"Чиполлино - демон Революции" ( 87 фото )

Это интересно

- очередной показ в нашем киноклубе.

Ситуация - сами не знаете какая. Надо замещать, надо укреплять - но где и как? Много вопросов и так мало ответов. А дети? Эти цветы жизни - они растут, но куда? И чем питаются их, будем говорить, корни? Времени на раскачку больше нет, надо задействовать все резервы. И вот, по заказу министерства образования, старый советский мультфильм превращается в новый российский диафильм, рекомендованный для демонстрации в начальных, средних и полиции школах.

Он учит тому, как надо, но не стоит. Ибо если мы сегодня и живем плохо, то всё-таки лучше чем будем жить завтра, а это значит, что вчера было совсем хорошо, на которое и стоит опираться в испытаниях грядущего. Таким образом, российский консерватизм и получает то прочное мировоззренческое основание, на котором зиждется стабильность государства. И в этом смысле материал бывшего мультфильма, теперешнего диафильма, представляется нам и полезным, и поучительным.

Смело проходим под кат и наслаждаемся.


Начало XX века. Овощи, ягоды и фукты отмечали трехсотлетие династии Цитрусовых. В царстве все было спокойно и ничто не предвещало беды: ни многолетняя безуспешная война с соседними державами, ни рост цен на сельскохозяйственную продукцию, ни она сама, в виде жителей. Только отдельные фрукты плели либеральную паутину интриг, надеясь набросить на принца Лимона удавку конституции, а затем - и просто удавку.
Итак, наш диафильм начинается одним летним днем...


- Держите, ловите его!

Мы видим молодого, но уже дерзкого лука, удирающего от жандармов. В чем же дело?


Укрывшись в каморке у дядюшки Винограда - кустаря-сапожника, Чиполлино - так звали нашего героя - рассказывает о причине погони. Оказывается, произошло покушение на жизнь самого принца!


Настало время познакомиться с этой выдающейся фигурой. Немного напоминающий Петра I, а именно - характерным нервным тиком, усами, манерой изъясняться и общей харизмой, принц несомненно относился к тому виду политических деятелей, из которых после их смерти делают сухофрукты или даже цукаты, способные, по мнению толпы, избавлять от ряда болезней.

В настоящее же время - это законный правитель страны. Либеральные овощи утверждали, что Лимон глуп, истеричен и жаден, но на деле все обстояло наоборот - он был щедр, спокоен и умен.


Бесстрастная пленка диафильма опровергает рассказ Чиполлино - точно выверенный удар был вовсе не случаен. Революционер метил в голень: сломать принцу ногу, обездвижить его - вот, что было его задачей. Остальное должен быть сделать его отец, известный анархист Чиполлоне, но старый разбойник промахнулся и покушение провалилось.


Мужественно оставшийся на месте нападения принц лично руководил задержанием террористов.


Анархист-синдикалист Чиполлоне.


Между тем, ничего еще не знавший о провале операции Чиполлино узнает об аресте отца из разговора верноподданных колумнистов.


- Началось несанкционированное собрание!..
- Раздался хлопок! Громкий хлопок!..
- Не хлопок, а задымление!..


Теперь ему нужно связаться с отцом - получить инструкции, но как? И на помощь радикальному террору приходит представитель интеллигенции, профессор Груша, играющий свою игру на покойном-брате овощевольце. Отвлекая либерального жандарма-меломана сладкими трелями о всеобщем соковом равенстве, Груша позволяет Чипполино проникнуть в тюрьму и переговорить с анархической луковицей.


Вид сломленного старика потрясает молодого бунтаря. Он понимает - отец ошибался, когда думал подсекать корни и ломать голени. "Бить надо по головам!" - восклицает Чиполлино, зловеще пообещав отцу: "Мы пойдем другим путем".


Отказавшись от ставки отцов-овощевольцев на индивидуальный террор, Чиполлино не задумываясь заключает формальный союз с представителями либеральных фруктов. В свою очередь, профессор Груша решает использовать молодую энергию овощей для давления на "кислый режим". Их цели разнятся, но интересы - на данном этапе - совпадают.


Нас знакомят с новым персонажем. Это синьор Помидор - томат и бюрократ. Он управляет поместьем покойного графа Вишни и славится строгим отношением к законности, а также нетерпимостью к незаконной застройке же.


На этой почве у него возникает конфликт с одним из наиболее грязных представителей застройщиков, известному в мире криминала и растений в качестве "кума Тыквы". Пользуясь смертью графа и откровенно запугивая его сестер-наследниц, он уже завладел принадлежавшим графу участком земли, наскоро установив на нем "капитальное строение", то бишь одноквартирный жилищный комплекс "Семечки".


Помидор пытается воспрепятствовать наглому рейдерскому захвату, но на выручку Тыкве неожиданно приходит Чиполлино, решивший поддержать криминалитет в собственных политических целях. Эта "не брезгливость" молодого вожака революционеров "новой формации", способного использовать для "нужд Революции" и либеральную грушу, и криминальную тыкву, и даже виноград среднего класса (мелкобуржуазный элемент, являющийся "ферментом фашизма") - резко отличала его от революционеров прежней эпохи, с их ставкой на индивидуальный террор и игры в прятки с цитрусовой "лимонкой".

Без особых усилий заставив томат разрыдаться, Чиполлино остается победителем - и неплохо зарабатывает на этом. Не удивительно, что он тут же начинает частное дело.



Нехарактерное для социалиста-революционера занятие, но, как мы уже поняли, Чиполлино - лук необычный. Впрочем, деньги - это лишь средство. По-настоящему, его интересуют вовсе не лиры, а только лишь безраздельная политическая власть.


Однако, силы порядка еще не собирались сдаваться и Помидор вернулся с собакой и полицией. ЖК был оцеплен, а застройщик - изгнан. О последнем можно лишь вздохнуть по-солжениценовски, как о совершенно излишнем либерализме "лимонки", ограничившейся столь половинчатыми мерами.



И это немедленно сказалось. Действуя через одну редиску - простую уличную девку со столь же незатейливым прозвищем - криминальный кум связался с понравившимся ему луком и попросил его о помощи. И Чиполлино вновь не подкачал - убрав собаку при помощи лошадиной дозы снотворного, он, вместе с соратниками, похищает "домик Тыквы" и вывозит арестованное имущество в лес.


Происходит "экс". Обратите внимание, как ловко этот лук "повязывает" представителей разных миров банальным уголовным преступлением. Теперь ради спасения они пойдут на все, став надежным инструментом в руках социалиста-революционера. Мы понимаем - это демон Революции, злой гений, способный одержать победу там, где другим оставалось бы лишь сдаться.


Поняв, что право собственности и безопасность графинь можно обеспечить только апелляцией к высшей власти, Помидор отправляется к принцу Лимону.


- Арррестовать!

В отличие от засевших во всех грядках власти либералов, принц обладает неумолимым характером. Он приказывает провести показательные аресты шайки кума - к сожалению, не понимая того, что за происходящими в замке графинь событиями кроется куда большее, нежели обычный "спор хозяйствующих субъектов".


Четкие и слаженные действия лимонной жандармерии быстро приносят свои плоды.


Торжествующий Помидор и пойманная шайка.


Найденные у ряда заговорщиков улики (в том числе и холодное оружие в виде церемониального шила), неопровержимо свидетельствовали об участии в дел некоторых иностранных государств. Так, например, нота, обнаруженная у профессора Груши, доказывала его связь с германским генеральным штабом.


И вновь Редиска спешит к Чиполлино. Поняв, что все висит на волоске и схваченные за корни фрукты, овощи и ягоды скоро дадут признательные показания, лук решает действовать незамедлительно. Еще немного - и будет слишком поздно!



Как и прежде - чужими руками. Использовав доверчивость болезненного и юного графа Вишни, члена фабианского общества и "потомственного тред-юниониста", Чиполлино получает ключ от темницы замка, при помощи которой он, вместе с садовником Кактусом (еще одним революционером "старой формации"), выводит своих "друзей" на осознанную необходимость, т.е. - свободу.




Только теперь в ставке принца осознали, что имеют дело не с "экономическим бандитизмом", а с хорошо подготовленной, мотивированной и радикально настроенной политической организацией, конечная цель которой - свергнуть династию Цитрусовых и начать социальную революцию.


Действовать следовало решительно и быстро, но в рамках закона.





К поискам "главного преступника" привлекли и "союзников" - британского детектива Моркоу и его собачку Пылесосик.


Активно и смело принялись за дело полевые агенты "лимонки", фельдлимоны жандармерии и цитрусогвардейцы.




- Боже, они разорят весь наш парк!
- Ах, графини, не мешайте нам... Солдаты ищут злостных преступников!
- Немедленно же уезжаем отсюда за границу!.. Да-да!


И они действительно уезжают, знаменуя отказ старой земледельческой аристократии от борьбы за собственные права и своего принца.


Они уезжают, а молодой граф - остается. Впоследствии он еще не раз вспомнит этот момент.



По совету иностранного специалиста, власти вывешивают изображение Чиполлино, а главное - назначают за него награду. Увы, уличная редиска и тут спутывает правоохранительным органам все карты.





Это приводит к массовым арестам, но не тех. Впрочем, на фронте, в дисциплинарных батальонах, найдется место всем!



В это время Моркоу и его собачка Пылесосик обнаруживают тщательно законспирированную "хату" кума Тыквы.


Сообщив властям, неутомимый сыщик продолжает поиски Чиполлино.


Обратите внимание на изображение принца.


Застигнув профессора и лука во время очередной попытки проникновения в тюрьму, Моркоу начинает преследование.




Увы! В последний момент злая судьба в лице злобной суки уносит сыщика далеко-далеко. Собачка Пылесосик оказывается не на высоте положения, а Моркоу - в карете графинь Вишень.



- Медам! Держите себя в руках!


Но рано радовался и Чиполлино. В старой "лимонке" все же умели работать и смогли найти "преступника №1" самостоятельно. Задержание было трудным, но в итоге лук оказался рядом с луковицей.




Казалось бы - это конец? Да, но нет.

Лидер схвачен, однако созданная им чудовищная и повязанная соком организация продолжает работать с неумолимостью хорошо устроенного механизма. И вот мы видим как садовник Кактус идет по тротуару.


Кактус идет, а люди Чиполлино уже расставлены по своим местам. Все продуманно до мелочей - ошибки быть не должно.


Отвлекая охрану оркестром, он проникает в здание.


И передает Чиполлино напильник!


А в центре столицы начинается патриотический митинг под оборонным лозунгом "ZигZаг Победы!"



В своем кратком, но емком выступлении, принц обозначил принципы фискальной политики начавшегося финансового года и призвал частный капитал "вздохнуть свободнее".


Лимон еще не знал, что в это самое время Чиполлино с одинаковой легкостью выпускал из камер и "политических", и "уголовных".


Принц не подозревал, что буйствующая толпа уже приближается к столичной площади.


Желая продемонстрировать подданным незыблемость права частной собственности, Лимон лично руководит уничтожением незаконной постройки.


Наводится орудие, но...


...отряды "стошубников" уже загораживают все подходы к зданию.


В критический момент, когда каждый лимон имел значение, принц внезапно оказывается один, без охраны и верных генералов. Как? Почему?


Почему Моркоу предпочел исчезнуть после своего фиаско с арестом Чиполлино? И было ли оно случайным? И чему так радостно улыбался синьор Помидор - именно в тот момент, когда возглавивший уличных бойцов лук встал на пути у закона и артиллерии?

Чему?


Этого мы уже никогда не узнаем. Однако все ниточки ведут в британское посольство, сыгравшее особую роль в развернувшихся затем событиях, следствием которых стали потоки сока, пролившиеся в некогда единой фруктово-ягодно-овощной державе.

Хлопок!


- Вперед!


Только теперь синьор Помидор понял, какое растение в лице принца потеряло государство. Социальная революция - началась!


- Ешь богатых!




Эвакуация и эмиграция.


И вот - печальный итог. Профессор музыки, безработный старик, сапожник-кустарь, даже кум - все они признаны годными к тяжелому ручному труду и в качестве продуктоармейцев строят оборонительные укрепления на новых границах изолированного по всему периметру "государства труда". Карательная луковая машина не знает пощады, не терпит милосердия - вся страна обращена в гигантскую соковыжималку, выхода из которой нет.



КОНЕЦ?..



...

А если серьезно, то произведение Бориса Дёжкина представляется мне лучшей экранизацией романа вообще - во-первых, из-за рисовки, замечательно выглядящей и сегодня, шестьдесят лет спустя, а во-вторых, из-за чудесной музыки Карэна Хачатуряна, написанной специально для мультфильма. Озвучка персонажей не менее великолепна.

Забавно, что лично я, прежде чем увидеть мультфильм, сперва прочитал книгу - но вовсе не Джанни Родари (хотя позже дошло дело и до него), а именно новеллизацию. Была знаете ли, в хрущевские еще времена, такая толстая и большая книга, с советскими мультфильмами в буквах - её-то я и прочитал еще на заре детства, лет эдак в семь.

А уже потом, будучи зрелым тринадцатилетним юношей, посмотрел само произведение и влюбился в него (ибо музыка! музыка там бесподобна). В общем, посмотрите - настольный мультфильм революционера as is. Знай своего врага - и т.д.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация