казаки Прилуцкого полка в полном составе перешли на сторону Петра и не понесли потерь. Ивана Носа через две недели царь назначил полковником Прилуцкого полка, и тот верно служил Петру до конца своих дней вначале полковником, а затем генеральным судьёй.
При штурме севрюки были частично уничтожены, частично бежали и многие оказались в войске Карла XII. Замечу, что иностранцы — очевидцы сражения, утверждали, что несколько десятков севрюков и мирных жителей, убегавших из крепости, провалились под лёд, пытаясь форсировать Сейм.
Риторический вопрос, если на Сейме стоял лёд (а дело было 14 ноября по новому стилю), то как можно было пустить по Сейму плоты с распятыми щирыми украинцами?
Да и времени у Александра Даниловича не было. Вечером 2 ноября, то есть в тот же день, русские драгуны и казаки Прилуцкого полка, опасаясь шведов, бежали из Батурина. Из крепости удалось увезти только 70 лёгких медных пушек, а тяжёлые чугунные пушки утопили в Сейме, чтобы не достались шведам.
Было ли время у Меншикова ловить обывателей, насиловать украинских красавиц? Видимо, Данилыч спалил несколько десятков домов и магазинов (складов) в крепости, но подавляющее число строений Батурина находились вне стен, и были сожжены севрюками еще 1 ноября, чтобы затруднить русским осаду крепости.
Ну а насчёт «антиколониального восстания» — так это полный бред! Все малороссийские полки и города остались верны Петру. Ах, их запугали драгуны Меншикова! Так почему не состоялось «антиколониальное восстание» на правой стороне Днепра, где не было ни одного русского солдата? Тогда все Правобережье дружно поднялось против шведов. Одной из причин поражения Карла XII стало то, что правобережные казацкие полковники не пропускали продовольствие, боеприпасы и подкрепления, направляемые к шведам их союзником польским королем Станиславом Лещинским.
Причём, казаки Правобережья не были связаны присягой царю. Наоборот, они формально являлись подданными польского короля. Но и до 1708 года, и после они дружно просились в подданство к Петру.
Материал взят: Тут