Безумие анабаптистского Мюнстера ( 11 фото )

Это интересно




Иоганн Лейденский в образе Давида повергает Голиафа. Иллюстрация анабаптистского сочинения «Newe Zeitung»

Как мы помним из предыдущей статьи, лидер нидерландских анабаптистов Мельхиор Хоффман, объявивший себя ветхозаветным пророком Илией, был арестован в Страсбурге и провёл остаток жизни за решёткой. Но в германском Мюнстере в это время уже обосновались два его «апостола» (посланника) – Ян Матис из Харлема и лейденец Ян Бокельзон. Они объявили этот город Новым Иерусалимом и призвали в него своих сторонников.


Ян Матис (Johhan Mathis) на гравюре ван Зихема. На заднем плане – его смерть во время осады Мюнстера


Иоганн Лейденский (Johann von Leiden – Beukelszoon), гравюра Генриха Альдегревера

Узнав об аресте учителя, Матис без малейших угрызений совести объявил его лжепророком, а себя – пророком истинным, назвавшись Енохом. Он относился к той группе анабаптистов, что хотели сами построить Царство Божие на грешной земле.

Победа анабаптистов в Мюнстере

В это время в Мюнстере боролись две партии – католиков и лютеран. Анабаптисты поддержали последних и постепенно оказались во главе всех протестантов города. Благодаря их агитации, в феврале 1534 года за 8 дней здесь повторно крестилось более 14 тысяч человек.

В одной из хроник можно прочитать об этом:

«Лица христиан расцвели. Все на базаре пророчествовали – даже дети 7 лет. Женщины делали удивительные прыжки. Безбожники говорили: они безумны, они напились сладкого вина.»

Деятельность анабаптистов Мюнстера не осталась без внимания местных властей. Князь-епископ Франц фон Вальдек, являвшийся сеньором этого города, собрал трёхтысячную армию, которая подошла к городу 9 февраля 1534 года, но не рискнула вступить в бой с выступившими против неё отрядами анабаптистов. А 10 февраля у Мюнстера произошло редкое атмосферное явление – гало: над городом видели три солнца.


Ложные солнца над Мюнстером, изображение из «Аугсбургских диковин», около 1552 г.

Анабаптисты сочли это знамением их грядущей победы, на их противников, напротив, гало оказало деморализующее влияние.

В результате 21 февраля на выборах в городской совет сторонники Матиса получили большинство голосов и смогли поставить во главе Мюнстера своих сторонников либо лиц, сочувствующих им. Среди них был и купец Бернхард Книппердоллинг, бургомистр Мюнстера с 1533 года, ставший тестем и меченосцем Иоганна Лейденского.


Бернхард Книппердоллинг на гравюре Генриха Альдгревера, 1536 г.


И. Бэр. Иоганн Лейденский крестит девочку. За ним с мечом стоит Книппердоллинг. 1840 г.


Монета Мюнстерской коммуны с лозунгом «Один Господь, одна вера, одно крещение»

Уже 24 февраля в Мюнстере начались погромы: разрушались церкви и монастыри, фанатики разбивали статуи, жгли иконы, выбрасывали на улицу мощи святых. Помимо церковных, были уничтожены статуи, окружавшие базарную площадь, вместе с иконами сжигались старинные рукописи и светские картины, разбивались музыкальные инструменты.

А 27 февраля дошло и до изгнания «безбожников», которыми объявили всех, не принявших учения «пророка». Экстремистски настроенный Матис требовал их казни. Сохранивший остатки разума Книппердоллинг выступил против, резонно заявив:

«Все народы объединятся тогда против нас, чтобы отомстить за кровь убитых.»

Наконец, стороны пришли к согласию: изгнать из города тех, кто не принял второе крещение, разумеется, изъяв всё их имущество.

Девизом анабаптистов, врывающихся в дома оппонентов, стали слова: «Долой детей Исава! Наследство принадлежит детям Иакова».

Очевидцы вспоминали, что в этот день шёл мокрый снег, а изгоняемым не позволили даже тепло одеться.

Затем дошло и до «справедливого раздела имущества». Местная хроника так рассказывает об этом:

«Они единодушно порешили, что все имущество должно быть общим, что каждый должен отдать свое серебро, золото и деньги. В конце концов, все это и сделали.»

