Jokero96
Мужество нас не покинет: философ Сергей Волобуев о гуманитарном измерении суверенитета России ( 3 фото )
Исторически День России 12 июня связан с принятием в 1990 году Декларации о государственном суверенитете РСФСР. До 2002 года этот день так и отмечался, как День принятия Декларации. Поэтому безотносительно к оценке событий 1990 года День России — это повод для размышлений о государственном суверенитете, его условиях и измерениях. Тем более — в году текущем, когда вполне уместно предварять размышления о суверенитете ахматовскими строками:
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет».
Мужество быть, мужество быть собой, мужество мыслить, сознавать себя и свои интересы, создавать и защищать свое собственное (государство, общество, хозяйство, искусство, мировоззрение и т. д.) — это и есть гуманитарное измерение суверенитета.
Современная российская научная и общественная мысль в области национальной безопасности вплотную подошла к теме гуманитарного суверенитета. Документы стратегического планирования уже содержат понятия «культурного суверенитета» и «информационного суверенитета» страны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации выделен стратегический национальный приоритет «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России». При этом к традиционным российским ценностям, наряду с патриотизмом, гражданственностью, служением Отечеству и ответственностью за его судьбу, относятся достоинство, свобода и права человека. В полном согласии со второй статьей Конституции, гласящей: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Да, сегодня пришло время осознать, что осуществление прав и свобод человека, утверждение достоинства человека как личности и гражданина вне странового и культурного контекста, сохраняющего свою устойчивость и способность к развитию благодаря наличию государственного суверенитета, представляются в условиях современного мира, а также в долгосрочной перспективе, утопическими ожиданиями. Вопреки сравнительно недавним прогнозам футурологов, по факту воспроизводивших марксистские и анархические постулаты об отмирании государства в будущем, подлинной глобальной тенденцией оказалось возрастание роли государства в жизни человека и общества.
Во всем мире сегодня крепнет понимание, что перед лицом глобальных вызовов и угроз только эффективное государство может обеспечить безопасность и развитие человека и общества (в том числе — путем межгосударственной кооперации, соединением усилий отдельных государств).
При этом, конечно, модели взаимоотношений граждан, общества и государства и в современном мире, и в обозримой перспективе будут очень существенно различаться, прежде всего по отношению к проблематике достоинства, свободы и прав человека: обеспечить безопасность личности и общества, сохраняя приверженность принципам достоинства, свободы и прав человека может только эффективное правовое государство.
В условиях резкого и долгосрочного обострения международных отношений, нарастания глобальных вызовов и угроз, в том числе связанных с переходом на новый технологический уклад, каждым отдельным гражданином и обществом в целом должно быть в полной мере осознано, что необходимым условием реализации прав и свобод человека и гражданина выступает обеспечение национальной безопасности, защита суверенитета страны.
Внимание к вопросам национальной безопасности, понимание национальных интересов и умение связать с ними личные и групповые интересы являются важнейшими признаками развитого гражданского самосознания. В свою очередь, развитое гражданское самосознание выступает существенным фактором обеспечения национальной безопасности, реализации национальных интересов и приоритетов.
Данные суждения не означают, что мы рассматриваем личность человека и его гражданское самосознание в качестве средства, инструмента обеспечения национальной безопасности. Напротив, вся ценностная и правовая архитектура современного российского государства зиждется на фундаментальном конституционном и гуманистическом принципе (не побоимся его повторить!):
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (2 статья Конституции Российской Федерации).
Пересмотр этого положения означал бы утрату и культурной, и конституционной сущности нашей страны.
Таким образом, гуманитарный суверенитет — это пересечение проблематик обеспечения государственного суверенитета и реализации прав и свобод человека, прежде всего как субъекта разума, свободы и культуры. Соответственно, реальный гуманитарный суверенитет представляет собой человеческий смысл и содержание суверенитета государственного, а его слагаемыми выступают взаимосвязанные аспекты культурного, научно-технологического и информационного суверенитета. Поскольку культура, наука, технологии, включая информационные, и есть те сферы, которые носят сугубо человеческий, гуманитарный характер, связаны с высшими свойствами человеческой природы — разумом, волей, нравственным чувством.
Именно потому к Дню России мы, представители интеллектуальной платформы «Гражданский экзамен», философы, политики, ученые, общественники предприняли попытку сформулировать основные положения о целях и условиях гуманитарного суверенитета России как необходимого условия развития личности, общества и государства, выступив с инициативой «Гражданская декларация о гуманитарном суверенитете России».
Само собой разумеется также, что данная инициатива — приглашение к дискуссии.
Взято: Тут
689