Самые лучшие драматические роли Анатолия Папанова ( 5 фото )
- 18.10.2017
- 1 127
Большинству зрителей Анатолий Папанов известен как комедийный актер — мало кто из режиссёров решался пригласить его на драматическую или лирическую роль. Исключительно комика видели в нём еще со времен ГИТИСа — такой образ создали неактёрская внешность, специфическая дикция, жаргонные словечки и отменное чувство юмора.
Однако, Анатолий Папанов был большим драматическим актером, да и жизнь его не всегда баловала — он работал литейщиком на заводе, командовал взводом зенитной артиллерии во время войны, в двадцать лет получил инвалидность после ранения в ногу. В ГИТИС его приняли с условием избавиться от хромоты, и уже через несколько месяцев волевой актёр научился не только ходить без трости, но даже танцевать… Драматические герои Анатолия Папанова производили на зрителей впечатление даже большее, чем контрабандист Лёлик, солдафон Сокол-Кружкин или авантюрист Киса…
Генерал Серпилин («Живые и мёртвые» и «Возмездие»)
Бывший фельдшер, а теперь комбриг Фёдор Серпилин из экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» — первая драматическая роль Папанова. Сюжет фильма, события которого разворачиваются в первые годы Великой Отечественной войны, актёру-фронтовику был близок, но от роли он поначалу отказывался. «Я не смогу, я же комедийный актёр!» — убеждал Папанов режиссёра Александра Столпера, но тот не отступал. Несмотря на попытки отказаться, Анатолий Папанов был очень благодарен создателям фильма за то, что роль решили предложить именно ему — он играл комических персонажей, проходимцев и бюрократов, но мечтал о герое. Тем более, что герой был похож на него самого — хорошо знающий цену жизни, перенесший тяготы военного времени, но сохранивший отзывчивость и любовь к людям. Образ Серпилина он додумал, вспоминая фронтовые годы и людей, которых встречал на войне, и потом говорил, что в одном образе старался передать судьбу целого поколения…
Через три года после успешной премьеры было снято продолжение — фильм «Возмездие», где Анатолий Папанов сыграл ту же роль.
Николай Дубинский («Белорусский вокзал»)
История встречи фронтовых друзей вошла в «золотой фонд» советского кино. Они расстались в 1945-м на перроне Белорусского вокзала и встретились только спустя двадцать лет по грустному поводу… Судьбы друзей сложились очень по-разному, и им приходится заново узнавать друг друга в новой мирной жизни. Анатолий Папанов сыграл бывшего радиста, а теперь бухгалтера Дубинского — тихого честного человека, обеспокоенного семейными заботами. В мирной жизни ему пришлось непросто — в армии было понятно кто друг, кто враг и как надо действовать, а здесь для одних он слишком принципиален, для других живет по устаревшим правилам и мало кому есть дело до его военных заслуг…
Режиссёр Андрей Смирнов с самого начала знал, что в фильме должны сниматься самые популярные актёры того времени. Одна роль писалась сразу под Евгения Леонова, а на другие шли пробы. Бухгалтером Дубинским мог быть Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько, но Анатолий Папанов наиболее точно попал в характер своего персонажа.
Пётр Бондаренко («Дети Дон Кихота»)
Пётр Бондаренко — заведующий роддомом, врач-акушер от бога. Ежедневно он сталкивается с десятками женских судеб — счастливых и не очень, стремится помочь каждой и не реагирует на не всегда доброжелательные комментарии в свой адрес. Дома его ждут трое сыновей — один в творческом кризисе, другой собирается жениться, третий решил бежать освобождать угнетённые народы Африки. Всю свою жизнь Бондаренко посвящает детям, своим и чужим, хотя чужих для него, кажется, не бывает…
Актриса Нина Сазонова, сыгравшая жену Бондаренко, вспоминала, что молодые актеры-«сыновья» вели себя довольно разгильдяйски, могли опоздать или вообще не прийти на репетиции. Режиссер уже был готов заменить состав, но Папанов попросил разрешения поговорить «по-отцовски»: «Давайте, ребята, беречь честь нашей семьи — нашу актерскую честь. Больше так быть не должно. Никогда. Завтра, в половине второго, вы все придёте, оденетесь, загримируетесь и будете готовы к съемке. Мы с „матерью“ придем в половине третьего!» — и, к удивлению режиссёра, «сыновья» стали как шелковые…
Владимир Дмитриевич Лобанов («Время желаний»)
В этой драме Анатолий Папанов сыграл интеллигентного старомодного вдовца, влюбившегося на старости лет в активную молодую женщину. Она всегда видела своим мужем респектабельного и обеспеченного человека, поэтому активно взялась устраивать судьбу и карьеру немолодого Владимира Дмитриевича, который мечтал только о тихом семейном счастье… Но ничьим мечтам не удалось осуществиться.
В главной мужской роли режиссёр Юлий Райзман видел Георгия Жженова. Актёра утвердили без проб и начали съемки, но через какое-то время стало понятно, что герой в его исполнении никогда не будет беспрекословно уступать воле жены. Мягкий характер актеру был не свойственен ни в жизни, ни на экране, поэтому все проявления слабоволия в его исполнении выглядели фальшиво. Начались пробы, и только Анатолию Папанову удалось идеально создать нужный образ. Райзман любил снимать актёров в необычных амплуа, поэтому снять комедийного актера в драматической, даже более того — трагической, роли ему было очень интересно…
Копалыч («Холодное лето пятьдесят третьего…»)
Последняя роль Анатолия Папанова. Драма о противостоянии амнистированных политзаключенных и матерых уголовников вышла в прокат через год после смерти актера… Копалыч — обвиненный в шпионаже инженер Николай Старобогатов, и Лузга — побывавший в окружении капитан полковой разведки Сергей Басаргин, после амнистии жили в рыбацком поселке, куда однажды ворвалась банда головорезов.
На роль Копалыча был утвержден белорусский актёр Геннадий Гарбук, но в последний момент решили взять Анатолия Папанова. Актер блистательно сыграл одну из своих лучших ролей, но не успел ни посмотреть картину, ни озвучить своего героя. Он скончался от сердечного приступа через несколько дней после завершения съемок. Роль была бы для актёра триумфальной — драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» стала одним из лидеров проката, получила призы международных фестивалей и была закуплена в фонд конгресса США. И когда речь заходит о драматических ролях Анатолия Папанова — первым делом вспоминают мужественного и самоотверженного Копалыча.
Однако, Анатолий Папанов был большим драматическим актером, да и жизнь его не всегда баловала — он работал литейщиком на заводе, командовал взводом зенитной артиллерии во время войны, в двадцать лет получил инвалидность после ранения в ногу. В ГИТИС его приняли с условием избавиться от хромоты, и уже через несколько месяцев волевой актёр научился не только ходить без трости, но даже танцевать… Драматические герои Анатолия Папанова производили на зрителей впечатление даже большее, чем контрабандист Лёлик, солдафон Сокол-Кружкин или авантюрист Киса…
Генерал Серпилин («Живые и мёртвые» и «Возмездие»)
Бывший фельдшер, а теперь комбриг Фёдор Серпилин из экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» — первая драматическая роль Папанова. Сюжет фильма, события которого разворачиваются в первые годы Великой Отечественной войны, актёру-фронтовику был близок, но от роли он поначалу отказывался. «Я не смогу, я же комедийный актёр!» — убеждал Папанов режиссёра Александра Столпера, но тот не отступал. Несмотря на попытки отказаться, Анатолий Папанов был очень благодарен создателям фильма за то, что роль решили предложить именно ему — он играл комических персонажей, проходимцев и бюрократов, но мечтал о герое. Тем более, что герой был похож на него самого — хорошо знающий цену жизни, перенесший тяготы военного времени, но сохранивший отзывчивость и любовь к людям. Образ Серпилина он додумал, вспоминая фронтовые годы и людей, которых встречал на войне, и потом говорил, что в одном образе старался передать судьбу целого поколения…
Через три года после успешной премьеры было снято продолжение — фильм «Возмездие», где Анатолий Папанов сыграл ту же роль.
Николай Дубинский («Белорусский вокзал»)
История встречи фронтовых друзей вошла в «золотой фонд» советского кино. Они расстались в 1945-м на перроне Белорусского вокзала и встретились только спустя двадцать лет по грустному поводу… Судьбы друзей сложились очень по-разному, и им приходится заново узнавать друг друга в новой мирной жизни. Анатолий Папанов сыграл бывшего радиста, а теперь бухгалтера Дубинского — тихого честного человека, обеспокоенного семейными заботами. В мирной жизни ему пришлось непросто — в армии было понятно кто друг, кто враг и как надо действовать, а здесь для одних он слишком принципиален, для других живет по устаревшим правилам и мало кому есть дело до его военных заслуг…
Режиссёр Андрей Смирнов с самого начала знал, что в фильме должны сниматься самые популярные актёры того времени. Одна роль писалась сразу под Евгения Леонова, а на другие шли пробы. Бухгалтером Дубинским мог быть Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько, но Анатолий Папанов наиболее точно попал в характер своего персонажа.
Пётр Бондаренко («Дети Дон Кихота»)
Пётр Бондаренко — заведующий роддомом, врач-акушер от бога. Ежедневно он сталкивается с десятками женских судеб — счастливых и не очень, стремится помочь каждой и не реагирует на не всегда доброжелательные комментарии в свой адрес. Дома его ждут трое сыновей — один в творческом кризисе, другой собирается жениться, третий решил бежать освобождать угнетённые народы Африки. Всю свою жизнь Бондаренко посвящает детям, своим и чужим, хотя чужих для него, кажется, не бывает…
Актриса Нина Сазонова, сыгравшая жену Бондаренко, вспоминала, что молодые актеры-«сыновья» вели себя довольно разгильдяйски, могли опоздать или вообще не прийти на репетиции. Режиссер уже был готов заменить состав, но Папанов попросил разрешения поговорить «по-отцовски»: «Давайте, ребята, беречь честь нашей семьи — нашу актерскую честь. Больше так быть не должно. Никогда. Завтра, в половине второго, вы все придёте, оденетесь, загримируетесь и будете готовы к съемке. Мы с „матерью“ придем в половине третьего!» — и, к удивлению режиссёра, «сыновья» стали как шелковые…
Владимир Дмитриевич Лобанов («Время желаний»)
В этой драме Анатолий Папанов сыграл интеллигентного старомодного вдовца, влюбившегося на старости лет в активную молодую женщину. Она всегда видела своим мужем респектабельного и обеспеченного человека, поэтому активно взялась устраивать судьбу и карьеру немолодого Владимира Дмитриевича, который мечтал только о тихом семейном счастье… Но ничьим мечтам не удалось осуществиться.
В главной мужской роли режиссёр Юлий Райзман видел Георгия Жженова. Актёра утвердили без проб и начали съемки, но через какое-то время стало понятно, что герой в его исполнении никогда не будет беспрекословно уступать воле жены. Мягкий характер актеру был не свойственен ни в жизни, ни на экране, поэтому все проявления слабоволия в его исполнении выглядели фальшиво. Начались пробы, и только Анатолию Папанову удалось идеально создать нужный образ. Райзман любил снимать актёров в необычных амплуа, поэтому снять комедийного актера в драматической, даже более того — трагической, роли ему было очень интересно…
Копалыч («Холодное лето пятьдесят третьего…»)
Последняя роль Анатолия Папанова. Драма о противостоянии амнистированных политзаключенных и матерых уголовников вышла в прокат через год после смерти актера… Копалыч — обвиненный в шпионаже инженер Николай Старобогатов, и Лузга — побывавший в окружении капитан полковой разведки Сергей Басаргин, после амнистии жили в рыбацком поселке, куда однажды ворвалась банда головорезов.
На роль Копалыча был утвержден белорусский актёр Геннадий Гарбук, но в последний момент решили взять Анатолия Папанова. Актер блистательно сыграл одну из своих лучших ролей, но не успел ни посмотреть картину, ни озвучить своего героя. Он скончался от сердечного приступа через несколько дней после завершения съемок. Роль была бы для актёра триумфальной — драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» стала одним из лидеров проката, получила призы международных фестивалей и была закуплена в фонд конгресса США. И когда речь заходит о драматических ролях Анатолия Папанова — первым делом вспоминают мужественного и самоотверженного Копалыча.