Впрочем, в «единодушии» жителей Мюнстера возникают большие сомнения. Единодушны по данному вопросу, вероятно, были местные и пришлые люмпены. Более или менее состоятельные горожане восторга явно не испытывали. Своих противников анабаптисты грабили очень охотно, а вот со своим имуществом расставались без энтузиазма, и процесс его обобществления затянулся на два месяца. Но семь диаконов, назначенных для наблюдения за исполнением этого приказа «пророка Еноха», были неумолимы и непреклонны. Были отменены все долги, прекращено внутреннее денежное обращение, все были уравнены в получении продовольствия и прочих товаров.

Но Матису уже и этого было мало. Расправившись с католиками и лютеранами, он обратил внимание на тех анабаптистов, что повторно крестились последними. Таковых оказалось 300 человек. Самозваный пророк объявил, что «Господь разгневан и требует жертвы». Несчастных заперли на несколько часов в одной из разгромленных церквей, но потом всё же отпустили. Горожане стали доносить на недостаточно благочестивых соседей, начались репрессии против инакомыслящих. Казни стали в Мюнстере явлением вполне обыденным и при этом были достаточно массовыми. Так, уже накануне падения этого города, 3 июня 1535 г. были казнены 52 человека, 6 и 7 числа того же месяца – по 18 человек. Были и совсем уж дикие случаи, когда тело одного из обвиняемых по имени Нортхорн было разрублено на 12 частей, а его сердце и печень съел один из голландских анабаптистов.

Начало осады Мюнстера

Князь-епископ фон Вальдек обратился за помощью к обеспокоенным правителям окрестных земель – и получил её, в основном в виде оружия (в том числе – пушек) и снаряжения. Активно вербовались ландскнехты. Пехотинцам обещана месячная плата в 4 эмденских гульдена в месяц, конным воинам – 8. Кроме того, наёмникам обещано, что взятый город будет отдан им на целых 8 дней. Вождей анабаптистов и членов городского совета приказано было взять живыми.

В начале марта 1534 года началась 14-месячная осада Мюнстера, который был хорошо укреплён и имел большие запасы продовольствия (это не было заслугой лидеров анабаптистов).

Моральный дух осаждённых в первые месяцы осады был очень высок, чего нельзя сказать о солдатах епископской армии. Более того, анабаптисты часто и успешно совершали вылазки, нападая на вражеский лагерь.

Гибель Яна Матиса и явление «царя Иоганна Лейпцигского»

5 апреля 1534 года погиб вождь анабаптистов Мюнстера – Ян Матис. Накануне, во время трапезы с единоверцами, ему было видение, что он должен, подобно библейскому Самсону, вызвать неверных на бой. Ничуть не сомневаясь, он вышел за ворота с дюжиной добровольцев – все они, естественно, были убиты вражескими солдатами. Теперь настал звёздный час лейденского скорняка Яна Бокельзона, который заявил:

«Господь пожелал, чтобы Матис умер, дабы вы не верили в него больше, чем в Бога. Взамен он даст вам другого пророка, который будет еще могущественнее.»

После этого Бокельзон замолчал на три дня, а «разомкнув уста», объявил, что получил Божественное откровение о том, что именно ему и надлежит заменить Матиса. А «пророк» по имени Дюзеншнур сообщил о видении, будто Ян Бокельзон должен стать царём всей земли до тех пор, пока престол не займёт сам Господь Бог. Так скорняк из Лейдена стал ещё и царём Мюнстера, получив две золотые короны – царскую и императорскую. Городской совет был распущен, Мюнстер был поделён на 12 частей, во главе которых были поставлены «герцоги», избранные по жребию. По странной и счастливой «случайности» все «герцоги» оказались либо близкими новому «царю» «пророками», либо голландцами – земляками Яна Бокельзона, который отныне стал именоваться Иоганном Лейденским. Помимо прочего, Иоганн Лейденский заявил, что «всё высокое будет уничтожено» – в результате были снесены верхушки колоколен и башен.

«Апостолы» Мюнстера

Даже из осаждённого Мюнстера в соседние области отправлялись проповедники и прокламации с призывами присоединяться к анабаптистам этого города:

«Пусть никто не думает ни о муже, ни о жене, ни о ребенке, если они неверные. Не берите их с собой, они бесполезны Божьей общине.»

Говорилось в них и о райской жизни в Мюнстере:

«Беднейшие из нас, которых раньше презирали как нищих, ходят теперь в богатых нарядах, как высшие и знатнейшие. Бедные стали Божьей милостью так же богаты, как бургомистры и богачи.»

В книге «Реституция или восстановление истинного христианского учения, веры и жизни» утверждалось, что Эразму Роттердамскому, Лютеру и Цвингли лишь приоткрылась истина, которая «воссияла» в Матисе и Иоганне Лейденском.

А в «Книжечке о мести» содержались открытые призывы к борьбе с «нечестивой властью»:

«Вспомните о том, что они (представители власти) нам сделали; все это должно быть им воздано той же мерой, какой и они мерили. Внимайте и не считайте грехом то, что не грех.»

Известно, что посланники мюнстерских «пророков» добирались даже до Берна и Цюриха.

Проповедь «апостолов» Мюнстера имела успех. В Кельне тогда «перекрестилось» 700 человек, в Эссене – 200. Мюнстерские анабаптисты по призыву местного «пророка» Иоанна Дюзеншнура открыто явились в город Сест и едва не захватили его. В городе Волленхов близ Утрехта на помощь мюнстерцам собрались 1600 анабаптистов, которые были с трудом рассеяны властями. Под Гроннингеном около тысячи вооруженных анабаптистов, направлявшихся в Мюнстер, были разбиты войсками герцога Гельдернского. Этот же герцог перехватил и уничтожил эскадру анабаптистов, которая направлялась к Девентеру. Утверждают, что в нижнесаксонском городе Варенбург анабаптисты вели себя так вызывающе и нагло, что его бургомистр осмеливался появляться на улице лишь в сопровождении многочисленных стражников.

В гавани Амстердама власти захватили 21 корабль с анабаптистами, которые намеревались плыть в Мюнстер. Около трёх тысяч человек, в числе которых были женщины и дети, были размещены в лагере на острове Энс, многие из них погибли от голода и болезней.

В Фризландии в 1535 году местные анабаптисты захватили один из монастырей, который с большим трудом был отбит местными властями: во время штурма императорские войска только убитыми потеряли 900 человек. В том же 1535 году из осаждённого Мюнстера в Амстердам отправился Ян Ван Геель, который 12-13 мая поднял в городе восстание и даже сумел захватить ратушу.

Многожёнство

Наконец, «пророки» осаждённого Мюнстера пришли к выводу о целесообразности учреждения многожёнства, необходимость которого обосновывали ссылками на Ветхий завет и ветхозаветных патриархов. К тому же и женщин в Мюнстере, после убийств и изгнания противников анабаптистов, оказалось в два (а по некоторым данным – и в три) раза больше, чем мужчин. Был издан закон, согласно которому все женщины детородного возраста были обязаны иметь мужа. И начался делёж женщин, сопровождавшийся многочисленными изнасилованиями и самоубийствами несчастных девушек и женщин. Непокорных женщин публично казнили на городской площади, одной из таких жертв стала девушка, отказавшаяся стать 17-ой женой Яна Бокельзона, уже именовавшего себя Иоганном Лейденским. Несчастную женщину объявили в том числе и еретичкой: ведь истинная христианка не могла отказаться от «семейного счастья» с «избранником Божьим». Утверждают, что Бокельзон лично отрубил ей голову, а остальные жёны в это время стояли рядом и пели церковные гимны.


Иоганн Лейденский казнит женщину, не пожелавшую стать его 17-ой женой

Всего же у Иоганна, в конце концов, оказалось 18 жён, одной из них стала Дивара – вдова Яна Матиса. Дело дошло до того, что отцы и братья некоторых женщин 29-30 июля 1534 года подняли восстание, которое возглавил член городского совета кузнец Мёлленхеке. Однако на сторону Иоганна встали его земляки – те анабаптисты, что пришли из Голландии и Фризии. Восставшие были казнены. Руководивший расправой над связанными противниками Иоганн Лейденский – Бокельзон кричал:

«Кто сделает первый выстрел, окажет услугу Богу.»

После подавления этого восстания были развернуты репрессии, направленные на подавление любого инакомыслия. Началось переименование городских улиц, а новорождённые получали странные, часто только что изобретённые имена. Напомним, что всё это происходило во время осады Мюнстера, которую вели войска, собранные князем-епископом Францем фон Вальдеком.

Осада Мюнстера

Император Священной Римской империи Карл V в это время готовился к операции по изгнанию османского адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы из Туниса и не мог оказать противникам анабаптистского Мюнстера существенной помощи. Время шло, дисциплина в армии осаждавших падала, появились больные и дезертиры.

Наконец, было принято решение о штурме, который был назначен на 26 мая. Но уже 25 мая отряды, стоявшие напротив ворот Юдефельде, желая войти в город первыми (и первыми начать его грабить), самовольно пошли на приступ. Увидев это, в наступление пошли и другие отряды армии князя-епископа.


Штурм Мюнстера на гравюре Эрхарда Шона, около 1535 г.

Результат оказался вполне предсказуемым: осаждённые легко отбили этот приступ и даже сами перешли в контратаку, во время которой они вывели из строя 26 орудий и уничтожили большое количество пороха. Совершенно удручающим было и соотношение потерь: 14 погибших со стороны осаждённых против 200 убитых ландскнехтов епископской армии. Боевой дух осаждающей армии снизился ещё больше. Но ширилось недовольство и в осаждённом Мюнстере, где в июле, как мы помним, началось внедрение многожёнства и состоялся «делёж женщин».

На новый штурм осаждающая армия решилась лишь 31 августа 1534 года. Наравне с мужчинами Мюнстер защищали тогда также женщины и дети. В некоторых местах атакующие были близки к успеху, особенно на участке между воротами Нойбрюкен и Кройц, где была разрушена крепостная стена. Но и этот штурм был отбит.

В декабре 1534 года на Вестфальском земельном сейме в Кобленце мюнстерских анабаптистов официально приравняли к туркам. Было также решено в течение полугода выделять на осаду мятежного города по 15 тысяч гульденов.

Между тем ситуация ухудшилась и в Мюнстере, где уже явственно ощущалась нехватка продовольствия, и в осаждающей его армии, где начались эпидемии.

Некоторые из вождей анабаптистов предлагали прорываться в Нидерланды. Чтобы сэкономить продовольствие, из Мюнстера изгнали всех стариков, инвалидов, детей и часть женщин. Около 400 из этих изгнанников были казнены по приказу князя-епископа и его союзников – курфюрста Кёльна и герцога Клева. Около 300 человек были помилованы после отречения от ереси. Несколько сотен погибли от голода на ничейной полосе между стенами Мюнстера и лагерем осаждавших его войск. В Мюнстере осталось около 5 тысяч боеспособных мужчин.

Моральный дух защитников Мюнстера был подорван. Началось дезертирство, некоторые из этих перебежчиков дали ценные сведения о слабых местах в обороне города.

Падение анабаптистского Мюнстера

Решающий штурм города был начат в ночь на 25 июня 1535 года. Нападавшим помог сильный ливень, во время которого «невозможно было отличить небо от земли». Перебив стражников, прятавшихся от дождя в караульных помещениях, авангардный отряд нападавших открыл ворота. По Крестовой улице ландкнехты двинулись к Соборной площади, где находился склад оружия и боеприпасов. Даже в этих условиях анабаптисты оказали яростное сопротивление, потеснив прорвавшиеся в город войска. Некоторое время исход сражения висел на волоске, тем более что ворвавшиеся в Мюнстер части не смогли сообщить остальным войскам, что они уже в городе, и те не пришли им на помощь. Не зная об этом, Иоганн Лейденский вступил в переговоры, предлагая противнику выход из города без оружия. Эта затяжка времени оказалась роковой: с рассветом ситуация прояснилась и осаждавшие с шести сторон ворвались в город. Мужество защитников Мюнстера, в рядах которых сражались и женщины, удивило даже их противников, но силы были слишком неравными. Последний отряд анабаптистов во главе с Берндтом Крехтингом защищал храм святого Ламберта.


Bernd Krechting на рисунке Генриха Альдегревера

Наконец, поверив обещаниям сохранения жизни, сдались и эти воины – и были перебиты, едва сдали оружие. В 6 часов утра 25 июня Мюнстер пал. Из пяти тысяч его защитников в плен были взяты всего 700. Многие из них оказались потом гребцами на средиземноморских галерах. Ян Бокельзон и его «меченосец» Бернхард Книппердоллинг сдались в плен, под пытками отреклись от своей веры и были казнены на городской площади. Тела Бокельзона, Книппердоллинга и Крехтинга были выставлены в повешенных на церкви Святого Ламберта железных клетках, которые изготовил дортмундский кузнец Бертольд Людингхаусен.


Мюнстер, клетки на башне церкви святого Ламберта

Анабаптисты были полностью скомпрометированы по всей Европе и фактически оказались вне закона. Но группа анабаптистов, известных как меннониты, во второй половине XVI века всё же была признана в Нидерландах. Известный американский генерал и президент Дуайт Эйзенхауэр был потомком немецких меннонитов, семья которых эмигрировала в США в 1841 году. Впрочем, есть сведения, что его мать стала «свидетельницей Иеговы». В настоящее время, помимо меннонитов, существуют ещё два религиозных течения анабаптистского толка: амиши (аманиты) и гуттериты.

Автор:Рыжов В. А.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация