Фотопроект «Город на память». Театральная площадь и Большой театр ( 70 фото )
- 14.10.2017
- 977
Историю Большого театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Ещё на стадии строительства урусовского театра случился пожар и князь передал дела своему английскому компаньону Майклу Медоксу, который и выстроил трёхтажное кирпичное здание под тесовой крышей. Открытие Петровского (по названию улицы Петровки) театра состоялось в 1780 году.
В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.
После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.
Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».
Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.
Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.
Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.
Большой театр. 1854-1870 гг. (первая фотография Большого театра)
Его высота, по сравнению с прежним, увеличилась почти на четыре метра. Портик с колоннами Бове был сохранён, но появился второй фронтон, а алебастровая тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона размещён алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Вдоль боковых фасадов появились галереи - наклонные козырьки на чугунных столбах.
Но самые значительные изменения произошли внутри. Кавос спроектировал зрительный зал, как музыкальный инструмент, добившись уникальных акустических свойств. На качество звука работали деревянные панели из резонансной ели в отделке стен, деревянный потолок вместо железного, даже декор лож, выполненный из папье-маше. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра, а в центре - парадная царская ложа.
«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение»,- писал архитектор Альберт Кавос.
На потолке вокруг люстры академиком А.Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы», причём художник позволил себе некоторую шалость, изобразив выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках. Первый занавес был создан итальянским художником Казроэ Дузи и изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». С 1896 года в начале и в финале спектакля использовался новый занавес «Вид на Москву с Воробьевых гор», а в антракте - «Торжество муз» (оба были созданы художником П.Ламбиным).
К концу XIX века выяснилось, что театр стоит на деревянных сваях, имеющих неприятную тенденцию гнить, чем вызывать осадку здания и трещины в стенах. Срочный ремонт фундамента частично спас ситуацию, но в 1902 году случилось проседание стены прямо во время спектакля и двери средних лож заклинило. Впрочем, проблема с фундаментом вскоре отошла на второй план, ибо грянула революция, радикально избавлявшаяся от всего старорежимного.
Само существование Большого театра оказалось под угрозой, но в 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени Большой уже получил статус академического театра. В его зале теперь проходили и Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Со сцены Большого театра было провозглашено о создании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик.
В двадцатые годы в театре провели работы по укреплению стены, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Противоаварийными работами руководил архитектор И.Рерберг, а затем последовала перепланировка лестниц, создание новых репетиционных залов и артистических уборных, капитальная реконструкция сцены.
В советские годы взамен дореволюционных появились три новых занавеса и все созданы при участии художника Фёдора Федоровского: с 1920 года - раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, с 1935 года - занавес с датами революционных событий «1871, 1905, 1917» (Парижская коммуна, Декабрьское вооружённое восстание и Великая Октябрьская социалистическая революция), ну а самый известный, с 1955 года - «золотой», парчовый с вытканной государственной символикой СССР.
К началу Великой Отечественной войны театр был закрыт на ремонт, часть труппы была эвакуирована в Куйбышев, а остальные ушли в армию, выступали в составе фронтовых бригад. 22 октября 1941 года авиационная бомба попала в здание, нанеся значительный ущерб. В частности, были уничтожены скульптуры муз Эрато и Терпсихоры на фасаде. Они были заменены копиями, которые сильно отличались от оригиналов. После восстановительных работ Большой открылся в 1943 году постановкой оперы «Иван Сусанин», известной прежде как «Жизнь за царя».
Большой театр. Маскировка. 1941 год
Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.
В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».
Копьевский переулок. 1968-1970 гг.
Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.
29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.
В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.
С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра
Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год
Большой театр. 1974 год В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому — любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».
Фестиваль «Круг света» (2013)
Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.
Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.
Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год
Нивелирный план Москвы. 1888 год
Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год
Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры.
Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.
Площадь Свердлова. 1936 год Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась
Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».
Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.
А это эскиз варианта оформления станция: вместо людей искусства на майоликовых барельефах предполагалось изобразить физкультурников
Сотрудники Мосметро за уборкой станции «Театральная»
В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.
Фонтан Витали и панорама Воскресенской площади. 1870-1875 гг.
Отель «Континенталь». 1908 год
По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.
В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».
Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.
А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.
Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.
Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.
Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе
В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.
После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.
Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».
Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.
Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.
Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.
Большой театр. 1854-1870 гг. (первая фотография Большого театра)
Его высота, по сравнению с прежним, увеличилась почти на четыре метра. Портик с колоннами Бове был сохранён, но появился второй фронтон, а алебастровая тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона размещён алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Вдоль боковых фасадов появились галереи - наклонные козырьки на чугунных столбах.
Но самые значительные изменения произошли внутри. Кавос спроектировал зрительный зал, как музыкальный инструмент, добившись уникальных акустических свойств. На качество звука работали деревянные панели из резонансной ели в отделке стен, деревянный потолок вместо железного, даже декор лож, выполненный из папье-маше. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра, а в центре - парадная царская ложа.
«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение»,- писал архитектор Альберт Кавос.
На потолке вокруг люстры академиком А.Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы», причём художник позволил себе некоторую шалость, изобразив выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках. Первый занавес был создан итальянским художником Казроэ Дузи и изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». С 1896 года в начале и в финале спектакля использовался новый занавес «Вид на Москву с Воробьевых гор», а в антракте - «Торжество муз» (оба были созданы художником П.Ламбиным).
К концу XIX века выяснилось, что театр стоит на деревянных сваях, имеющих неприятную тенденцию гнить, чем вызывать осадку здания и трещины в стенах. Срочный ремонт фундамента частично спас ситуацию, но в 1902 году случилось проседание стены прямо во время спектакля и двери средних лож заклинило. Впрочем, проблема с фундаментом вскоре отошла на второй план, ибо грянула революция, радикально избавлявшаяся от всего старорежимного.
Само существование Большого театра оказалось под угрозой, но в 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени Большой уже получил статус академического театра. В его зале теперь проходили и Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Со сцены Большого театра было провозглашено о создании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик.
В двадцатые годы в театре провели работы по укреплению стены, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Противоаварийными работами руководил архитектор И.Рерберг, а затем последовала перепланировка лестниц, создание новых репетиционных залов и артистических уборных, капитальная реконструкция сцены.
В советские годы взамен дореволюционных появились три новых занавеса и все созданы при участии художника Фёдора Федоровского: с 1920 года - раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, с 1935 года - занавес с датами революционных событий «1871, 1905, 1917» (Парижская коммуна, Декабрьское вооружённое восстание и Великая Октябрьская социалистическая революция), ну а самый известный, с 1955 года - «золотой», парчовый с вытканной государственной символикой СССР.
К началу Великой Отечественной войны театр был закрыт на ремонт, часть труппы была эвакуирована в Куйбышев, а остальные ушли в армию, выступали в составе фронтовых бригад. 22 октября 1941 года авиационная бомба попала в здание, нанеся значительный ущерб. В частности, были уничтожены скульптуры муз Эрато и Терпсихоры на фасаде. Они были заменены копиями, которые сильно отличались от оригиналов. После восстановительных работ Большой открылся в 1943 году постановкой оперы «Иван Сусанин», известной прежде как «Жизнь за царя».
Большой театр. Маскировка. 1941 год
Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.
В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».
Копьевский переулок. 1968-1970 гг.
Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.
29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.
В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.
С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра
Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год
Большой театр. 1974 год В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому — любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».
Фестиваль «Круг света» (2013)
Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.
Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.
Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год
Нивелирный план Москвы. 1888 год
Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год
Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры.
Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.
Площадь Свердлова. 1936 год Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась
Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».
Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.
А это эскиз варианта оформления станция: вместо людей искусства на майоликовых барельефах предполагалось изобразить физкультурников
Сотрудники Мосметро за уборкой станции «Театральная»
В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.
Фонтан Витали и панорама Воскресенской площади. 1870-1875 гг.
Отель «Континенталь». 1908 год
По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.
В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».
Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.
А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.
Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.
Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.
Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе